Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 3 класс по теме "Транспорт"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Савина Анна Михайловна

Освоение знаний о транспорте и умение классифицировать виды транспорта основано на субъективном опыте учащихся. Отобранное содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся, применение словесных, визуальных методов, работа с интерактивной доской способствует выполнению учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей № 33» г. Иваново

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Транспорт»

                                                                                   

                                                                                            Автор работы:

                                                                                    Савина Анна Михайловна

                                                                                   

Пояснительная записка

УМК : «Перспектива»

Тема урока: «Транспорт»

Тип урока: урок изучения нового материала

Предмет: «Окружающий мир»

Авторы учебника: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Класс: 3

Номер урока: Данный урок является 12 уроком  I раздела «Радость познания»

Цель: познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения.

Задачи:

I.  Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения работать в группах.

II. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);

- развитие операций мышления: сопоставления, выделение лишнего,  

анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом;

Познавательные УУД

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные УУД

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в

соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать

 свою точку зрения и аргументировать её;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе

сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного

обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей,

информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов

из текста).

Коммуникативные УУД

III. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– освоение знаний о транспорте, умение классифицировать виды транспорта.

Данная тема легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.

Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися происходит через путешествие в сказку. Ребята вспоминают сказочные средства передвижения. Учебные задачи, подходящие для данного урока, озвучены и выбраны детьми. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с интерактивной доской способствуют выполнению учебных задач, направленных на достижение предметных результатов обучения.

Использование интерактивной доски на уроке, я считаю, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления и систематизации изученного.

На уроке присутствовали различные виды активности (познавательная — узнавали новое о видах транспорта; социальная — какой вид транспорта нужен для перевозки пассажиров и грузов).

Формы организации на уроке использовались как традиционные, так и интерактивные (интерактивная доска). Для эмоционального восприятия материала  используются слайды презентации, картинки.

Мною использовались образовательные технологии «Таблица ЗХУ», создание кластера «Транспорт».

Учащиеся на уроке самостоятельно добывают информацию при прочтении текста. Учитель во время урока выполняет роль консультанта.   Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьника достаточно эффективна.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядно-демонстрационный материал, учебник, приложения для работы групп, листы самооценки, таблица «Хочу узнать, узнал», листы для проверочной работы».

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1. Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Цель этапа: подготовиться и настроиться на работу, сформировать самооценку готовности к уроку.

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

-Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Добрый день, ребята.

Давайте поиграем в игру «Добрый день».

Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день, ребята!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь.

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Настраиваются на работу.

 

Этап 2. Мотивация учебной деятельности ( 2 мин.).

Цель этапа: включить учащихся в активную мыслительную деятельность, вызвать интерес к новой информации.

Цель этапа: появление стремления как можно больше узнать для обогащения своего личного опыта.

Слайд 1

Прочитайте слова на доске:

Учись, смекай, активным будь!

 И к знаниям откроешь путь!

Ребята, а вы хотите открыть на уроке путь к знаниям?

Что нужно вам для этого делать?

Помогать друг другу, хорошо работать, читать, узнавать новое.

Узнавать новое – значит двигаться вперёд. Не зря говорят, «Вся наша жизнь – движение».

Слайд 2

Как вы понимаете слово «движение»?

А на уроке мы можем подвигаться? Где и как?

 Может ли учебник помочь нам двигаться к какой-либо цели? К какой?

Замечательно!

Ребята, предлагаю вам отправиться в необычное путешествие – путешествие во времени. Хотите?

Встать, выйти к доске, физкультминутка.

Достичь новых знаний.

Этап 3. Постановка темы урока (2 мин.)

Цель этапа: подвести детей к пониманию и формулировке темы урока.

Цель этапа: формирование умения формулировать тему урока.

Но сначала мы с вами попадём в сказку. Ведь во все времена люди сочиняли и любили сказки.

Блиц – опрос: отвечаем быстро на вопросы.

Из какой сказки эти строки?

 Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

Слайд 3

О каком средстве передвижения здесь говорится?

 Кто из сказочных героев проделал путешествие на утках?

 

Средство передвижения Бабы Яги

На чём увезла Кая Снежная королева в своё царство?

Какие ещё сказочные средства передвижения знаете вы?

 

Но это в сказке.  Есть ли в реальной жизни предметы, похожие на ступу Бабы Яги или ковёр – самолёт? Какие это предметы?

Какие предметы, как и сапоги – скороходы, помогают нам быстро передвигаться по земле?

А как назвать перечисленные вами предметы одним словом? Что это?

Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Лягушка – путешественница, Нильс

Ступа, метла

На санях

Волшебный корабль, ковёр – самолёт

Транспорт

Формулируют тему.

