Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме «Страна, открывшая путь в космос"

    Патлина Надежда Леонидовна

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса  по теме «Страна, открывшая путь в космос"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира

    в 4 классе по программе «Школа России»

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                   МБОУ СОШ п. Пионерский

                                                          Патлина Н.Л.

            Тема: «Страна, открывшая путь в космос».

    Цель: познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.            

          Задачи:  - учить  анализировать,  делать  выводы,  работать  в  группах  и  индивидуально;

                         - воспитывать  любовь  к  героям  страны,  патриотизм,  бережное  отношение  к  своей  Родине.

                         - расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.

           Оборудование для учеников:

                учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,

                сообщение о  «Ю.А. Гагарине», о «Первом спутнике» подготовленное учениками,

                звездочки для эмоциональной оценки урока,            

           Оборудование для учителя:

               компьютер, мультимедийный проектор,

               презентации «Страна, открывшая путь в космос», «Кроссворд»,

               карточки для самостоятельной работы, тесты,

               иллюстративный материал, посвященный освоению космоса,

               выставка рисунков детей о космосе.                        

                                                                   

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

                        Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять

    Всё полезное узнать.

    А чтоб урок пошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся дружок!

    1. Актуализация знаний.

             1.  - Как развивалась наша страна в послевоенное время?

                        Люди трудились, надеясь на счастливую жизнь. Поднимали из руин города, села. Было  много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперед. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Двадцатый век России – это не только войны и революции. Он дал миру величайшие открытия.  

                 2. -   О каком открытии пойдет речь на сегодняшнем уроке, мы узнаем, если разгадаем кроссворд. Слайд          (За правильный ответ – звездочку)

    1. Чудо-птица – алый хвост

    Полетела в стаю звезд. (ракета)

    2. В синей чашке – алый мяч,

    Он и светел, и горяч. (Солнце)

    3. Четыре стороны горизонта,

    А только из одной выходит солнце.

    (Восток)

    4. На шаре – леса, горы, моря,

    Он такой родной для тебя и меня.

    (Земля)

    5. Синий потолок,

    Очень он высок.

    Сколько ни пожелаем,

    До него мы не достанем. (небо)

    6. Быстро в небе проплывает,

    Обгоняя птиц полёт,

    Человек им управляет.

    Что такое? ... (самолет)

    УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

    – Назовите ключевое слово.

    - Космос.

    - Теперь вы догадались о чем пойдет речь на уроке? О чем мы узнаем?

           О космосе, об освоении космического пространства, о космонавтах, о нашей стране, о людях, которые открыли дорогу во Вселенную.

             -Что вы представляете, когда слышите слова космос, вселенная, безвоздушное пространство?        Звезды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луну, Землю,  космический корабль, планеты Солнечной системы.

                    - Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики)

                    - Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (52года).

            III. Новый материал.

                Игра: «Путешествие в космическое пространство».

                     1) Подготовка к полету.

          - Ребята, хотите совершить путешествие в космос?  

                                                                        - Давайте создадим экипажи:

    1 экипаж – «Мир»

         2 экипаж – «Восток»

    3 экипаж – «Союз»

             - Как нам нужно действовать, чтобы полёт прошёл успешно?

          (Работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку; умело применять свои знания).

             - Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать.

                   2) Рассказ учителя.

        - С какого космодрома мы будем стартовать?  

            (с космодрома Байконур)  Это  первый космодром в мире. Слайд.

         Космодром Байконур – стартовая площадка для космических ракет. Она находится

    в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и других государств. С Байконура были запущен первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

    - Вы готовы к полёту?

    5, 4, 3, 2, 1 -  СТАРТ.

                    - Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы будем стараться выполнить все задания успешно и благополучно завершить свой полёт. В нашем путешествии могут встретиться неопознанные объекты, непонятные слова. Познакомимся с «космическим» словарём.

                     - Знаете ли вы значения этих слов? Давайте проверим!

                   3) Космический словарь Слайд  

    Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам). Задания экипажам.

