Урок по литературному чтению "Бальмонт К.Д. "Снежинка""
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Разработка урока по литературному чтению с УУД в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchiy.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Оксана Михайловна МАОУ «СШ № 6» г. Пестово

3 класс

УМК «Школа 2100»

Литературное чтение

Тема урока:_К.Д. Бальмонт «Снежинка»

 Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Планируемый результат

Личностные умения:

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения разных авторов о природе

Познавательные умения:

 использовать приобретенные знания  для выполнения творческого задания;

— совершенствовать умение выделать существенные признаки объекта, анализировать части объекта.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по плану;

—осуществлять  взаимопроверку и самооценку, при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

—учить  строить и излагать свои мысли;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе (алгоритм: слышу, понимаю, принимаю ответ, излагаю свою мысль).

Предметные умения:

читать текст осознанно, выразительно, без ошибок;

— работать с содержанием стихотворения по вопросам учителя;

— словесно иллюстрировать прочитанное произведение;

ТЕХНОЛОГИЯ  ИЗУЧЕНИЯ  ТЕМЫ

Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности «хочу»

Цели:

- создать эмоциональный

настрой на урок

-актуализировать требования к  ученику  со стороны учебной деятельности

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.
Загадка

Кто, угадай-ка?

 Седая хозяйка!

 Тряхнёт перинки –

 Над миром пушинки. (зима)

- Это время года вдохновляло многих творческих людей.

Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.

Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.

А поэты посвящали ей свои стихи.

- Кто автор? ( К.Д.Бальмонт)
Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт./портрет на доске/

- Ребята, что Вам известно о К.Д.Бальмонте? /один ученик – сведения о поэте /кратко//

Загадка

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки –

Над миром пушинки.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Устное сообщение учителя

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

ыделение главного в услышанном

Личностные: отношение к образовательному процессу

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. «надо» и «могу»

Цели:

- организовать актуализацию знаний.

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

-подвести к раскрытию темы урока

В загадке есть такие строки:

Тряхнёт перинки –

Над миром пушинки.

-О каких пушинках идёт речь? /О снежинках/

- Многие из вас ловили своими ладошками снежинки и рассматривали их. Какие они?

 -Открыли учебник на стр. 33   и прочитали вопрос №1.

-Напомните правила работы в группах.

-В каждой группе выберите  корреспондента.

Игра «Интервью с микрофоном»

/ ответы учеников/

-У кого получилось интервью?

- Кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?

 -Оцените  свою работу. (+,-)

-Кто хочет дать мне интервью?

Выдвигает уровень знаний.

 Определяет типичные недостатки.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Подводит к теме урока.

Выполняют задания тренирующие отдельные способности к учебной деятельности. Высказывают своё предположение.

Работа в группах.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Умение распределять роли.

Уточняют второй шаг учебной деятельности.

Умение слушать и договариваться.

Умение оценить свою деятельность.

Уточняют тему урока

-повторение  

Личностные: смыслообразование  (связь между учением и его мотивом)

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной   форме

Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков

Регулятивные: контроль ответов одноклассников

Коммуникативные: взаимодействие с учителем

III. Постановка учебной задачи

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

-подвести к теме урока

- Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что его окружало. Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка».

Сообщение темы урока.

На доске: Константин  Дмитриевич  Бальмонт «Снежинка».

(1867-1942)

/Звучит аудиозапись стихотворения ./

- Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

-Какое возникло настроение?

         

- Почему? (радость, грусть)

- Как вы думаете, как давно К.Д.Бальмонт написал это стихотворение?

Стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как-будто  сегодня.

Словарная работа

-Значение  каких слов объяснили авторы учебника?

- Как понимаете значение слова утешена ?

 Подберите близкое по значению слово (успокоена)

- Стихи К.Д.Бальмонта очень певучи и музыкальны.

- Наша с вами сегодня задача, определить какой поэт изобразил снежинку?

Организует выявление места затруднения.

Организует

фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

-выявлять   место затруднения и причину его появления

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопроса

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение, формирование познавательной цели, логические - формулировка проблемы

IV. Открытие нового знания

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи  и  знаках

-О чём вам удалось узнать во время чтения?

- Одинаковое ли настроение в начале и в конце стихотворения?

( в начале – восхищается; в конце – грустит).

Организует постановку цели урока.

Подготовленные ученики  читают  стихотворение.

 -планировать свои действия

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное содружество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление

Цели:

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-закрепить алгоритм работы

-проверить уровень приобретённых знаний

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

Работа над текстом.

Ученики самостоятельно перечитывают  стихотворение по строфам.

- Прочитайте название произведения.
Прочитайте начало произведения.

( 1-ую строфу).
- Подчеркните слова  признаки волнистой линией.

Проверяем

- Какие слова вы подчеркнули волнистой линией?

-Кто нашёл все слова признаки ? Оцените  свою работу (-,+)

- Что сказано о снежинке?
Какая снежинка?
Почему поэт подобрал именно эти слова, что хотел подчеркнуть поэт?

/Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/

- Как вы понимаете чистая?

- Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.

Снежинка, появившись на свет начала своё движение.

Прочитайте  2-ую строфу  и поставьте галочку у слов действий .

 - Прочитайте, куда летит снежинка
Проверяем

Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною

-Кто нашёл все слова признаки ? Оцените  свою работу (-,+)

- О какой дороге говорит поэт?

-Какой синоним можно подобрать к слову дорога? /Путь, жизненный путь/

- Снежинка начала свой жизненный путь.

3и 4-ая строфы

- Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге? Ветер веющий. /веет, дует/

-Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
- Что происходит со снежинкой?

Взметается – поднимается высоко вверх.

- Что покинула снежинка?
- Давайте представим, что каждый из вас – Снежинка.

Дует ветер…

/учащиеся прочитывают 3-4 четверостишия и изображают поведение снежинки/

Физминутка под музыку «Танец снежинок»

Ветер не смог помешать Снежинке.

V. Продолжение работы над текстом

5-ая строфа

-О чём говорит  поэт?

- Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.

-В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.

6-ая строфа

Подчеркните слова в признаки волнистой линией.

Проверяем

- Какие слова вы подчеркнули волнистой линией?

-Кто нашёл все слова признаки? Оцените  свою работу (-,+)

- Какие слова относятся к Снежинке?

- В чём её умение?

- Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?

В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.

- Как вы понимаете сохранно-белая?

7-ая строфа

- Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу,

преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.

- Какой видит поэт снежинку, как называет её?

-С чем сравнивается снежинка?
Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой

Подчеркните слова  признаки волнистой линией  в 8-ой строфе 

Проверяем

- Какие слова вы подчеркнули волнистой линией?

-Кто нашёл все слова признаки? Оцените  свою работу (-,+)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует составление совместного плана действий.

Организует самооценку учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

- ознакомление с новым материалом

Регулятивные: прогнозирование, взгляд на свою деятельность

Познавательные: построение логической цепи рассуждения, доказательство

Коммуникативные: инициативное содружество в поиске и выборе информации (взаимодействие с учителем)

V. Самостоятельная работа с проверкой

Цели:

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-Как меняется « настроение» снежинки?

- Давайте сравним с вами первую  и последнюю строфы.

1-ая – начало пути, появление на свет, рождение       последняя – конец жизненного пути.

- Какой видит поэт снежинку? (Сравнение эпитетов)

- Пройдя весь жизненный путь, снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

- С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?

- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?

( в начале – восхищается; в конце – грустит).

 Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
Ответы детей:
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.

Создаёт условия для поиска информации, проведения исследования

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Высказывают свои версии, решения проблемы,

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

-ознакомление с новым материалом

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное содружество в поиске и выборе информации )умение слушать и договариваться)

VI. Включение знания в систему. Цель:

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Поработаем над выразительным чтением стихотворения.

Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
-Прочитайте  стихотворение, расставьте логические паузы, выберите темп  и попробуйте передать настроение. Потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.

 

-Кто готов попробовать прочитать выразительно?
 Проверка 1-2 человека, обсуждение.

Организует деятельность по применению новых знаний

в парах.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Проговаривают решения проблемных ситуаций .

Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх.

-находить пути решения проблемной ситуации

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: уметь высказывать своё предположение и договариваться друг с другом

VII.Итоги урока. Рефлексия.

Цели:

-проверка способности самооценки, как личностный результат;

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку  учениками собственной учебной деятельности.


- Я благодарю вас, ребята, за совместно проделанную на уроке работу.
Понравился ли вам урок? Что понравилось? Кто автор этого произведения? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
- Кто научился выразительно читать стихотворение?

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели с результатом.

Заполняют  таблицу.

  (+,-)

-выстраивать логическую цепь, доказывать

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Домашнее задание.

- Дома выучите стихотворение по желанию наизусть. 

-  Я хочу вам сказать большое, спасибо за работу на уроке.

Комментирует оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2класс "К.Бальмонт Снежинка"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения . К. Бальмонт "Снежинка"

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка» Цели урока: ·       Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению...

Урок литературного чтения . К. Бальмонт "Снежинка"

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: Константин Бальмонт «Снежинка» Цели урока: ·       Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению...

Технологическая карта -конспект с приложениями урока литературного чтения.К.Бальмонт.Снежинка.

Материал содержит памятки для работы над выразительным чтением  поэтическимх произведений,интересные задания для развития воображения детей и литературного творчества,знакомит с новыми понятиями ...

Урок литературного чтения 4 класс Снежинка. К.Д. Бальмонт

Урок литературного чтения   4 класс  «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Тема: «Изучения лирического произведения. Снежинка.  К.Д.  Бал...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»

Цели и задачи:Предметные.Познакомить с биографией  К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.Метопредметные.Учиться работать с текстом, извлекать необ...

Презентация к уроку литературного чтения. К. Бальмонт. "Снежинка". 2 класс

Презентация к уроку литературного чтения. Тема урока: К.Бальмонт. "Снежинка" 2 класс...