Осенняя экскурсия (сентябрь)
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Сезонные экскурсии.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ученика занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсия в природу, занятие на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_ekskursiya._sentyabr.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сезонные экскурсии.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ученика занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Одним из видов внеурочной деятельности является экскурсия в природу, занятие на природе.

        На современном этапе требуется усовершенствование учебно-воспитательного процесса. Проведение экскурсий, наблюдений, практических занятий является обязательным звеном учебного процесса. Экскурсия в природу обеспечивает связь обучения с жизнью. Дети познают природу, учатся ее понимать.  Ученики приобретают навыки и умения проведения исследовательской работы. Экскурсии иллюстрируют словесные образы и создают полное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Общение с природой вызывает у детей стремление не только глубже познать, но и охранять, обогащать ее, воспитывает эстетические чувства и вкусы.

        Экскурсии в природу раскрывают перед детьми огромный и интересный мир, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.

        К каждой экскурсии мы с детьми готовимся заранее. Они внимательно наблюдают за тем,  что происходит в природе, делают свои удивительные открытия, в привычном и неприметном замечают интересное и необычное. Наклонишься над цветком или жучком и увидишь, как они беспомощны и нуждаются в твоей защите.

        После экскурсий детям захочется поделиться увиденным с друзьями и близкими, они расскажут, что даже самые невзрачные травы играют большую роль в жизни растений и животных. Экскурсия – это маленький островок в безбрежном море знаний. Экскурсия – это живая энциклопедия.

        Перед экскурсией я знакомлю детей с ее целью, планом, маршрутом, определяю время проведения экскурсии. Дети должны знать, куда они идут, что будут делать во время проведения экскурсии, на что надо обратить внимание, что с собой взять. Учащиеся должны твердо знать, что экскурсия – это не просто прогулка, а занятие, которое проводится в природе. Перед экскурсией учащиеся разучивают стихи, загадки, поговорки (по желанию).

        Большое значение имеет целенаправленная предварительная подготовка на уроках и во внеурочное время. На уроках чтения в этот период изучаются произведения о том времени года, во время которое проходит внеурочное занятие. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о деревьях, цветах, о начавшемся листопаде, о первом снеге, о прилете птиц и т.д. Изучаем поговорки, пословицы, загадки по данной теме.

На таких занятиях учащиеся исследуют природу, учатся ее любить, ценить и оберегать.

Я надеюсь, что собранные мною материалы, помогут учителям начальных классов в их внеурочной работе. Во время таких занятий рассказываю не только я, но активно участвуют и дети. Им это очень нравится.

                            Материалы для экскурсий.

Осенние экскурсии (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Экскурсия 1. Сентябрь.

Ученик.

Лето, лето, лето,

Жаль, что ты прошло,

С речкой, с походами,

С песней у костра.

А сейчас вот осень –

Грустная пора.       М. Захаров.

Учитель.

1.        Какое время года наступило?

2.        Как изменилась температура воздуха в сравнении с летом?

3.        Какая сегодня погода?

4.        Какое небо? Есть ли ветер?

5.        Каких насекомых встретили?

6.        Каких птиц увидели?

7.        Что особенно запомнилось?

Учитель.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

Ученик.

 Сентябрь – златоцвет. Пора золотой осени. К концу сентября много желтых красок. Красные грозди рябин и бузины вплетаются в желтизну сентября. В народе сентябрь называют листопадником. Но в нашей местности, это скорее происходит в октябре.

(Во время экскурсии стихи читают дети и учитель).

Дети любуются великолепием осенней природы.

Учитель.

И березка, и осинка дарит пестрые косынки.

Теплых дней и солнца просит

И грустит о чем-то….(осень).

Завершается лето. Чисто светло-голубое небо. Падает лист. В парке стелется желтая дорожка. А листва все ярче румянится. Тихи задумчивые сентябрьские дни. Под ногами шуршат ковры листопада.

        Еще цветут осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголяются вершины берез. (По И. Соколову-Микитов).

Ученик.

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березки на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит!

Должно быть, это

Улетает наше лето.     Е. Трутнева.

Учитель.

        Красив осенний парк. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем парке. Чист и прозрачен осенний воздух, прозрачна вода в ручьях. Каждый камушек виден на дне. Готовятся к отлету певчие птицы. Оголились вершины берез.

        Осенний рассвет не тороплив. Над головами сереющая полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится легкий суховатый шорох.

        Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает лоскутным одеялом… (По Б. Тимофееву).

•        Чем красива осенняя природа?

•        Каким бывает сентябрь в нашей местности?

•        Давайте сравним летнюю погоду с погодой сентября.

•        Сколько ясных дней в сентябре вы отметили?

•        Сколько пасмурных, дождливых?

•        Какой день в сентябре вы отметили, как самый теплый? (Указать число и температуру).

             

Ученик.

                 Сентябрь.

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу –

На небо белое гляжу,

Да на верхушки белых сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться  прихотливой,

Да слушать дятлов тонкий свист.

Ученик.

Обожаю это время года!

Праздник золота и багреца.

Синяя щемящая свобода,

Ясность неизбежного конца.

А ведь как металось и хлестало!

Шли дожди, трепали их ветра.

Справилась природа, и настала

Эта драгоценная пора!

Ученик.

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет.

И луч его в зарцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла вьется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.     А.К. Толстой.

Учитель.

•        Вспомните пословицы и поговорки, которые мы учили.  (В сентябре лето кончается, осень начинается. Сентябрь холоден, да сыт. У дуба и осины самый поздний листопад. Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме).

•        Когда в нашей местности начинают желтеть листья?

•        Когда листья начинают опадать?

•        Почему осенью листья желтеют?

Учитель. Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество. Он придает листу такую окраску. А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми?  (дать возможность ответить детям)… Зеленое красящее вещество разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. В клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает, а теперь, когда зеленое красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют. И не только… (По М. Гумилевской).

Что такое день осеннего равноденствия?

23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 часов, после этого дня ночь становится все длиннее и длиннее, а день заметно уменьшается.

Ученик.

        По календарю осень наступает 1 сентября. А в природе  - в разные сроки. То раньше, то позже улетают на юг перелетные птицы, прячутся на зиму насекомые и другие животные.

Ученик.

        Насекомых у нас очень много, их встречаешь повсюду: на лугу, в поле, в саду, на огороде. Живут они и в озерах, и в реках, даже в лужах. Есть полезные насекомые, например, пчелы, муравьи. Но насекомых-вредителей гораздо больше, они приносят нашему хозяйству огромный вред.

Учитель.

Научимся отличать насекомых от других животных.

•        Из каких частей состоит тело насекомого?

•        Сколько ног у насекомых?

•        По каким признакам насекомые отличаются от других животных? (по двум очень заметным признакам: во-первых, тело у них разделено на голову, грудь и брюшко, во-вторых, у них всегда три пары ног).

Ученик.

Запомните, ребята! Все стрекозы – воздушные хищники. Они схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Берегите стрекоз!

Ученик. А я знаю, что проворные жужелицы уничтожают вредных насекомых на земле. Эти полезные жуки широко распространены в нашей стране. Охраняйте их!

Ученик. Рыжие лесные муравьи уничтожают множество вредных насекомых. Миллионным армия их – хорошая защита леса, сада. Ребята, муравьев надо беречь. Охраняйте их и не разоряйте муравейники!

Ученик. Ученые установили, что на пшенице живут и вредят ей 128 видов различных насекомых, на ржи – 70, на овсе – 42. Десятки различных насекомых губят землянику, нападают на деревья в садах, парках.

Учитель. Кто знает, как готовятся к зиме насекомые?

В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. В последних числах сентября пропадают также дневные бабочки: капустницы и другие.

Учитель.

А что происходит с птицами?

        В конце августа, когда еще очень тепло у нас, в воздухе очень много мух и комаров, но готовятся к отлету стрижи. Они собираются в стаи и улетают далеко от своих гнезд в далекие страны. Теперь их не увидишь до будущего лета.

Ученик. В конце сентября вдруг из скворечника высунулся клюв, блеснул темных глазок. Да это скворчиха! И скворец рядом на ветке – тихонько поет. Прилетели проститься с родным домиком. И в ту же ночь отправились со своей стаей за теплые моря.

Ученик.

Осень золото роняет, голод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг.

Ученик.

Ночью лучше лететь: меньше опасностей в пути. А видят птицы при яркой осенней луне хорошо. Всю ночь слышен свист крыльев в вышине, кряканье, неторопливое гоготанье.

В пути много бед ждет перелетных птиц. Сильный дождь. Мокнут перья, крылья тяжелеют. Лететь дальше становится не под силу. Стая за стаей опускается на землю. Здесь усталые, обессиленные птицы часто попадаются в когти и в зубы хищников.

Ученик. А я читал, что в густом тумане совсем теряют направление утки. Не видят, что мчатся прямо на скалы, и с разлету разбиваются о них.

Ученик. А страшные осенние бури? Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. И счастье, если птицы приметят в море пароход – лишь бы куда-нибудь присесть, прижаться – отдохнуть.        

Учитель.

        Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.

        Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

        Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.