Этап 4. Актуализация знаний. Постановка целей (3 мин.).

Цель этапа: актуализировать знания детей по теме «Транспорт», сформировать умение ставить перед собой цели.

Цель этапа: формирование умения осмысливать свой опыт, ставить цели.

-Подумайте, что вы уже знаете по этой теме.

-Запишите в таблице, что вы хотите узнать нового.

-Прочитайте.

А кто ничего не записал? Почему? Каких умений у тебя не хватает?

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Отвечают на вопрос.

Ученики работают в таблице «Хочу узнать, узнал»(приложение 2).

Формулируют цели урока.

Этап 5. Открытие нового знания (20 мин.).

Цель этапа: формирование умения анализировать полученную информацию и применять на практике, умение сотрудничать на уроке с одноклассниками, вести исследовательскую работу в группе.

Цель этапа: умение осуществлять поиск ресурсов для получения новых знаний, устанавливать связи между объектами, умение работать в группе, умение представлять информацию в виде кластера «Транспорт».

А) Словарная работа (2 мин.).

-Из каких источников мы можем узнать новые сведения о транспорте?

-У вас на партах лежат толковые словари. Найдите значение слова «транспорт».

Слайд 4.

Слово пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «перемещать».

Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы, т. е. перемещали товары из одних стран в другие.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

-Зачем людям нужен транспорт?

- На какие группы по месту передвижения  можем поделить транспорт? (Где он может двигаться)

Из словарей, учебника, книг, интернета, спросить у взрослых и т. д.

Находят в словаре, читают.

Слушают учителя.

Для передвижения и перевозки грузов.

Ответы детей.

Б) Работа в группах (15 мин)

Первые транспортные средства появились в 12 веке. И мы с вами отправляемся в прошлое, чтобы узнать о старинных транспортных средствах.

У каждой группы своё задание. Прочитайте и выполните его.

-Молодцы, садитесь. Двигаясь вместе к общей цели, помогая друг другу вы справились с заданием хорошо.

-Что запомнилось в выступлении ребят? (Что показалось наиболее интересным?)

- О каком виде транспорта мы слушали выступления группы?

Каждый ряд работает со своим видом транспорт (приложение 1).

Заслушиваются выступления групп. Заполняют кластер «Транспорт прошлого» ( приложение 6).

Этап 6. Физкультминутка (2 мин.)

Цель этапа: формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Цель этапа: формирование умения ценить своё здоровье, прикладывать усилия для его сохранения.

Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся:

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Дети повторяют движения физкультминутки.

В)  Перенесёмся в настоящее – в наше время.(3 мин.)

А сейчас у нас есть такие же виды транспорта, как были в прошлом?

-Перечислите, какие транспортные средства относятся  сейчас к воздушному (сухопутному, водному транспорту)  (вывесить таблички).

Слайд 5, 6, 7

Иваново – маленький уголок большой страны России.

-Подумаем, все ли виды транспорта, которые вы перечислили,  встречаются в нашем городе?

-В нашем городе есть 2 аэродрома – Северный и Южный, есть военные и гражданские, пассажирские и транспортные самолёты.

- Много сухопутного транспорта.

Мы можем увидеть катер, лодку.

В Ивановской области протекает  знаменитая река Волга. Жители городов Кинешма, Плёс, Заволжск могут наблюдать, как пароход везёт людей, услышать, как гудит баржа.

Но всё в жизни меняется, двигается вперёд. У меня есть для вас загадка. Всего лишь каких–то 10 лет назад на улицах нашего  города можно было увидеть ещё одно транспортное средство для перевозки пассажиров. Так же, как и конка, оно передвигалось по рельсам. Что это?

Слайд 8

-Каким транспортом чаще всего пользуетесь вы?

Заполняют кластер «Транспорт настоящего»

Ученики отвечают, опираясь на свой опыт.

Этап 7. Работа с учебником (5 мин.).

Цель этапа: обеспечить вдумчивое, внимательное чтение, сделать зримым процесс накопления информации.

Цель этапа: формирование умения анализировать текст, слушать и слышать других.

-Во все времена были творческие люди, замечательные изобретатели, которые прикладывали свои силы для создания нового. О таких людях мы сейчас и прочитаем в учебнике на с. 38 (3, 4 абзац).

- Используйте  в работе наши условные знаки.

-Где вы поставили +?

-Вы внимательно слушали? Все ли из вас поставили знак именно у этой фразы? Где ты поставил+?

Где вы поставили -?

- Сейчас вы услышали эти сведения – узнали новое? А интересно было узнавать?

-Что и кто вам в этом помог?

- А когда вы дома будете читать этот текст, + будет больше? Почему?

