Внеклассная природа по теме: "О жизни птиц"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Любовь Николаевна Лацыгина

 

Цель и задачи урока:

 

1.     Познакомить детей с жизнью птиц, с новыми видами птиц.

2.     Развивать память, речь, логическое мышление.

3.     Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: О жизни птиц.

Цель и задачи урока:

  1. Познакомить детей с жизнью птиц, с новыми видами птиц.
  2. Развивать память, речь, логическое мышление.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Литература:

 

  1. Ю. Дмитриев «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»;
  2. А. Барков «На ранней зорьке»;
  3. И. Акимушкин «Мир животных»;
  4. А. Батуев «Чудесный мир».

Оборудование: картинки с изображением различных птиц.

Ход урока.

1.Вступительное слово.

Учитель: Сегодняшнюю нашу беседу мы начнём необычно. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте несколько загадок и попробуйте их отгадать.

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Теперь вы догадались, о ком пойдёт сегодня речь? (О птицах)

2. Рассказ учителя о птицах.

Кукушка единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. Снеся на земле яйцо, самка – кукушка в клюве или лапках переносит и кладёт его в чужое гнездо. Доверчивые родители высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

Иволга – из всех птиц (лесных музыкантов) самая скрытная и красивое золотисто – жёлтое оперение. Живут иволги в рощах в берёзовых рощах, в высоких дубовых и липовых аллеях. Весной иволги появляются поздно, когда рощи уже одеты зелёной листвою и все лесные певчие птицы давно прилетели. Точно на невиданных музыкальных инструментах играют в лесу невиданные музыканты. Трудно найти гнездо иволги, искусно подвешенное в зелёных ветвях деревьев. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу, скрытно пролетевшую от дерева к дереву. Лишь иногда, пролетая открытую, освещённую солнцем полянку, блеснёт она своим ярким оперением.

3. Сообщения учеников о птицах.

Королёк – это самая маленькая птица нашей страны. Их называют – северные колибри. Гнездятся они исключительно в хвойных лесах, за лето выводят птенцов два раза. Вблизи видны их хохолки, которые похожи на коронки, поэтому их называют корольками. Выкармливая птенцов, они подлетают к гнезду около 300 раз в день. Питаются тлями, мелкими гусеницами, пауками, клопами, жуками. Королёк один из самых верных друзей леса.

Колибри – эта птичка очень миниатюрная. Её величина 2 – 6 см. Вес 6 грамм, примерно с бабочку. Её гнёздышко как половина грецкого ореха. А есть ещё карликовый колибри, он вообще как шмель размеров. Колибри может летать и головой и хвостом, и вперёд и на боку и на спине. Они могут зависать в воздухе и так собирают нектар цветов, им они и питаются. Живут эти птицы в тёплых странах. Расцветка колибри – очередное чудо природы. В день они съедают вдвое больше, чем весят.

Поползень – эта птица похожа на синицу и немного на дятла. Оперение очень разное: и белое, и жёлтое, спинка коричневая. Кормятся они: раздалбывают коры деревьев и вытаскивают гусениц.

Кулики прилетают к нам почти в тоже время, что и утки, знаменуя начало весны на воде. Их бывает 72 вида. Все они с длинными ногами и клювами, хорошо летают. Почти все они окрашены в буроватые и сероватые тона. Кулики очень пугливы.

Мухоловка – эта птица весит не более 25 грамм. Она выводит птенцов только 1раз за лето. Выкармливая птенцов, мухоловка прилетает к гнезду с кормом 400 раз в день.

Кайра – эта птица спокойная и не с кем не ссориться. Боятся они только орлов. За всё лето кайра выводит только одно яйцо. Это яйцо они держат между ног, согревая его своим теплом, так как лето полярное очень холодное. Но птенцы растут очень быстро. Кормят их кайры мелкой рыбёшкой. Когда птенцы подрастают, взрослые  кайры сталкивают их с силой в море.

Козодой – у этой птицы удивительный голос, непохожий на птичий. Звук напоминает работающий трактор. Его мягкий, лёгкий полёт часто путают с полётом летучей мыши. Прятаться эта птица мастер, её окраска под цвет зелени. И место его обитания – сосновые леса, а также вырубки и лесные долины. Козодой откладывает два своих яйца на прошлогоднюю хвою или листья, не создавая дополнительных условий, углублений.

4.  Игра – разминка «Весёлые вороны».

Учитель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру. Я буду читать стихи, а вы постарайтесь выполнить физические упражнения, т. е. руками и движением тела передать вид деятельности.

Вот под ёлочкой зелёной скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Ребята выполняют упражнения)

Целый день они кричали, спать ребятам не давали:  

Кар – кар – кар! (Ребята выполняют упражнения)

С ветку на ветку летят, трудно их теперь поймать!

