Игра- путешествие "По тропинкам родного края"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Брылякова Людмила Михайловна

Игра- путешествие "По тропинкам родного края " была проведена мною на пришкольной площадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_tropinkam_rodnogo_kraya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие

«По тропинкам родного края»

Приготовила и провела: Брылякова Л.М.

                Игра-путешествие «По тропинкам родного края»

Цель:

  • развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,
  • развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об окружающей среде,
  • сформировать ценностное отношение к природе,
  • воспитать желание охранять природу и помогать ей,
  • систематизировать и углубить знания учащихся по темам “Растения” и “Животные”;

Оборудование:

  • наборы карточек с заданиями по каждому конкурсу;
  • подбор загадок
  • жетоны в виде различных рыбок, зверей, цветов.

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растительный  и животный мир нашего района. В игре победит та команда, участники которой действительно хорошо знают природу, умеют правильно вести себя, готовы ее оберегать.

  1. Организационный момент.

Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела.

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

          Чтобы летом шёл весёлый дождь!

II. Ход игры.

Конкурс “Корзина цветов”

1.Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы.... (Ромашки)

2.Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто ..... (Одуванчик)

3.Эта травка больно жжется, 
В руки детям не дается. 
Да, колючая на диво
Та зеленая....
 (Крапива)

4.В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это .... (Василек)

5.Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (Шиповник)

6.Дерево с корою белою, 
Робкое, очень несмело
Средь листьев сережки, как слезы, 
У ласковой, кроткой...
 (Березы)

Конкурс “Маленькие тайны природы”

Команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает один балл-жетон.

  1. Куда исчезают лягушки и жабы зимой? (Спят)
  2. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка)
  3. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  6. Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)

Конкурс “Что лишнее”.

Учитель зачитывает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение.

  • Собака, рысь, коза, корова, лошадь
  • Чайка, буревестник, рыбный филин, скворец
  • Пчела, муха, саранча, колорадский жук
  • Медведь, белка, барсук, бурундук, пчела.

Конкурс “Живая буква”

Записать названия цветов, деревьев, насекомых, рыб, птиц, зверей обитающих в нашем районе (на одну и ту же букву).

Пример:

 

О

М

К

Цветок

Одуванчик

 

 

Дерево

Ольха

 

 

Насекомое

Овод

 

 

Рыба

Окунь

 

 

Птица

Орел

 

 

Зверь

Олень

 

 

Конкурс “Прогулка в лес”

Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной поляне. Какие правила поведения нужно помнить? За каждый правильный ответ – 1 фишка.

Конкурс “Поймай птицу”

Команды получают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия птиц обитающих в наших лесах.

Пример: (карточка разрезается по буквам)

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

Для 1 команды:

  • Тетерев
  • Орел
  • Синица

Для 2 команды:

  • Дятел
  • Клёст
  • Куропатка

Конкурс "Узнай по описанию"

1. Плоды этого растения имеют багряный цвет, за что и получило свое название (брусника, на старославянском языке слово "брусн" означало багряный цвет);

2. Эту ягоду называют "северным виноградом" (голубика);

3. Ее называют "ягодой наоборот" (морошка);

4. Назовите ягоды Севера, получившие свои названия по цвету своих плодов (голубика, черника, брусника);

5. Эта ягода самая ароматная (княженика);

6. Это растение называют жгучим, ранней весной оно спасало крестьян от голода (крапива);

7. Ее называют лежебокой, царицей болот (клюква);

8. С пуха этой травы раньше изготовляли ткань, да и в названии отражена ее характерная особенность (пушица);

9. Это дерево называют не только спасителем лесных жителей, но оно обладает самыми полезными орешками (кедр).

Конкурс “Давайте познакомимся” (для гостей мероприятия).

1. Какие рыбы носят название небесных тел? (луна, солнце)

2. Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот)

3. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (телескоп)

4. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)

5. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)

Конкурс “Бюро погоды”

Какая будет погода? Проставить цифры (1 или 2) напротив примет.

1- признак ухудшения погоды

2- признак хорошей погоды

- Рыба не клюет, она сыта. - 1

- Голуби разворковались. - 2

- Муравьи не спешат на работу, закрыты все входы. - 1

- Возле кустов желтой акации кружится много насекомых - 1

- Паук усиленно плетет сеть. - 2

- Поздно вечером сильно трещат кузнечики. - 2

- Пчелы сидят в улье и громко гудят. - 1

- Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. - 2

II тур «Викторина»

Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!

Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

Вопрос №2: Ходим, ходим по лужку,

                      Собираем по цветку:

                      Красный, белый, синий цвет...

                      Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)

Вопрос №3: Зайку серого найду,

                     Принесу его домой -

                     Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.

                     И опята, и маслята,

                     И груздочки соберём.

                     Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)

Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.

                     Притоптали меня, травушку,

                      Притоптали меня зелёную,

                      Да всё детушки, да всё малые...

(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)

Вопрос № 6:  Я кузнечика словил,

                       В банку с травкой посадил.

                       Пусть покажет, как трещит,

                       Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

Вопрос № 7:  Огонь траву с цветами вместе выжег,    

                        Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

                        Он, как испуганная стая белок рыжих,

                        Метался со ствола на ствол.

(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)

Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,

                     Муравьиным спиртом пахнет сушь,

                     В чаще муравейники не спят -

                     Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нельзя разрушать муравейники?

(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)

Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,

                     Пусть растёт зелёное, лист резной,

                     Поливаем деревце часто, часто мы,

                     Чтоб оно со временем нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?

(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)

Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!

                        Шевельни опять рукой

                        И, как только воду взял,

                        Хорошенько кран закрой!