-Где поставили ?. Этот знак ? может перейти в +? Что для этого нужно сделать?

Назовите имена  русских изобретателей.

Слайд 9, 10

Эти имена прославили Россию. Сейчас конструкторы  уже  работают над новыми транспортными средствами, не загрязняющими окр. среду,  более быстрыми и удобными. Вы, когда вырастите, тоже можете стать известными изобретателями и тогда мы с вами попадём в будущее.

Ученики читают статью учебника, на полях ставят условные знаки»

-Я знал…

- Я не знал…

Мы это уже знаем.

 Этап 8.Самост. работа (3-4 мин.).

Цель этапа: проверить усвоение нового материала.

Цель этапа: осознание учеником качества  и уровня усвоения материала.

-Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

Проверьте правильность выполнения по доске.

Слайд 11

Дети ставят знаки, проверяют  работу.

Приложение 4.

Этап 9. Итог урока. Рефлексия ( 2-3 мин.).

Цель этапа: развивать рефлексивные умения, сформировать чувство самоконтроля и оценки собственной деятельности.

Цель этапа: формирование умения объективно и регулярно оценивать свой труд. Подводить итог урока.

- Вот и подходит к концу наш урок. Мы с вами

 весь урок находились в движении к нашей цели – достичь новых знаний. Вернитесь к таблице. Если вы нашли ответы на свои вопросы – поставьте знак +.

На все ли вопросы вы нашли ответы сегодня на уроке? Возможно ли на одном уроке узнать всё о транспортных средствах? Конечно, нет. Помните, что дома вас ждут ваши надёжные помощники – книги, интернет, родители. Вы всегда можете обратиться за помощью к ним.

Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу на уроке.

Продолжают заполнять таблицу ( приложение 2).

Оценивают работу в листе самооценки (приложение 3).

-Спасибо за работу. А сейчас вы можете смело двигаться к нашему следующему этапу рабочего дня  - к перемене. Хорошего вам отдыха!

Приложение 1

1 группа

1.Прочитайте текст учебника на с. 36.

2. Ответьте на вопросы:

А) Первые помощники человека для перевозки грузов

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Самое первое и главное изобретение в истории сухопутного транспорта

_________________________________

В) Настоящий переворот в наземном транспорте произошёл ( когда?)

__________________________________________________________________

3 группа

Прочитайте текст.

Рассказ об истории возникновения автомобиля.

 Издавна люди мечтали построить повозку, которая двигалась бы сама,  без лошади.  Они придумывали различные рычаги, педали, зубчатые колёса и  даже паруса.

Первый в мире автомобиль создал французский инженер Жозеф Кюньо в 1770 году. Автомобиль получил своё название от двух греческих слов «авто» - сам и «мобиль» - движение, т.е. самодвижущийся.

  Первый автомобиль был паровым, т.е. он двигался при помощи пара. Его так и называли паровая повозка. Едет такая повозка по городу, впереди подвешен медный котёл, а за ним на скамейке сидит водитель и крутит руль. Проедет немного – остановится. Это значит – пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает, колёса стоят. Приходилось водителю слезать с повозки и работать кочегаром, разжигать топку, кипятить воду. Недаром его называли шофёром, что по-французски означает кочегар.

На смену паровой машине  пришёл бензиновый двигатель.

Вопросы для 3 группы

  1. Когда был создан первый автомобиль?  _________________________
  2. Почему его так назвали?_______________________________________________________________________________________________________________________
  3. Что из себя представлял паровой автомобиль?
  4. Что по –французски означает слово «шофёр»?__________________
  5.   Какой двигатель пришёл на смену паровой машине?            

    ____________________________________________

6 группа

Люди ещё с древних времён мечтали летать как птицы. Одним из таких был юноша Икар. Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья, соединил их с помощью воска, взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Поднялся он высоко к солнцу, воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в древней Греции.

Но люди продолжали мечтать.

  Самый древний летательный аппарат – известный всем с детства воздушный змей.

 И в 18 веке была ещё одна попытка совершить полёт, но уже на воздушном шаре. Братья Жозеф и  Этьен  Монгольфье соорудили воздушный шар с отверстием. Через отверстие наполнили шар  горячим воздухом. К шару привязали корзину. Посадили в неё утку, петуха и барана. Шар поднялся высоко в небо и благополучно опустился. С тех пор на воздушных шарах стали летать люди.

Через 100 лет появились управляемые, наполненные газами, транспортные средства (аэростат). Его назвали дирижаблем. На нём можно делать разные повороты и движения с помощью руля.

Вопросы для 6 группы

  1. Самый древний летательный аппарат _____________________________________________________________
  2. Кто соорудил первый воздушный шар?