Кар – кар – кар! (Ребята выполняют упражнения)

Машут крыльями, кричат, угомониться не хотят:

Кар – кар – кар! (Ребята выполняют упражнения)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Ребята выполняют упражнения)

  1. Беседа о птицах:
  • В какое время года птицы влюбляются? (Весной)
  • Почему? (Потому что самцы своим оперением привлекают к себе самок)
  • В начале, какого времени года нельзя шуметь в лесу? Почему? (В начале лета, так как птицы насиживают яйца и чтобы их не спугнуть с гнёзд)
  • Ребята есть такие птицы, у которых птенцов высиживают только самки, а есть высиживают только самцы. А есть птицы, у которых яйца высиживают и самки, и самцы по очереди.
  • А какая птица совсем не высиживает яйца? (Кукушка)
  • А куда она их девает? (Подкладывает в гнёзда другим птицам)

6. Беседа о птичьих гнёздах:

  • Как вы думаете, где могут птицы строить свои гнёзда? (На деревьях, на земле, в траве)
  • А вот стрижи – береговые ласточки, строят гнёзда из глины, гнёзда – норки по берегам рек, озёр, болот. А, например, деревенские ласточки делают себе гнёзда – лазанки из любых волос. А вот птица портниха делает себе гнёздо из листика дерева, который растёт на ветке. Висит листик, она его сгибает  и клювом прошивает любым волосом. За то, что она сшивает себе гнездо, и получила название портниха.

7. Беседа об охране и пользе птиц:

  • Какую пользу приносят птицы человеку?
  • А какую пользу должен приносить человек птицам?
  • Как вы думаете, как нужно охранять птиц?
  • Какую пользу птицам приносите вы и как их охраняете?

(Ответ на этот вопрос ещё прозвучит в чтении стихотворений)

Птицы – лучшие друзья!

Обижать нам их нельзя!

Мы шуметь в лесу не будем,

А то птенчиков разбудим.

Если гнёздышко найдём,

Стороною обойдём.

В холод мы их пожалеем,

Всех покормим, обогреем.

Пусть они всегда летают,

Песни звонко распевают.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех сторон,

К вам слетятся, как домой

Стайки воробьёв.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

8. Прослушивание голосов птиц.

Ребята, сейчас я вам включу прослушать голоса птиц. А вы должны  из всех голосов птиц выбрать голос кукушки и дятла. Когда вы услышите эти голоса, сразу хлопните в ладоши один раз.

Молодцы! Справились с заданием.

9. Викторина.

Сейчас проведём викторину «о птицах».

Задание 1 команде «Ласточка»:

  • Какая самая маленькая птичка, которую можно встретить в нашей полосе? (Королёк) В мире? (Колибри)
  • Какие птицы не вьют гнёзд? (Кукушка)
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой? (Клёст)
  • Птицы, живущие на речных берегах и болотах? (Кулики)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно – розовый… (Скворец)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

Мать отца не знают,

Но часто называют,

Детей знать не будут –

Чужим сбудут. (Кукушка)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит:

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Прилетел к нам, наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (Соловей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели.

Голосистый, нежный

Кто же это? (Соловей)

В тёплый край я не летаю

Здесь над крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей,

Я весёлый… (воробей)

Листья падают с осин

Мчится острый клин. (Журавли)

Посередь деревьев

Кузницы куют. (Дятел)

Задание 2 команде «Скворец»:

Птенец ещё не родился, а уже отдан на воспитание. У кого это?

Какие птицы сталкивают своих подросших птенцов в море? (Кайры)

Какая птица размером с бабочку? (Королёк, колибри)

Какая птица очень любит мух? (Мухоловка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет в воздухе кружит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

(Соловей)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка,

И полоска шарфика. (Синица)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым чистым

Клё-клё-клё поёт со свистом. (Клёст)  

 Не ворона, не синица,

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Птица сверху полетает,

И цепляет птицу к верху. (Ястреб)

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю растрещу. (Сорока)

Спереди шильце, сзади шильце.

Сама мала, за морем была. (Ласточка)

На шесте -  дворец,

Во дворце голосистый певец.  (Скворец)

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить

И кормиться? (Грач)

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)


10. Таблица итогов викторины.

Ласточка

Скворец

+

+

Итоги:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Разработка урока во 2 классе на тему: «Зимняя жизнь птиц и зверей»

Конспект урока окружающего мира во  2 классе по УМК "Перспектива"....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме« Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК " Перспектива"

Это урок освоения новых знаний,8 урок в разделе "Зима". На уроке использованы материалы,активизирующие познавательную активность учащихся( презентация " Вгости к зиме", презентация - тест  "Зимня...

Технологическая карта урока Тема урока: Жизнь птиц

Предметные умения:- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;- называть отличительные особенности птиц;- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;- нау...

Тест по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Тест предназначен для 2 класса. УМК "Перспектива"...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: зимняя жизнь птиц и зверейЦели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособлени...