Методическая разработка урока (в нетрадиционной форме) по окружающему миру "Экологическая сказка о воде"
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экологическая сказка о воде.
Звучит задорная музыка.
Дети: /Выбегают, располагаются полукругом,
Жил да был… весёлый класс. но на расстоянии друг от друга, кто-то
О нём расскажем мы сейчас. парой, кто-то садится на край сцены./
В этом классе есть подружки – /Мальчик./
Хохотушки и болтушки.
Есть мальчишки-шалунишки, /Девочка./
Что подвижны даже слишком.
Есть тихони, есть задиры,
Есть лихие командиры.
Любознательных полно!
«Что там? Что там за окном?»
Есть такие в классе дети,
Что философам под стать.
Вы их хлебом не кормите –
Дайте им порассуждать.
Есть спортсмены всех мастей.
Ждём от них мы новостей.
Кубки, грамоты, медали…
Вы таких и не видали.
Есть танцоры, музыканты
И в вокале есть таланты.
Есть художники, поэты,
Фантазёры – высший класс!
Мы расскажем вам об этом.
Но не в этот раз! /Хором./
Это присказка была.
Жаль, что кончилась она.
Экологическая сказка начинается!
Смотреть и слушать разрешается! /Хором./
Звучит /Дети расступаются влево и вправо, освобождая центр.
загадочная Появляются сказительница – ведущая и старичок – родничок
музыка. Они встают в центре сцены./
Сказительница (ведущая): /В русском народном костюме:
Живёт на свете… родничок. сарафан, кокошник или платок.
Познакомьтесь, дети. Обращается к зрителям./
Старичок – родничок: /Шляпа с синими свисающими ленточками, По годам я старичок, белая борода, белая русская народная рубаха,
Давно живу на свете. синие шаровары./
Ко мне приходят стар и млад
Воды набрать студёной.
Я этому ужасно рад!
Пей чай, вари бульоны. /Двое детей бегут к старичку-родничку,
«набирают воды» в чайник и кастрюлю,
приговаривая: «Спасибо, спасибо. Уходят
на место./
Сказительница (ведущая): /Обращается к старичку-родничку./
Да, видно ты давно возник,
По возрасту ты уж старик.
Но вот характер...
Наш герой не ленится. /Обращается к зрителям./
Всё время бьёт, журчит и пенится.
Он каждую минуту вновь родится
Из-под камней, из-под землицы.
Дети:
Я понял, понял! /Обращается к зрителям./
Что ж вы раньше не сказали? /Обращается к другим детям./
За это родником его назвали. /Обращается к зрителям./
За то, что каждую минуту он родится
Из-под камней, из-под землицы.
Да это всем давно нам ясно.
Ты возмущаешься напрасно.
Подумай лучше вот о чём.
За что его зовут ключом?
«Мы и родник зовём ключом. /Хором двое, трое, стоящих рядом./
Ключ от дверей тут не причём».
Я слышал это сотню раз
Так разъясните мне сейчас.
Синоним этот мне знаком,
Но смысл его… Он под замком.
Старичок – родничок:
Как просто порой всё бывает…
Я недра земли открываю!
Так сказал Владимир Даль
Дети:
О! /Хором./
Мне вот что жаль.
Говорили, будет сказка экологическая,
А она, пока что, лингвистическая.
Сказительница (ведущая):
Вы, друзья, конечно, правы.
Мигом всё сейчас исправим.
Показать родник нам может
Как он образуется.
Только кто же нам поможет?
Старичок – родничок:
Сейчас, сейчас. Всё сбудется.
Эй, подружки мои говорливые,
Работящие и смешливые.
Не стесняйтесь, выходите.
Нам немножко помогите.
Звучит танцевальная музыка.
Капельки (девочки): /Выбегают друг за другом,
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи! делают книксен, встают
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи! полукругом слева. В белых
Здравствуйте. футболках, синих юбках.
На головах голубые
Дети: шапочки. Дети
Вы кто? перемещаются вправо./
Капельки (девочки):
Мы капельки чистой прозрачной воды.
С поверхности рек и морей испарились.
Всё выше взлетали…(Но без суеты.)
И в облаке мы, наконец, очутились.
Старичок – родничок:
Капельки, соберитесь в большую тучу, выпадите дождём на землю, покажите своё подземное путешествие. А я буду встречать вас у выхода на поверхность.
Вам, ребята, придётся перевоплотиться. Готовы?
Дети: /Хором. Дети помещают на грудь чёрные таблички-блокноты с буквами
Готовы! составляющими слово «почва» и встают в ряд, взявшись за руки./
Здравствуйте, капельки.
Капельки:
Здравствуй, почва.
Дети:
Вы откуда?
Капельки:
Мы выпали из тучи.
Дети:
Чего вы хотите?
Капельки:
Хотим просочиться сквозь тебя, почва.
Дети: /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».
Просачивайтесь! Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.
Теперь страницы жёлтые с буквами, составляющими
Здравствуйте, капельки. слово «песок».
Капельки:
Здравствуй, песок.
Дети:
Вы откуда?
Капельки:
Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву.
Дети:
Чего вы хотите?
Капельки:
Хотим просочиться сквозь тебя, песок.
Дети: /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».
Просачивайтесь! Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.
Теперь страницы серые с буквами, составляющими
Здравствуйте, капельки. слово «камни».
Капельки:
Здравствуйте, камни.
Дети:
Вы откуда?
Капельки:
Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву, просочились сквозь песок.
Дети:
Чего вы хотите?
Капельки:
Хотим просочиться между вами, камни.
Дети: /Хором. Дети поднимают руки, капельки «просачиваются».
Просачивайтесь! Дети переворачивают страницы в табличках-блокнотах.
Теперь страницы коричневые с буквами, составляющими
Здравствуйте, капельки. слово «глина».
Капельки:
Здравствуй, глина.
Дети:
Вы откуда?
Капельки:
Мы выпали из тучи, просочились сквозь почву, просочились сквозь песок, просочились между камнями.
Дети:
Чего вы хотите?
Капельки:
Хотим просочиться сквозь тебя, глина.
Дети:
Ничего не получится. Я, глина, воду не пропускаю. Беритесь за руки, ищите склон, выбирайтесь на поверхность.
/Дети смыкаются, встают под углом.
Старичок – родничок: Капельки, взявшись за руки,
движутся в сторону наклона./
Здравствуйте, капельки. Раз вы появились на поверхность, значит я, родник, заново родился. Ну а теперь бегите ручейком в речку. Я поведу вас.
Звучит танцевальная музыка. /Старичок-родничок ведёт за собой капелек
по кругу и уводит в сторону кулис.
Капельки убегают. Он машет им вслед
Сказительница (ведущая): и возвращается./
Молодцы, капельки. Молодцы, ребята. Отлично показали, как образуется родник.
Старичок – родничок: /Дети снимают таблички, располагаются
Спасибо. Порадовали. справа./
Дети:
А скажи, пожалуйста, родничок, что с тобой случается, когда, зима приходит?
Старичок – родничок:
Зимой суровой я слабею. /Дети подставляют родничку скамеечку.
Замёрзнуть вовсе я могу. Он садится./
Но капельки мои не дремлют.
Вам их увидеть помогу.
Сказительница (ведущая):
Наступайте холода,
Покажите детям,
Как ведёт себя вода
Зимой на белом свете.
Звучит танцевальная /Вбегают снежинки, бывшие капельки, делают
«зимняя» музыка. несколько кругов вокруг родника. На груди на
ленточках « медали»-снежинки. Сказительница
Дети: отходит в сторону, садится на стул./
Ой-ёй-ёй. Зима настала.
Надо утепляться. /Дети «дрожат от холода»./
/Капельки занимают левую часть сцены,
Капелька снежинкой стала. напротив детей./
Это чудо, братцы! /Указывает на девочек-снежинок./
Капельки:
Мы капельки чистой прозрачной воды.
Но трудно узнать нас зимой.
У каждой шесть лучиков видишь вдруг ты.
Сверкают они белизной.
Нас много, мы землю покроем ковром
На радость девчонкам, мальчишкам. / «Зимние» дети – дети, сидящие в первом Ох! Смяли ребята нас в ком ряду зрительного зала, одевают шапки, шарфы,
И бросили… бросают на сцену «снежки» (вата, клейстер)./
Это уж слишком! /Хором./
Не бойтесь, снежинки, подружки мои.
Бросают нас, топчут и мнут.
Нам всё нипочём, ведь кругом все свои.
Пусть мышцы они разомнут.
«Зимние» дети: /«Зимние» дети бегут на сцену. Один
Хороша зима! На лыжах я по парку побегу. с корзинкой собирает снежки, встаёт
За собой лыжню оставлю я на беленьком снегу. слева. Другой выходит с лыжами./
Ну а мы на каток! /Ещё двое появляются с коньками./
Там расчистим мы снежок.
А под снегом лёд блестит,
Нас с тобой к себе манит.
Покачусь по льду тогда.
Это тоже ведь вода.
Твёрдая, блестящая,
Но всё же настоящая.
Построим мы снеговика – /Пятеро строят снеговика из папье-маше./
Белоснежные бока!
Вот вам ноги. Вот вам тело.
Голову ставь сверху смело.
Что за прелесть снеговик!
Только я, друзья, привык,
Чтоб глаза и нос морковкой.
Ну-ка, кто из вас здесь ловкий?
Это глазки. Это нос.
У меня к вам есть вопрос. /Ребёнок с корзинкой обращается к
«зимним» детям./
Как-то нынешней зимой /Обращается к зрителям./
Со мною случай был такой.
Принёс в ведёрке снег домой.
Забыл о нём часа на два.
А вспомнил – поразился. Ой!