    1.карточка

    Космонавтика -

    Комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.

    Космодром -

    Космический аппарат для полета человека в космос.

    Космический корабль -

    Отрасль науки для исследования и освоения космического пространства

    2.карточка

    Космонавт -

    Индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, сильно отличающихся от нормальных.

    Скафандр -

    окно на корабле.

    Иллюминатор -

    Человек, испытывающий космическую технику в космическом полете.

    3. .карточка

    Орбита -

    Состояние, при котором отсутствует вес.

    Орбитальная станция -

    Путь, по которому космический корабль кружит вокруг Земли или другого космического тела.

    Невесомость -

    Пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время.

            4) Проверка самостоятельной работы. Слайд

            -Космонавты говорят, что Земля видна из космоса в голубовато-белой дымке. Из иллюминаторов кораблей они видят голубые озера, земные леса и луга

    СЛАЙД           Планета Земля из космоса.

               5). Рассказ учителя.   Слайд.

           Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоения космоса. Циолковский является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране, а Сергей Павлович Королев – основоположником практической космонавтики, главным конструктором первых космических ракет, спутников и кораблей.

               6) Сообщение ученика. Слайд

               Запуск искусственного спутника Земли.

                 В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
    Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества

                7) Учитель. Слайд.

    В космосе живые существа.

       -   Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

     

                   8) Первый полет человека в космос. ( Сообщение ученика.) Слайды

                 - Послушайте внимательно. Вам придется ответить на вопрос:

            Каким человеком был Ю.А. Гагарин?

            После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

    12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»

        Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

          Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

         После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

         Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

          В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 марта 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали».

         Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.

        Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.

         Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием.

         К несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – на Земле и в космосе.

      Вопросы(экипажам)   ( звездочки за ответы)

    • Где прошло детство Ю. А. Гагарина?
    • Каким человеком был первый космонавт?
    • Где учился и работал Ю. Гагарин?
    • Когда Гагарин совершил первый полёт в космос?
    • Сколько минут продолжался полёт?
    • Как Родина оценила подвиг космонавта?

    - Вот  и  проделана  половина  пути  нашего  путешествия.  Пора  нам  отдохнуть

             9) Физминутка на релаксацию «Облако».

          - Давайте мы, с вами встанем со своих «космических кресел и тоже выйдем в космическое пространство. Поднимите руки. Вы в безвоздушном пространстве, наши руки плавно, как крылья поднимаются вверх и вниз. А теперь мы летим, летим ниже и опускаемся на облако. Садимся удобно, на нём много мягких подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположитесь.

    Чувствуете как ветер обдувает ваше лицо? Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вы довольны и счастливы. Теперь мы летим в свой корабль. Отпустите облако. Будьте бодрыми. Продолжаем урок.

       10) Рассказ учителя.

             Слайд. Космонавт № 2. Титов Герман Степанович - космонавт- дублер, готовый в случае непредвиденных обстоятельств мог заменить Гагарина и полететь в космос первым. 

           Слайд
             Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5метров.Это произошло

     18 марта 1965 года.

          Слайд.

             Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины.

    Валентина Ивановна Терешкова – первая женщина космонавт.

           - И так наше космическое путешествие подходит к концу. Мы с вами опускаемся на Землю.   Кого бы вы хотели увидеть встречающим вас из Космоса?

                      (Маму, папу, брата, сестра, всех своих близких людей, своих друзей).

              - Почему?  

                 ( это – моя семья, мои друзья. Они самые близкие мне люди).

    - Космонавты скучают не только по своим близким, по своей семье, но и по Земле.              

    - Ребята!  А что обозначают ваши названия экипажей?

                                           Восток – ракета на которой полетел Гагарин.

                                           Союз - Ракеты-носители.

           - А что обозначает слово «МИР» мы узнаем, прочитав в учебнике  с.151статью «Космическая путешественница»

               10)  Работа с учебником.