(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)

Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,

                        Всегда тенистой и сырой,

                        В крутом овраге под горой

                        Бьёт из камней родник студёный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат

                        В воду броситься спешат.

                        А ребята не лежат,

                        Ловят банкой лягушат.

                        Пусть живёт лягушка в доме,

                        Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)

Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)

Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво

                        Позади клубится дым. Чих - чих - чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец - тяжёлый металл - очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)

Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,

                        Не разлагается мусор в природе.

                        Пришли через год на полянку

                        И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)

Вопрос № 17: Красива обувь, суперсовременна

                        Рифлёная подошва, блеск!

                        Прошли красивые ботинки -

                        Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе. (Вместе с грязью в помещение попадают микробы, пыль вредна для здоровья.)

Вопрос № 18: Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу,особенно весной? (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

IV тур «Аптека бабы Кати»

Ведущий: Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг! Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе - аукционе «Аптека бабы Кати». Вам нужно отгадать лекарственное растение по стихам и рассказать о его лекарственных свойствах. За каждый правильный ответ команда может получить 3 балла : 1 балл -  за определение растения и 2 балла - за рассказ о его применении. Начинаем! (Участники игры выбирают по три задания и готовятся 2 минуты.)

  1. Ах, не трогайте меня,

     Обожгу и без огня. (Крапива)

   

(Листья крапивы богаты различными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.)

  1. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик)

(Корень одуванчика возбуждает аппетит, богат витаминами.  Листья ранней весной употребляют в виде салата.)

  1. Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,

    Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

(Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки.)

  1. А это что за растение?

     На тропинке, на дорожке -

     Всюду чирьева трава.

     Привязал листок к нарыву.

     День - другой пройдёт - и диво!

     Ты здоров без докторов.

     Вот простой листок каков! (Подорожник)

(Подорожник называют зелёным бинтом. При ушибах или порезах, нужно лист подорожника очистить от пыли, немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.)

  1. Говорит тихонько бабка: здесь растёт кошачья лапка.

    Жёлтые цветочки, длинные листочки.

    Если в теле маята, боль идёт от живота,

    Завари цветочки эти. Говорю понятно, дети? (Бессмертник)

(Из него изготавливают «грудной чай» при простудах, а порошком бессмертника присыпают долго незаживающие раны. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью .)

  1. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

    Пусть дорожку до зари освещают фонари.

    На больших стеблях подряд лампы белые висят. (Ландыш)

(Цветы ландыша идут на изготовление сердечных капель, успокаивающих сильное сердцебиение . Его используют для изготовления духов.)

V тур « Музыкальный»

В[a]едущий: Командам предлагается не совсем обычное задание: инсценирование самых известных детских песенок. Капитаны, подойдите и выберите задание для соей команды. Пока ребята готовятся, мы со зрителями продолжим играть. (Снова - викторина «Игра со зрителями».)  (Время для подготовки команд - 5 минут, жюри оценивает по 5-балльной системе.)

VI тур « Умеешь ли ты общаться с природой»

Ведущий: Леонид Леонов писал: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».

      Но, к сожалению, в наши дни благоразумия этого подчас не хватает. Вот и сокращаются площади лесов, всё меньше становится в них обитателей. А иному человеку ничего не стоит просто так, из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо, расковырять палкой муравейник или даже поджечь его. Прежде чем войти в лес, подумайте, кем вы туда входите - врагом или другом? Лучше всего войти в лес другом.

      А сможете ли вы войти в лес другом? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты обращаться с природой?» . За каждый правильный ответ команда получит 2 балла.

  1. Перечислите заповеди поведения в лесу. (Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнёзд, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц, не жечь).
  2. Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (По вашим следам их могут найти хищники. Чужой запах отпугнёт птицу и она покинет гнездо)
  3. Как правильно собирать в лесу ягоды, грибы, букеты цветов? (Съедобные ягоды собираются так, чтобы не повредить веток. Не сбивать грибы ,если  даже несъедобные. Грибы нужны в природе. Нельзя рвать цветы охапками. Букеты нужно составлять из тех растений, которые выращены человеком)
  4. Почему нельзя рубить кусты и деревья в лесу? (Куст, который пригодится для палатки, растёт 5 - 8 лет, а дерево, сгоревшее в костре - 15 - 18 лет. Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, ещё дома нужно позаботиться о кольях для палатки. Для костра пользуйтесь только сухостоем и валежником. Не разжигайте костёр в близи деревьев. Найди площадку на расстоянии 7 - 8 метров от них, сними дёрн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода)
  5. Причиной чего может стать в лесу стеклянная банка, разбитая бутылка? (Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи как увеличительное стекло)
  6. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? ( Не оставлять костёр без присмотра, покидая привал, залей место, где был костёр водой и заложи кострище дёрном. Береги лес от пожара! Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать)

Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.

    Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Мы просим жюри подвести итоги нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По лесным тропинкам родного края.

Игра «Волшебный квадрат» для учащихся начальных классов....

Тропинками родного края

Сведения об Ивнянском районе...

Экологический марафон «Тропинками родного края»

Цель привлечь внимания к актуальным экологическим проблемам своего края Основные задачи:1) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;2) воспитание экологической культуры;3) развит...

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.

Программа  внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края»  для учащихся 1-4 классов.  рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объедине...

Квест - игра "Тропы родного края"

Квест – путешествие по станциям  для учащихся вторых  классов, направлен на экологическое воспитание учащихся.Форма работы – групповая. На станциях работают  учащиеся старши...

Внеклассное мероприятие "Тропинками родного края"

Внеклассное мероприятие "Тропинками роднго края"(Белгородчина), составлено для обучающихся  с нарушением слуха....