Методическая разработка урока (в нетрадиционной форме) по окружающему миру "Экологическая сказка о воде"
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему

Сценарий экологической сказки-пьесы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологическая сказка о воде94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка о воде.

Звучит задорная музыка.

Дети:                                                                                          /Выбегают, располагаются полукругом,

Жил да был…      весёлый класс.                                      но на расстоянии друг от друга, кто-то

О нём расскажем мы сейчас.                                              парой, кто-то садится на край сцены./

В этом классе есть подружки –                                          /Мальчик./

Хохотушки и болтушки.

Есть мальчишки-шалунишки,                                              /Девочка./

Что подвижны даже слишком.

Есть тихони, есть задиры,

Есть лихие командиры.

Любознательных полно!

«Что там? Что там за окном?»

Есть такие в классе дети,

Что философам под стать.

Вы их хлебом не кормите –

Дайте им порассуждать.

Есть спортсмены всех мастей.

Ждём от них мы новостей.

Кубки, грамоты, медали…

Вы таких и не видали.

Есть танцоры, музыканты

И в вокале есть таланты.

Есть художники, поэты,

Фантазёры – высший класс!

Мы расскажем вам об этом.

Но не в этот раз!                                                                           /Хором./

Это присказка была.

Жаль, что кончилась она.

Экологическая сказка начинается!

Смотреть и слушать разрешается!                                          /Хором./

Звучит                                                           /Дети расступаются влево и вправо, освобождая центр.

загадочная                                        Появляются сказительница – ведущая и старичок – родничок


музыка.                                                                Они встают в центре сцены./

Сказительница (ведущая):                                                  /В русском народном костюме:

Живёт на свете…         родничок.                                          сарафан, кокошник или платок.

Познакомьтесь, дети.                                                                         Обращается к зрителям./

Старичок – родничок:                                               /Шляпа с синими свисающими ленточками, По годам я старичок,                                                 белая борода, белая русская народная рубаха,

Давно живу на свете.                                                  синие шаровары./

Ко мне приходят стар и млад

Воды набрать студёной.

Я этому ужасно рад!

Пей чай, вари бульоны.                                                /Двое детей бегут к старичку-родничку,

                                                                                                «набирают воды» в чайник и кастрюлю,

                                                                                                приговаривая: «Спасибо, спасибо. Уходят

                                                                                                 на место./

Сказительница (ведущая):                                       /Обращается к старичку-родничку./

Да, видно ты давно возник,

По возрасту ты уж старик.

Но вот характер...

                      Наш герой не ленится.                         /Обращается к зрителям./

Всё время бьёт, журчит и пенится.

Он каждую минуту вновь родится

Из-под камней, из-под землицы.

Дети:

Я понял, понял!                                                                            /Обращается к зрителям./

                             Что ж вы раньше не сказали?                /Обращается к другим детям./

За это родником его назвали.                                                     /Обращается к зрителям./

За то, что каждую минуту он родится

Из-под камней, из-под землицы.

Да это всем давно нам ясно.

Ты возмущаешься напрасно.

Подумай лучше вот о чём.

За что его зовут ключом?

«Мы и родник зовём ключом.                                             /Хором двое, трое, стоящих рядом./

Ключ от дверей тут не причём».

Я слышал это сотню раз

Так разъясните мне сейчас.

Синоним этот мне знаком,

Но смысл его…     Он под замком.


Старичок – родничок:

Как просто порой всё бывает…

Я недра земли открываю!

Так сказал Владимир Даль

Дети:

О!                                                              /Хором./

            Мне вот что жаль.

Говорили, будет сказка экологическая,

А она, пока что, лингвистическая.

Сказительница (ведущая):

Вы, друзья, конечно, правы.

Мигом всё сейчас исправим.

Показать родник нам может

Как он образуется.

Только кто же нам поможет?

Старичок – родничок:

Сейчас, сейчас. Всё сбудется.