             Вопросы после чтения: (звездочки за ответы)

    1.Как называлась наша орбитальная станция?   (Мир)

    2.Когда она появилась на орбите Земли?  (20 февраля 1986 года)

    3.Что и когда с ней случилось?    (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)

                    - Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

                  - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

              11)  Работа с карточками у доски. На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст:

    • Слежение за погодой;

    • Управление полетами самолетов;

    • Управление курсом кораблей в океанах;

    • Передача телевизионного сигнала;

    • Организация телефонной связи;

    • Изобретение новых лекарств в космосе;

    • Открытие новых звёзд астрономами;

    • Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;

    • Исследование  недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;

    • Ведение военной разведки,  с целью защиты границы нашей Родины от врагов.

    • Изучение поверхности Земли и других планет и др.

        Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе. После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир. Назовите фамилии Советских космонавтов. (Дети называют)

    Читает учитель:

                         Очень  важно

    Не  забывать  имён  их –

    Всех  космонавтов  и  учёных,

    Которые  законы  нужные  открыли

            И  нам  дорогу  в  космос  проложили.

    - Можно ли полет в космос назвать подвигом? А можете объяснить почему?

     - Как страна оценила подвиги космонавтов? ( их наградили орденами и медалями)

    IV. Закрепление нового материала.

        1.Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.

                  (За правильный ответ – звездочку)

    Тест

    1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

            а) Ю.А. Гагарин

    з) А. Леонов

    р) В.В. Терешкова

    2.Кого называют основателем современной космонавтики?

    к) Г.С. Титов

    е) К.Э. Циолковский

    д) Ю.А.Гагарин

    3..Как назывался первый космический корабль?

    в) «Мир»

    и) «Союз»

    м) «Восток»

    4. В каком году человек впервые полетел в космос?

    н) 1951 год

    л) 1961 год

    д) 1957 год

    5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

    с) кошка

    м) попугай

    я) собака

    6. Когда отмечается День Космонавтики?

    ю)-1 июля

    !)12 апреля

    р)25 ноября

    Запись выделенных букв на доске. Составьте слово из них.  Какое слово получилось?        ( ЗЕМЛЯ!)

    V. Итог урока.

         слайд   Юрий Алексеевич Гагарин -  был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: 

    « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
     Слайд 

         Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна – Россия - является частью этой прекрасной планеты..

     Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»

                      Учащиеся читают на слайде:

    • Первыми совершили пилотируемый космический полет;

    • Первыми направили космическую станцию на Луну;

    • Первыми создали искусственный спутник Луны;

    • Первыми вышли в открытый космос;

    • Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

             Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.

        2.Эмоциональная оценка урока

          Каждый экипаж прикрепите свои звездочки на доску. Вот теперь очень хорошо видно кто как поработал!!!

    Оценивание учащихся.

              VI. Домашнее задание.

                      Нарисуйте рисунок на тему «Какой бы вы хотели видеть нашу планету Земля?». Сумейте его защитить.

    VII. Рефлексия  (слайд)

    Выберите начало фразы и продолжите,

    Сегодня на уроке:

    Мне было интересно…

    Я узнал ……

    Я понял, что…..

    Я смог…

    Я буду….

    Я не буду ….

    - Молодцы!! Спасибо за урок!

     

                               

         

       

                                     

            

                                     

            

                             

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: "Права ребёнка"

    В материале представлены подробные рекомендации по проведеню урока по данной теме. Предлагается работа с интерактивноуй доской.Используются элементы технологии критического мышления....

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме : Петр I- царь и человек.

    Данный урок разработан в соответствии  с ФГОС, учитывая возрастные особенности учащихся. Урок представлен по ходу изучения раздела «Преобразования в России». На уроке используется ИКТ, как с...

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: Тело человека. Опорно-двигательная система.

    Цели урока: Закрепить и обобщить  знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеуче...

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"...

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "В поисках справедливости"

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "В поисках справедливости"...

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

    Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

    План-конспект урока по окружающему миру для 4 класса

    Конспект урока предназначен для учителей начальных классов...