Урок Окружающий мир Тема: "Страна, открывшая путь в космос".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Самойлова Ирина Диллюсовна

 

Задачи урока:

  1. Показать учащимся основные направления развития СССР до 1991 года.
  2. Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представления о первых этапах освоения космоса.
  • Знать дату первого полёта в космос и имя первого космонавта.
  • Иметь представления о послевоенном развитии СССР.
  • Знать дату распада СССР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx99.74 КБ

Предварительный просмотр:


Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема «Страна, открывшая путь в космос».

Задачи урока:

  1. Показать учащимся основные направления развития СССР до 1991 года.
  2. Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представления о первых этапах освоения космоса.
  • Знать дату первого полёта в космос и имя первого космонавта.
  • Иметь представления о послевоенном развитии СССР.
  • Знать дату распада СССР.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать степень её достижения.
  • Извлекать информацию из фотографий.
  • Работать с текстом, выделять ключевые слова.

Личностные:

  • Проявлять чувство гордости за российский народ и историю России,
  • осознавать свою национальную принадлежность.
  • Проявлять умение работать в парах.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

1). Блиц-опрос:

- Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941 года)

- Почему эту войну называют Отечественной?

(На борьбу поднялся весь народ.)

- Когда советская армия перешла в наступление?

(После победы под Москвой в декабре 1941года.)

-В каком году территория Советского Союза была освобождена

от   захватчиков? (В 1944 году.)

- Когда начался штурм Берлина?

(В апреле 1945 года.)

- Кто руководил штурмом Берлина?

(Маршал Георгий Константинович Жуков)

-Какой день стал Днём Победы?

(9 мая)

     2). Проверочная работа.

 Тесты С.102-104

2.Тема урока.

-Что обозначают эти даты:

8 сентября         18 января        27 января        900

1941г.                 1943 г.        1944 г.

- начало блокады Ленинграда,

- прорыв блокады Ленинграда,

- окончательное освобождение Ленинграда от  фашистской блокады,

- 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.

Учитель переворачивает таблички:

С                         С                     С                        Р

        

- Что это значит? (Название нашей страны – Союз Советских Социалистических Республик или Советский Союз.)

- Сегодня мы  должны посмотреть какие самые важные события произошли в нашей стране, когда она называлась Советским Союзом, начиная с послевоенных лет.

3. Работа по теме урока.

1). Актуализация знаний.

 - Отгадайте загадку:

                      «В умах учёных

                       Много лет

                       Жила мечта

                       Заветная –

                       Взлететь при помощи

                       Ракет

                       В пространство

                      Межпланетное».

- О каком пространстве идёт речь? (космос)

- Нашу страну называют страной, открывшей путь в космос. Почему?

2).  Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают текст, рассматривают фотографии

на стр. 147 и отвечают на вопросы:

-Кто был главным конструктором космических ракет?

(На доске: портрет С.П. Королёва)

-Что произошло в 1957 году?

(На доске: фото первого спутника, 1957 г.)

-Что произошло 12 апреля 1961 года?

(На доске: портрет Ю.А. Гагарина, 12 апреля 1961г.)

- Как назывался первый космический корабль?

(На доске: «Восток», фото корабля)

-Сколько времени провёл Ю.А. Гагарин на орбите?

(На доске: 108 минут)

-Что значит провёл на орбите?

(Был в космосе)

-Как отнеслись к этим событиям люди?

3)Чтение детьми отрывков из воспоминаний современников Ю. А.Гагарина. (Дети заранее подготовлены)

Георгий Данелия, кинорежиссер

— Я хорошо помню не только 12 апреля, но и несколько следующих дней. Все они были окрашены всеобщей радостью, восторгом, единением. Обиды и недопонимания тогда отошли на второй план, возникло ощущение счастья и начала какой-то новой эры. Помню, как вместе с друзьями мы вышли встречать машину с Гагариным на Ленинский проспект. Мы простояли несколько часов лишь для того, чтобы в считанные мгновения увидеть промелькнувшую машину с Гагариным. И знаете, никто тогда не пожалел о потраченном в ожидании времени.

Владимир Пресняков, музыкант

— Я учился в военной школе музыкантских воспитанников в Свердловске. И прекрасно помню, как из динамика предупредили, что сейчас прозвучит важное сообщение. Уже по голосу диктора все поняли, что произошло нечто особенное. И когда объявили, что советский человек первым покорил космос, все бросились на улицу. Это был какой-то единый порыв: всем и каждому хотелось разделить радость с другими, быть в эту минуту вместе. На центральной площади, по соседству с которой находилась наша школа, обнимались сотни и тысячи незнакомых людей. Также здесь собрался оркестр, зазвучала музыка. Все это происходило само собой, без чьего-либо руководства. Ничего подобного я никогда в своей жизни больше не видел.

Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик

— Наша школа стояла в самом центре Москвы. Помню, светит солнышко, а учитель математики Дмитрий Степанович на доске записывает домашнее задание. И вдруг из репродуктора: «Работают все радиостанции Советского Союза...» Когда дослушали, весь класс вскочил с мест и, не сговариваясь, побежал на улицу. И Дмитрий Степанович, бросив мел, побежал за нами... Это было 12 апреля, а 14-го, когда встречали Гагарина, я четыре с половиной часа простоял в толпе у Колонного зала, пока улица Горького была перекрыта и на Красную площадь не пускали. Но толпы не расходились. И вот мы увидели в небе самолет в сопровождении истребителей. А часа через два мимо мавзолея, где на трибуне стояли Гагарин и Хрущев, проходили восхищенные люди. Которых никто на эту демонстрацию не сгонял! Думаю, такого больше никогда уже не будет, какие бы сверхновые ракеты ни запускались в космос. Дело не в ракетах, а в нас, в людях.

-Люди радовались, ликовали. Было написано очень много песен, посвящённых полёту Ю.А. Гагарина. Давайте познакомимся с одной из них.

4). Работа в тетради.

Чтение текста песни «Я – Земля!» (задание 2, стр. 52)                   Прослушивание 1 куплета песни.                                                                                  - Как поняли слова этой песни?

-Сейчас космонавты проводят в космосе недели, месяцы и даже годы. Почему это стало возможным? (Созданы космические станции)

На доске: фото станции «Мир», 1986 г., фото МКС, 1998 г.

Физминутка

(муэыкальная)

4).  Продолжение работы по теме урока.

1). Актуализация знаний.

- В нашей стране, когда она называлась СССР, произошло ещё одно важное           событие.

- Отгадайте загадку:

«Коль крепко дружишь ты со мной,

Настойчив в тренировках,

То будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким». (Спорт)

В нашей стране очень много времени уделялось спорту.

В 1980 году произошло очень важное событие – Летние олимпийские игры в Москве.

2). Работа с текстом.

- Прочитайте текст:

«В 1980 году в Москве проходили  XXII Олимпийские игры.

Соревнования проводились по 21 олимпийскому виду спорта:

В общей сложности было разыграно 203 комплекта наград.

Советские спортсмены завоевали 41 медаль. СССР стала страной – призёром по медалям».

-Что узнали об Олимпийских играх в Москве?

-Символом Олимпийских играх в Москве был такой значок:

C:\Users\Лена\Desktop\космос\moscow_1980_9.jpg

                                                                                                                                 C:\Users\Лена\Desktop\космос\hello_html_b55402b.pngC:\Users\Лена\Desktop\космос\03-5_clip_image002_0008.jpgC:\Users\Лена\Desktop\космос\mishka_2.jpgC:\Users\Лена\Desktop\космос\kartinki24_sport_0053.jpg

3). Работа в парах.

  • Символом каждой олимпиады выбирают какое-то животное.

Как вы думаете, какой символ Московских олимпийских игр был в 1980 году?

   

 Как можно было догадаться, что это бурый медвежонок?

  • Прочитайте текст на 148 странице учебника. Запишите в таблицу, какие ещё важные, хорошие, говорящие о развитии нашей страны события произошли в послевоенное время в СССР.

Важные события, происходящие в СССР с 1945 г. по 1991 г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


4). Работа с учебником.

-Прочитайте текст учебника на стр. 148 – 149. Какие негативные события происходили в нашей стране? Какие ошибки были допущены?

 (Вырубка ценных лесов, загрязнение атмосферы, воды, под угрозой загрязнения оказалось озеро Байкал, сложности в экономике привели к очередям в магазинах, отсутствию самых необходимых товаров).

-1991 г. – СССР перестал существовать, республики вышли из состава СССР и стали самостоятельными государствами.

5). Обобщение изученного материала.

Просмотр видеосюжета из приложения к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

6). Рефлексия.

Заполнить таблицу в тетради на стр.52, оценить свою работу на уроке, поставив смайлик (зелёный – работал активно, жёлтый – мог бы работать лучше, красный – работа на уроке не получилась)

 7) Домашнее задание.

стр. 147 – 152, задание 4 стр. 53 в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....

Урок окружающего мира в 4 классе. Монопроект по теме «Страна, открывшая путь в космос»

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос» является заключительным  уроком раздела «Страницы истории Отечества». Целью данного раздела является знакомство учащихся  с...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Урок ставит следующие цели:1) познакомить с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране, 2) расширять кругозор, развивать устную речь, 3) ф...

Тест по окружающему миру по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Тест по окружающему миру по теме "Страна, открывшая путь в космос", программа Школа России", учебник "Окружающий мир. 4 класс" А.А.Плешаков....

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Страна, открывшая путь в космос.

Предмет: Окружающий мирУМК «Школа России»Класс: 4Тема урока: Страна, открывшая путь в космосЦель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами р...