Эй, подружки мои говорливые,

Работящие и смешливые.

Не стесняйтесь, выходите.

Нам немножко помогите.

Звучит танцевальная музыка.

Капельки (девочки):                                                                              /Выбегают друг за другом,

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи!    делают книксен, встают

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи!    полукругом слева. В белых

Здравствуйте.                                                                                            футболках, синих юбках.

                                                                                                                       На головах голубые

Дети:                                                                                                            шапочки. Дети

Вы кто?                                                                                                        перемещаются вправо./

Капельки (девочки):

Мы капельки чистой прозрачной воды.

С поверхности рек и морей испарились.

Всё выше взлетали…(Но без суеты.)

И в облаке мы, наконец, очутились.


Старичок – родничок:

Капельки, соберитесь в большую тучу, выпадите дождём на землю, покажите своё подземное путешествие. А я буду встречать вас у выхода на поверхность.

Вам, ребята, придётся перевоплотиться. Готовы?

Дети:                                  /Хором. Дети помещают на грудь чёрные таблички-блокноты с буквами

Готовы!                                составляющими слово «почва» и встают в ряд, взявшись за руки./

Здравствуйте, капельки.

Капельки:

Здравствуй, почва.

Дети:

Вы откуда?

Капельки:

Мы выпали из тучи.

Дети:

Чего вы хотите?

Капельки:

Хотим просочиться сквозь тебя, почва.

Дети:                                                        /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».

Просачивайтесь!                                        Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.

                                                                   Теперь страницы жёлтые с буквами, составляющими

Здравствуйте, капельки.                          слово «песок».

Капельки:

Здравствуй, песок.

Дети:

Вы откуда?

Капельки:

Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву.

Дети:

Чего вы хотите?

Капельки:

Хотим просочиться сквозь тебя, песок.


Дети:                                                        /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».

Просачивайтесь!                                        Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.

                                                                         Теперь страницы серые с буквами, составляющими

Здравствуйте, капельки.                         слово «камни».

Капельки:

Здравствуйте, камни.

Дети:

Вы откуда?

Капельки:

Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву, просочились сквозь песок.

Дети:

Чего вы хотите?

Капельки:

Хотим просочиться между вами, камни.

Дети:                                                        /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».

Просачивайтесь!                                        Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.

                                                                       Теперь страницы коричневые с буквами, составляющими

Здравствуйте, капельки.                       слово «глина».

Капельки:

Здравствуй, глина.

Дети:

Вы откуда?

Капельки:

Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву, просочились сквозь песок, просочились между камнями.

Дети:

Чего вы хотите?

Капельки:

Хотим просочиться сквозь тебя, глина.

Дети:

Ничего не получится. Я, глина, воду не пропускаю. Беритесь за руки, ищите склон, выбирайтесь на поверхность.


                                                                                                  /Дети смыкаются, встают под углом.

Старичок – родничок:                                                   Капельки, взявшись за руки,

                                                                                                  движутся в сторону наклона./

Здравствуйте, капельки. Раз вы появились на поверхность, значит я, родник, заново родился. Ну а теперь бегите ручейком в речку. Я поведу вас.

Звучит танцевальная музыка.                              /Старичок-родничок ведёт за собой капелек

                                                                                              по кругу и уводит в сторону кулис.

                                                                                           Капельки убегают. Он машет им вслед

Сказительница (ведущая):                                        и возвращается./

Молодцы, капельки. Молодцы, ребята. Отлично показали, как образуется родник.

Старичок – родничок:                                                /Дети снимают таблички, располагаются

Спасибо. Порадовали.                                                    справа./

Дети:

А скажи, пожалуйста, родничок, что с тобой случается, когда, зима приходит?

Старичок – родничок:

Зимой суровой я слабею.                                                  /Дети подставляют родничку скамеечку.

Замёрзнуть вовсе я могу.                                                  Он садится./

Но капельки мои не дремлют.

Вам их увидеть помогу.