В ведёрке грязная вода.
Откуда там ей взяться?
Ответьте. Кто тут смелый?
Ведь я готов поклясться,
Что снег принёс я белый.
Сказительница (ведущая): /Выходит вперёд, забирает корзину,
Ты, друг мой, не волнуйся, отдаёт первому строителю снеговика./
Давай сюда корзину.
Сейчас мы разберёмся.
Вот лишь прогоним зиму.
Уходите холода.
Мы от вас устали.
Что за вещество вода,
Узнать пора настала.
/Снежинки делают круг по сцене и убегают.
Звучит танцевальная Снеговика разбирают и уносят. «Зимние»
«весенняя» музыка. дети уходят со сцены в зал.
Я думаю самое время сейчас,
А время всегда нам дорого,
Заслушать подробный научный рассказ.
Приветствуем учёного – эколога! /Дети аплодируют./
/Из зрительного зала выходит эколог.
Учёный – эколог: /На нём чёрные шапочка и плащ./
Здравствуйте, дорогие дети. /Обращается сначала к детям,
Я расскажу вам о воде. затем к зрителям./
Вода – удивительное вещество. Это жидкость без цвета, без вкуса, без запаха.
Вода растворяет соль, сахар и многие другие вещества. Вода легко превращается то в пар, то в снег или лёд; то опять становится жидкостью.
Нам вода кажется самым обычным веществом. А ведь она хранит в себе очень
много загадок.
Без воды не смогут жить ни растения, ни животные, ни человек. Всё живое на планете без воды погибнет.
Люди знают об этом, но, к сожалению, не всегда заботятся о том, чтобы сохранить чистоту воды. Ежегодно в воду попадают нефть, мазут, бензин, стиральный порошок, другие отходы производства и жизнедеятельности человека.
Из-за этого в первую очередь гибнут обитатели водоёмов.
Даже в морях у берегов Антарктиды и в ледяных шапках высочайших гор были найдены химические вещества.
Что уж тут удивляться, что снег, взятый во дворе, растаял и превратился в грязную воду. Правда, старичок – родничок?
Старичок – родничок:
Да это так. Но, если этот снег содержал только грязь и копоть, то мои помощницы – капельки весной, когда снег растает, легко очистятся, пройдя сквозь почву, песок и между камнями. Моя родниковая вода по-прежнему будет чистой и прохладной.
Если же в снегу были химические вещества, я не могу вам этого пообещать.
Учёный – эколог:
Учёные всего мира бьют тревогу и призывают человечество не быть таким беззаботным, думать о будущем.
Одна треть земного шара покрыта водой. Но большая её часть – это морская
вода. Она солёная. Её нельзя пить.
Запасы пресной воды ограничены. Её надо особенно экономить и заботиться о её чистоте. Помните об этом, дети.
/Эколог кланяется. Дети аплодируют.
Звучит танцевальная музыка. /Вбегают капельки воды.
Располагаются слева.
Капельки:
Мы капельки чистой прозрачной воды.
Пока мы в порядке, не будет беды.
Цвести, хорошеть будет наша планета.
Но помните –
все мы в ответе за это! /Хором./
Дети:
Подождите, подождите. Но мы просто дети. Как мы защитим воду от вредных веществ?
«Зимние» дети: /Все выходят на сцену, встают в центре.
С двух сторон от родничка и эколога./
Мы не можем перестроить заводы, фабрики, танкеры.
Мы не умеем делать более надёжные фильтры.
Учёный – эколог:
Это вы сделаете, когда станете взрослыми, главное – помните об этом.
Старичок – родничок:
А сейчас экономьте каждую капельку воды. Выполняйте самые простые правила.
Капельки, дети или «зимние» дети:
Не позволяйте воде из крана литься зря.
Закрывайте кран плотно, чтобы из него не капало.
Когда чистите зубы, набирайте воду в кружку, а кран закрывайте.
Не бросайте ничего в воды рек, озёр, ручьёв.
Не мусорите по берегам водоёмов.
«Зимние» дети:
Ребята, 22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.
Нашу экологическую сказку-пьесу мы подготовили к этому дню. Надеемся, она вам понравилась.
Спасибо за внимание.
Берегите воду! /Хором./
Сказительница (ведущая):
Вот и сказочке конец.
А кто слушал – молодец!
Звучит музыка. /Все артисты кланяются./
/На протяжение всего выступления над сценой на экране сменяются кадры компьютерной презентации./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру "Что такое Солнце?"
Урок во 2 классе по окружающему миру УМК "Гармония" способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий....
Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»
Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...
Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Водоемы»
Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру " Водоемы" имеет своей целью знакомство детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"
Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....
Методическая разработка урока "Образование личных форм глагола в Pretérito Perfecto"
Методическая разработка урока "Образование личных форм глагола в Pretérito Perfecto" на материале лексической темы «Режим дня» в 4 классе содержит в себе план урока, методи...