___________________________________________________________________

  1. Первыми совершили полёт на этом шаре

______________________________________________________________

4 группа

1.Прочитайте текст учебника на с. 37.

2. Ответьте на вопросы:

А) Перечислите на чём раньше плавали люди_____________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Переворот  в водном транспорте произошёл с ____________________________________________________________________________________________________________________________________-

Бурдюк – мешок, сшитый из шкуры животных.

2 группа

Историческая справка
До появления электричества на улицах города царствовали конно-жепезные дороги -  конки. Фотография: Конка. Санкт-Петербург, стрелка Васильевского острова

Это был открытый или закрытый вагон, иногда двухэтажный. Одноэтажные возила одна лошадь. Двухэтажные вагоны тащили две лошади.

Обслуживался конный вагон вагоновожатым и кондуктором, только мужчинами, потому что работа была тяжелой. Кондуктор продавал билеты и давал сигналы остановок и отправления, вагоновожатый правил лошадьми. Надо было внимательно следить за ходом и при необходимости сразу тянуть на себя ручной тормоз. Вожатому также приходилось шугать заезжавших на рельсы и зазевавшихся прохожих ударами в медный колокол. Если по пути попадались крутые подъемы, то там прицеплялись дополнительные лошади со своим отдельным кучером. Когда вагон спускался вниз, то в торможении принимал участие и кондуктор.  На конечной остановке лошадей переводили к другому концу вагона, устанавливали  колокол с тормозом и отправлялись в обратный рейс.
Существовали даже правила поведения в вагонах конки. Так, например, мужчина, который входил в вагон, должен был непременно преклонить голову в сторону находящихся там же дам. Стоя могли ехать только школьники и гимназисты, проезжающие на льготных основаниях.

Конки двигались со скоростью от 5 км в час, их можно было останавливать в любом месте,


Задание для 2 группы

  1. Прочитайте историческую справку.
  2. Ответьте на вопросы:

А) Что такое конка?

Б) С какой скоростью двигалась конка? _____________

В) Почему конный вагон обслуживался только мужчинами?

Г) Какие правила поведения существовали в вагонах конки?

5 группа

Есть на земле дороги, которые создали не люди, а сама природа. Это реки  и моря. На берегах рек люди строили первые поселения, а по водным дорогам возили в лодках всё необходимое.

Долблёнка – небольшая узкая рыбачья лодка, выдолбленная  из цельного бревна. 

Тем, кто жил на морском берегу, приходилось строить судна покрепче. Двигались древние суда с помощью вёсел и парусов. Некоторые из древнейших морских судов, построенных в Египте, были сделаны из пучков тростника, связанных вместе, как брёвна. В тех местах росло мало деревьев, а на обширных болотах разрастался тростник – папирус. Лодки из папируса достигали в длину 11 метров.

Ответьте на вопросы

1. Что такое лодка – долблёнка?

3. С помощью чего двигались морские суда?

  ______________________________________________________________

4.Как строили суда в Египте?

Приложение 2.

Хочу узнать

Узнал

Приложение 3.

Лист самооценки.

Я умею формулировать  учебную задачу

Я умею работать с текстом

Я умею слушать и слышать товарищей

Я умею чётко и ясно излагать своё мнение

Я умею работать в группе

Я знаю виды транспорта

Фамилия имя _______________________________

       - отлично

       - хорошо

       -  практически нет

Приложение 4.

Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

 1. Транспорт – это средство передвижения. (   )

 2. Автобус – вид воздушного транспорта. (   )

 3. Корабль является наземным транспортом. (   )

4. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде. (   )

 5. Транспорт приносит только вред человеку. (   )

 6. Весь транспорт делится на 3 группы: воздушный, сухопутный, водный. (   )

7. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (    )

Приложение 5.

http://wiki.pippkro.ru/index.php/ Селихова Т. Ю. Конструктор урока.

https://www.google.ru/search?newwindow=1&es_sm=122&bih=922&biw=1280&noj=1&tbm=isch&sa=1&q=картинки+видов+транспорта

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в нач. школе. 2-е изд., М., Академкнига 2009г.

http://www.calend.ru/img/content_events/i4/4654.jpgC:\Users\саня\Desktop\ZPG-3W_blimp_US_Navy_1960.jpgПриложение 6 ( для выступления групп)

C:\Users\саня\Desktop\doc-35255-ph-gallery-35256-original.jpg

C:\Users\саня\Desktop\4275.jpg

http://www.libma.ru/istorija/puteshestvie_v_drevnii_mir_illyustrirovannaja_yenciklopedija_dlja_detei/i_030.jpgПриложение 6  (для выступления групп)Фотография: Конка. Санкт-Петербург, стрелка Васильевского острова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...