Сказительница (ведущая):

Наступайте холода,

Покажите детям,

Как ведёт себя вода

Зимой на белом свете.

Звучит танцевальная                                          /Вбегают снежинки, бывшие капельки, делают

«зимняя» музыка.                                            несколько кругов вокруг родника. На груди на

                                                                                       ленточках « медали»-снежинки. Сказительница

Дети:                                                                           отходит в сторону, садится на стул./

Ой-ёй-ёй. Зима настала.

Надо утепляться.                                                /Дети «дрожат от холода»./

                                                                                 /Капельки занимают левую часть сцены,

Капелька снежинкой стала.                             напротив детей./

Это чудо, братцы!                                              /Указывает на девочек-снежинок./

Капельки:

Мы капельки чистой прозрачной воды.

Но трудно узнать нас зимой.

У каждой шесть лучиков видишь вдруг ты.

Сверкают они белизной.


Нас много, мы землю покроем ковром

На радость девчонкам, мальчишкам.                 / «Зимние» дети – дети, сидящие в первом Ох! Смяли ребята нас в ком                               ряду зрительного зала, одевают шапки, шарфы,

И бросили…                                                                бросают на сцену «снежки» (вата, клейстер)./

                       Это уж слишком!                              /Хором./

Не бойтесь, снежинки, подружки мои.

Бросают нас, топчут и мнут.

Нам всё нипочём, ведь кругом все свои.

Пусть мышцы они разомнут.

«Зимние» дети:                                                                         /«Зимние» дети бегут на сцену. Один

Хороша зима! На лыжах я по парку побегу.                   с корзинкой собирает снежки, встаёт

За собой лыжню оставлю я на беленьком снегу.         слева. Другой выходит с лыжами./

Ну а мы на каток!                                                                   /Ещё двое появляются с коньками./

Там расчистим мы снежок.

А под снегом лёд блестит,

Нас с тобой к себе манит.

Покачусь по льду тогда.

Это тоже ведь вода.

Твёрдая, блестящая,

Но всё же настоящая.

Построим мы снеговика –                                            /Пятеро строят снеговика из папье-маше./

Белоснежные бока!

Вот вам ноги. Вот вам тело.

Голову ставь сверху смело.

Что за прелесть снеговик!

Только я, друзья, привык,

Чтоб глаза и нос морковкой.

Ну-ка, кто из вас здесь ловкий?

Это глазки. Это нос.

У меня к вам есть вопрос.                                                   /Ребёнок с корзинкой обращается к

                                                                                                       «зимним» детям./

Как-то нынешней зимой                                                   /Обращается к зрителям./

Со мною случай был такой.


Принёс в ведёрке снег домой.

Забыл о нём часа на два.

А вспомнил – поразился. Ой!

В ведёрке грязная вода.

Откуда там ей взяться?

Ответьте. Кто тут смелый?

Ведь я готов поклясться,

Что снег принёс я белый.

Сказительница (ведущая):                                               /Выходит вперёд, забирает корзину,

Ты, друг мой, не волнуйся,                                            отдаёт первому строителю снеговика./

Давай сюда корзину.

Сейчас мы разберёмся.

Вот лишь прогоним зиму.

Уходите холода.

Мы от вас устали.

Что за вещество вода,

Узнать пора настала.

                                                                                              /Снежинки делают круг по сцене и убегают.

Звучит танцевальная                                                Снеговика разбирают и уносят. «Зимние»

«весенняя» музыка.                                                       дети уходят со сцены в зал.

Я думаю самое время сейчас,

А время всегда нам дорого,

Заслушать подробный научный рассказ.

Приветствуем учёного – эколога!                            /Дети аплодируют./

                                                                                            /Из зрительного зала выходит эколог.

Учёный – эколог:                                                         /На нём чёрные шапочка и плащ./

Здравствуйте, дорогие дети.                                     /Обращается сначала к детям,

Я расскажу вам о воде.                                                 затем к зрителям./

Вода – удивительное вещество. Это жидкость без цвета, без вкуса, без запаха.

