Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и как надо беречь хлеб. Урок сопровождается презентацией "Откуда хлеб пришел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_khlebe.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема  урока:  Откуда хлеб пришел.

Тип  урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме  урока.

Задачи:

  1. Расширить круг представлений о профессиях.
  2. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить, люди каких профессий причастны к появлению хлеба.
  3. Дать представление о материальном производстве вещей и о том, что путь каждого продукта человеческого труда начинается из природы.
  4. Развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, и другим продуктам человеческого труда, уважение к людям разных профессий.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на
 уроке  с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Предметные:

Иметь представление о том, какой путь проходит зерно, прежде чем стать хлебом.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на  уроке  с помощью учителя;

работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; (коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый, игровой.

Формы организации познавательной деятельности:

  • (групповая)

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • разрезные картинки, изображающие этапы работы с зерном для получения мучного изделия;
  • разрезные картинки, изображающие этапы создания книги; создания ложки;
  • хлебные изделия;
  •  презентация «Откуда к нам хлеб пришел».

Ход урока:

 1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.  Постановка проблемной ситуации.

Работа с картинками: «Найди вещи к профессии».  Обсуждение важности каждого ремесла; важности вещей и их роли в жизни человека.

Учитель  заостряет внимание на профессии пекарь.

-Почему важна эта профессия? Что печет пекарь? (ответы детей)

-Хлеб

-Может ли человек жить без хлеба? Почему? (ответы детей)

-Посмотрите, к нам в гости пришли булочка и бублик. У них возник спор.

Бублик говорит, что они с булочкой родственники. А булочка с этим не согласна. Что делать, ребята? Как узнать, кто прав?

-Что у них общего?

Из чего бублик появился?  Из чего булочка? (из муки)

-А мука из чего? (из зерна)

-Тогда скажите, будут родственники булочка и бублик? (да, они оба сделаны из муки, мука из зерна)

-Ребята, как вы думаете, какие изделия еще делают из муки? Перечислите. (коржики, пряники, хлеб…) Какие все молодцы! Вот сколько родственников мы нашли для бублика и булочки!

3. Совместное открытие нового.

Сообщение темы урока.

-С чего начинается рождение  хлеба, булочки, бублика?

- С зернышка.

-Что нужно сделать с зернышком, чтобы оно проросло?

-Посадить в землю.

-Хорошо. А что еще нужно, чтобы зернышко проросло? (тепло, влага)

-Как вы думаете, какое время года больше всего подходит  для посева? В какое время года колхозники начинают готовиться к севу?

-Весной.

-Но землю надо подготовить. Как вы думаете, как подготавливают землю?

-Вспахивают, боронят, удобряют.

Давайте посмотрим, как пахали землю в старину, а как сейчас.

Просмотр презентации.

Слайд 3.

-В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг.

Вы знаете, как назывался человек, управляющий   лошадью? (пахарь).  

-Сейчас трактор тянет металлический плуг.

Ребята, скажите, а кто  управляет трактором?  (тракторист).

Слайд 4. Итак, землю подготовили.  Вспомните, что делают с зерном, чтобы оно проросло?

-Сеют.

-Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

- Раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно.

 -Как его называли? (пахарь)

-А в наше время  зерно сеют сеялками.

-Кто управляет ими?  (тракторист)

Слайд 5-6.

-Что происходит с зернами? (всходят, растут, созревают)

Слайд  7-8.

-В какое время года начинается жатва? (летом)

-Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы? (коса, серп, молотило)

Как называли людей, которые пользовались этими орудиями труда? (косарь, жнец, молотильщик )

- А какая техника помогает людям сейчас? (комбайн, грузовик)

-Кто управляет комбайном?  (комбайнер)

Слайд 9-10.

Зерна получается много.  Где же его хранят? (в старину - в амбарах, сейчас - в зернохранилищах).

Слайд 11-12.

-Что  потом делают с зерном? (мелят)

-Где раньше мололи? (на мельнице – мельник)

-Где сейчас? (на мукомольном заводе - мукомол)

Слайд 13-14.

-Что делают с мукой? (из нее пекут хлеб)

-Раньше пекли в огромных печах, а сейчас на хлебозаводах со специальным оборудованием. Пекут пекари.

Вот так испекли нашу булочку и бублик. Так будут ли они родственники? Почему?

Слайд 15.

-Куда везут готовый хлеб?  (в магазины).

Физминутка.

«Волшебное превращение».

Мы – зернышки (присели).

Мы – колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).

Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).

Обмолотили зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).

Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).

Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).

Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).

Вот какой каравай получился!

Слайд 16.

-А какой бывает хлеб?  (вкусный,  мягкий, теплый, горячий…)

Какие пословицы вы знаете о хлебе?

-Почему говорят: «Хлеб - всему голова?» (хлеб - самый важный продукт)

-Хлеб нам нужен для того, чтобы расти сильными и здоровыми.

-Люди многих профессий участвовали в появлении хлеба. Это очень долгий и трудный путь.

-Как мы должны относиться к хлебу? (беречь)

-Что значит «беречь хлеб»? (ответы детей)

Чтение учителем рассказа М. Глинской «Хлеб».

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

 Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

 Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

 -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

 Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

 «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

 Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

 - Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

 Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

 -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

 — Куда же теперь хлеб девать?

 В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

 — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl  Ах, как вкусно».

-Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?

Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

-Какой путь прошел хлеб, прежде чем появиться на столе?

-Какие профессии участвовали в появлении хлеба?

Как надо относиться к хлебу? Что значит беречь хлеб?

(не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным).

-Хлеб появился из зерна, он проделал долгий трудный путь. Хлебу помогли появиться люди разных профессий. Хлеб надо беречь. Остатки хлеба не надо выбрасывать, можно отдать птичкам или другим животным.

4. Первичное закрепление (обучение способам применения).

-Только ли хлеб проходит много превращений, прежде чем к нам попасть?

-Любая вещь, которая к нам попадает, проходит много превращений.

Эти превращения выполняют люди разных профессий.

Они не могут обойтись друг без друга.

Игра «Собери правильно цепочку» -  из разрезных картинок собирают «путь» книги, «путь» ложки, затем рассказывают.

5. Итог.

 - Какая тема была на уроке?

Что вам понравилось? Какие чувства возникли? Какой вывод сделаете?

Каждая вещь, прежде чем попасть к нам, проделывает большой путь. Превращения эти долгие и трудные, их совершают люди многих профессий. Поэтому все вещи надо беречь.

-О каком продукте говорят: «Всему голова»? (о хлебе)

-Почему так говорят?

-Как надо относиться к хлебу?

Что значит «беречь»?

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»

В  методических материах представлен опыт работы по теме  «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе школа 8 вида на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник». Педагог: Сахарова Ирина ВладимировнаАвтор...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...