        Носится белка месяц целый про запас грибы в дупло.

        Рыщут волки ночью темной за добычей по лесам.

        Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.

        Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.

        Хвою щиплют глухари.

        Зимовать к нам прилетели северяне-снегири. Е. Головин.

Учитель.

Видели ли вы улетающих птиц? Удалось ли вам определить, в каком порядке они летят?

Каких птиц называют перелетными?

        Может ли жизнь растений и животных проходить по-прежнему, как летом? Изменились ли виды работы на полях, огородах в сравнении с летом?

        На следующем этапе мы изучаем разделение растений на группы: деревья, кустарники, травы.  Я обращаю внимание на отличительные признаки этих групп. Задание: собрать листья деревьев, кустарников и трав.

Нужно ли срывать нам листья для нашей папки? Бывает ли дереву больно? Как вы думаете?

        Что происходит с травянистыми растениями осенью? Какие растения в нашей местности продолжают цвести? (Цикорий обыкновенный, одуванчик, сурепка и др.)

        Наблюдать за животными труднее, потому что животные, по сравнению с растениями, подвижны. Можно  встретить ящерицу, лягушку, насекомых.  Ежи, ящерицы, ужи и гадюки впадают в спячку в октябре, а в теплую осень даже в ноябре.

        В теплый солнечный день можно увидеть порхающих бабочек-крапивниц, белянок, голубянок, лимонниц и др. Предлагаю ребятам обследовать стволы деревьев, особенно старых, где под отставшей корой могут устроиться на зимовку взрослые насекомые, находиться отложенные яйца или куколки. Насекомых осталось гораздо меньше, чем летом. Многие насекомые приносят вред растениям, повреждая листья, стебли, кору, плоды, корни. Легко найти поврежденные ими листья.

        (Найденных насекомых собираем в коробочки, а позже оформляем в коллекцию). На экскурсии можно собрать красивые камешки, причудливо изогнутые веточки, коренья и т.д. (На уроках технологии делаем различные поделки из собранного материала).

Домашнее задание: написать сочинение, изготовить гербарий (по выбору: деревья, кустарники или травы).

Учитель.

Итак, в сентябре в наших краях большинство деревьев еще зеленые, но где-то в гуще листвы уже притаились первые осенние листья. Только золотом и парчовым нарядом радует нас ясино-листный клен. Первые желтые листочки ветер срывал с него еще в августе. Багрянцем зарумянились листья у дикого винограда, начинают желтеть листья у тополя, березы; окрашиваются в буровато-желтый цвет края листьев у каштана. Тем не менее, краски осени видны уже повсюду: в ярко-красных, налитых соком, помидорах, и в румяных яблоках…

В сентябре у нас цветут пижма, цикорий, тысячелистник, дикая резеда, икотник.

Учитель.

Хитрая осень то ласкает теплым солнышком, словно играя в лето, то мелким дождиком напоминает: скоро зима. Таков уж сентябрь – переменчивый и капризный.

Ученик.

Леса и парки одеваются в золото и багрянец, реже встречается яркая зелень кустарников. Но природа как-нибудь еще хочет перед непогодой показать свои красоты.

Ученик.

Вот и осень перед нами.

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг…

Частный дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.      В. Приходько.

 

Стихи о сентябре.

Николай Заболоцкий.

СЕНТЯБРЬ.

 Сыплет дождик большие горошины,

 Рвется ветер, и даль нечиста.

 Закрывается тополь взъерошенный

 Серебристой изнанкой листа.

 Но взгляни: сквозь отверстие облака,

 Как сквозь арку из каменных плит,

 В это царство тумана и морока

 Первый луч, пробиваясь, летит.

 Значит, даль не навек занавешена

 Облаками, и, значит, не зря,

 Словно девушка, вспыхнув, орешина

 Засияла в конце сентября.

 Вот теперь, живописец, выхватывай

 Кисть за кистью, и на полотне

 Золотой, как огонь, и гранатовой

 Нарисуй эту девушку мне.

 Нарисуй, словно деревце, зыбкую

 Молодую царевну в венце

 С беспокойно скользящей улыбкою

 На заплаканном юном лице.

На исходе сентября.

Неба синие глаза,

 Тучек серых поволока.

 С неба первая слеза

 Вдруг упала одиноко.

Аист белый загрустил

 Мыслями далёко где-то.

 Всё, что было позабыл

 И летит с надеждой в лето.

А листки календаря

 Сердце бедное латают.

 Отчего печаль моя -

 Только осень это знает.

На исходе сентября,

 Хоть душа дождями плачет,

 Пусть осенняя пора

 Принесёт тебе удачу!