Вода растворяет соль, сахар и многие другие вещества. Вода легко превращается то в пар, то в снег или лёд; то опять становится жидкостью.

Нам вода кажется самым обычным веществом. А ведь она хранит в себе очень

много загадок.

Без воды не смогут жить ни растения, ни животные, ни человек. Всё живое на планете без воды погибнет.

Люди знают об этом, но, к сожалению, не всегда заботятся о том, чтобы сохранить чистоту воды. Ежегодно в воду попадают нефть, мазут, бензин, стиральный порошок, другие отходы производства и жизнедеятельности человека.

Из-за этого в первую очередь гибнут обитатели водоёмов.

Даже в морях у берегов Антарктиды и в ледяных шапках высочайших гор были найдены химические вещества.


Что уж тут удивляться, что снег, взятый во дворе, растаял и превратился в грязную воду. Правда, старичок – родничок?

Старичок – родничок:

Да это так. Но, если этот снег содержал только грязь и копоть, то мои помощницы – капельки весной, когда снег растает, легко очистятся, пройдя сквозь почву, песок и между камнями. Моя родниковая вода по-прежнему будет чистой и прохладной.

Если же в снегу были химические вещества, я не могу вам этого пообещать.

Учёный – эколог:

Учёные всего мира бьют тревогу и призывают человечество не быть таким беззаботным, думать о будущем.

Одна треть земного шара покрыта водой. Но большая её часть – это морская

вода. Она солёная. Её нельзя пить.

Запасы пресной воды ограничены. Её надо особенно экономить и заботиться о её чистоте. Помните об этом, дети.

                                                                                                       /Эколог кланяется. Дети аплодируют.

Звучит танцевальная музыка.                                         /Вбегают капельки воды.

                                                                                                       Располагаются слева.

Капельки:

Мы капельки чистой прозрачной воды.

Пока мы в порядке, не будет беды.

Цвести, хорошеть будет наша планета.

Но помните –

                          все мы в ответе за это!                               /Хором./

Дети:

Подождите, подождите. Но мы просто дети. Как мы защитим воду от вредных веществ?

«Зимние» дети:                                                      /Все выходят на сцену, встают в центре.

                                                                                     С двух сторон от родничка и эколога./

Мы не можем перестроить заводы, фабрики, танкеры.

Мы не умеем делать более надёжные фильтры.

Учёный – эколог:

Это вы сделаете, когда станете взрослыми, главное – помните об этом.

Старичок – родничок:

А сейчас экономьте каждую капельку воды. Выполняйте самые простые правила.

Капельки, дети или «зимние» дети:

Не позволяйте воде из крана литься зря.


Закрывайте кран плотно, чтобы из него не капало.

Когда чистите зубы, набирайте воду в кружку, а кран закрывайте.

Не бросайте ничего в воды рек, озёр, ручьёв.

Не мусорите по берегам водоёмов.

«Зимние» дети:

Ребята, 22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.

Нашу экологическую сказку-пьесу мы подготовили к этому дню. Надеемся, она вам понравилась.

Спасибо за внимание.

Берегите воду!                                                           /Хором./

Сказительница (ведущая):

Вот и сказочке конец.

А кто слушал – молодец!

Звучит музыка.                                                          /Все артисты кланяются./

/На протяжение всего выступления над сценой на экране сменяются кадры компьютерной презентации./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру "Что такое Солнце?"

Урок во 2 классе по окружающему миру УМК "Гармония" способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»

Методическая разработка  урока   во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...

Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»

Методическая разработка  урока   во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...

Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"

Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока "Образование личных форм глагола в Pretérito Perfecto"

Методическая разработка урока  "Образование личных форм глагола в Pretérito Perfecto" на материале лексической темы «Режим дня» в 4 классе содержит в себе план урока, методи...