Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «В гости к весне»
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "В гости к весне"  с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx83.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «В гости к весне»

Предмет: Окружающий мир  А.А. Плешаков (УМК «Перспектива»)

Класс: 2

Тема урока: «В гости к весне».

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с весенними явлениями в живой и неживой природе.

Образовательные:

  1. Показать связь между живой и неживой природой.
  2. Познакомить с новыми понятиями ледоход, половодье.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
  2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

УУД, формируемые на уроке.

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Ресурсы урока:

1.Учебник «Окружающий мир» 2 класс, авторы А. А. Плешаков, Новицкая

2.Рабочая тетрадь учащихся

3.  Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

4. Интернет - ресурсы

5. Картинки природы, конверты с заданиями.

 Используемая литература:

1. Е.М. Тихомирова «Тесты по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.

2. Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» М-Издательство «Экзамен»2010г.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. 

- Поприветствуйте улыбкой друг друга и наших гостей.

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

- Тихонечко садитесь.

- Успехов вам и удач!

ΙΙ.  Актуализация знаний. 

- Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе: 

- Прочитайте их внимательно:

1.Слушаем внимательно задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.

2. Работаем быстро, дружно, все вместе.

3. Работаем без шума, не мешаем друг другу.

4. Назначаем того, кто будет отвечать на вопрос от группы.

5. Внимательно слушаем ответы групп.

- Вслух зачитает правила….. (читает ученик)

- Все согласны?

 На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. А какая бывает природа, вы ответите, выполнив первое задание:

- Возьмите конверты белого цвета. Достаньте содержимое конвертов. Как вы думаете, что нужно сделать? (разделить на группы)

- Сколько групп получилось? (две)

- По какому признаку разделили? (живая, неживая природа)

- Чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

- Какое время года изображено на картинках? (весна) 

- Обоснуйте свой ответ.

- Молодцы!

- Мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока.

Я. Аким

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- Какова тема нашего урока? 

- Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении? (таяние снега, цветение растений, прилёт птиц)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (о явлениях, которые происходят весной в живой и неживой природе)

-Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока. Откройте учебники на стр. 86.

- Вслух прочитает ….

ΙΙΙ. Основной этап. Открытие новых знаний. 

- Прочитайте слова. Что это?(названия месяцев- март, февраль, май, апрель) -Какое слово лишнее? Почему? Назовите их по порядку. 

Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.)

- Следующее задание. Возьмите конверт зелёного цвета, ознакомьтесь с заданием. Для выполнения работы даётся 1 минута. (Задание 2. Прочитайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь и какие признаки перечислены).

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)


Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель)


Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)

- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
- А теперь немножко отдохнём.

Физкультминутка

- Давайте поиграем в игру. Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

Молодцы! Можно сесть за парты.

- Третье задание нашего урока. Возьмите конверт жёлтого цвета. На выполнение данного задания вам отводится 8 минут.

- Ознакомьтесь с заданием. Если, что то не понятно поднимите сигнал, я вам объясню.

Задание для первой группы – подготовить сообщение о весенних изменениях в неживой природе.

Задание для второй группы - подготовить сообщение о весенних изменениях в живой природе.

Задание для третьей группы – подготовь рассказ про три весны. Найдите с помощью интернета , словарей, справочников 5 пословиц или поговорок о весне.

  Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени. 
  Начало всей весны — Весна света. С середины марта замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья.

Светлого времени суток прибывает с каждым днём, и, наконец, 21 марта день равен ночи. Этот день назвали днём весеннего равноденствия. Теперь светлого времени будет всё больше и больше.

  Настоящий праздник света! Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках. По ним теперь легко будет определять смену событий природного календаря. С цветением ольхи и орешника (лещины) кончается Весна света.
Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Идёт бурное снеготаяние: огромные массы снега и льда, накопившиеся за зиму, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Приход её совпадает с цветением солнечно-жёлтого цветка мать-и-мачехи — одно го из первых раннецветущих подснежников-первоцветов.
Везде и всюду лужи. Ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов — идёт половодье.

В начале мая, как только зазеленеет берёза, наступает пора Весны зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

- Итак, первая группа нам расскажет об изменениях в неживой природе. 

- А вы откройте рабочие тетради с.54 №2. Запишите примеры весенних явлений в неживой природе.– ледоход– половодье

- Молодцы!

- Итак, какие же изменения происходят в неживой природе весной?

- А вторая группа нам расскажет об изменениях в живой природе весной.  - Молодцы!

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.) Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. 

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

- Выступление третьей группы. ….. приготовил(а) для вас сообщение про три весны. Послушайте его внимательно и ответьте, какие три весны мы встречаем за сезон. (Выступление ученика)

- А ещё ребята нашли 5 пословиц о весне. Зачитайте их.

- Молодцы!

Физминутка 

ΙV. Обобщающий этап. Закрепление. 

- Возьмите конверт красного цвета. Задание №4 

Ну а сейчас проверим, как хорошо вы усвоили материал? Проведём небольшой тест. 

- Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выберите правильный. На выполнение задания даётся 3 минуты.

1. Весна наступает:

а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.

2. День с приходом весны становится:

а) короче б) длиннее в) остался таким же.

3. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) осталась такой же

4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?

а) метель б) снегопад в) ледоход.

5. Какое из этих растений является первоцветом?

а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.

6. Какая птица является перелётной?

А) голубь б) ласточка в) воробей

- Проверьте.

Проверка по образцу. 

- Поставьте себе отметку.

(0 –«5», 1-2-«4», 3-«3» )

- Встаньте у кого «5», «4», «3».

V. Заключительный этап. Подведение итогов урока. 

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?

VI. Рефлексия. 

Оцените свою работу на уроке.

Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.

VII. Домашнее задание. 

- Итак, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой.

- Возьмите конверт синего цвета и прочитайте задание. 

В качестве дом.задания  я предлагаю вам к следующему уроку выбрать по желанию 1. учебник  стр.86-87.

  1. По желанию выбрать
  • Составить памятку поведения в природе,
  • Изобразить картину природы,
  • Составить синквейн о весне, используя подготовленные проекты 

 

- Я благодарю вас за урок, спасибо всем за работу.