Урок окружающего мира 3 класс "Куликовская битва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок изучения нового материала по программе Плешакова 3 класс "Куликовская битва". Предлагается конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 12.22 КБ |
konspekt.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
4 «В» класс
Тема урока: Куликовская битва
Цель: сформировать представление о подвигах защитников Руси
Универсальные учебные действия:
- Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать, извлекая нужную информацию
- Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- Регулятивные – формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала;
- Личностные – оценивать собственную учебную деятельность, проявлять внимание, желание больше знать.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник, тетрадь, тексты для самостоятельного изучения, сигнальные карточки для самооценки.
Предварительный просмотр:
Орг. момент
- Говорят, что нельзя считать того культурным человеком, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: взлеты и падения, триумфы и поражения. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить всех нас. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
- Какие умения нам необходимы, чтобы урок прошел успешно?
Проверка дом. задания
- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы познакомились.
- Работа в парах. У каждого лежат карточки. Соотнесите даты, события и имена. Проверка по ключу.
1237г ------- нашествие монголо-татар на Русь ------- хан Батый
988г ------крещение Руси ---------князь Владимир
15 июля 1240г ------- Невская битва -------- князь Александр
5 апреля 1242г -----------Ледовое побоище--------- Александр Невский
- Развернутый ответ на вопросы:
- При каком князе правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества? Почему ? (при Иване Калите. 1325г. – князь Иван Калита)
- Чем же прославился (знаменит) Иван Калита ? (при нем на 40 лет прекратились нашествия татаро-монгол. Русские княжества стали объединяться между собой)
- Почему Ивана Калиту называют первым собирателем Руси? (он первый из князей стал собирать и объединять с Москвою разрозненные части русской земли)
Учит. – Правильно, при Иване Калите Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам.
Введение в тему урока
Учит. Прошло более ста лет после Батыева нашествия. На календаре 1359 год. Внезапно умирает сын Ивана Калиты московский князь Иван Иванович, оставив после себя 9-летнего сына Дмитрия.
- Ребята, сколько вам лет? (10-11)
- Вот в таком возрасте молодой князь Дмитрий Иванович становится московским князем. Через 6 лет случился пожар. Он уничтожил Московский кремль и весь город. Об этих событиях нам расскажет ______________________
Сообщение1
Учит. – А теперь узнаем, что еще происходило на Руси в это время.
На каждой парте лежат тексты. Вам нужно прочитать и выделить основные события тех времен.
Учит. – Так что же происходило на Руси в это время?
- О чем пойдет сегодня речь ? ( ответы детей)
- Правильно, о великой битве, которую историки назвали…
На доске: Куликовская битва 1380 год
Усвоение новых знаний
- А как же русские войска готовились к этой битве? Об этом нам расскажет ___________
Сообщение 2
- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился к Сергию Радонежскому.
- А кто такой Сергий Радонежский? (настоятель, глава Троицкого монастыря. Русские люди считали, что он может предсказать судьбу)
- Как вы думаете, зачем князь пошел к Сергию? (за советом, помощью)
- Какую же помощь он оказал князю? Вспомните, мы говорили об этом на уроках чтения в 3 классе? ( благословил, дал двух богатырей Пересвета и Осляблю)
- Сергий радушно встретил князя и долго с ним беседовал. На прощание в присутствии всех перекрестил его и сказал : «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: « Ты победишь»
Работа с картой
- откройте учебники на стр. 73
- И вот князь Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику на реке Дон.
Посмотрим путь к месту сражения ( показ на карте)
- Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск Дмитрий Иванович приказал сжечь моты.
- Как вы считаете, с какой целью это сделано?
На доске: 1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
Сражение на Куликовом поле
Представим себе утро перед битвой. Прочитайте в учебнике стр. 71, 3-й абзац.
Есть предание о том, что происходило перед началом битвы. Об этом нам расскажет_____________
Сообщение 3
-И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие.
- Прочитаем о том, как происходила битва в учебнике стр. 72, 2-й абзац и далее…
- Мы услышали, как происходила Куликовская битва. А как вы думаете, почему князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле для сражения?
- Выполнив следующее задание, вы сможете ответить на этот вопрос:
*) Конница непригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
*) Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.
*) Военная мощь татар - конница.
( ответы учеников)
Учит. – Войско Мамая было разгромлено. Победа была полной. Но русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они « стояли на костях» , погребая погибших.
Учит. – В честь победы народ стал называть князя Дмитрия – Донским.
У Руси появилась крепкая надежда на освобождение от Орды. Наступил переломный момент.
Но только через сто лет обрели русские люди независимость от татаро-монгол.
В честь погибших в Куликовской битве поставили памятник – музей.
Закрепление
Работа в тетради
Подведение итогов
- Что нового узнали о Куликовской битве? (ответы)
- В чем значение битвы? ( переломный момент в татаро-монгольском иге)
- Но у нас еще остались вопросы:
1. Почему после Кулик. Битвы русские князья продолжали платить дань Орде?
2. Все ли мы изучили о татаро - монголах ?
- На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и узнаем о других событиях , которые происходили во время правления Ивана 3.
Рефлексия
- Покажите, как вы усвоили новый материал? (цветные карточки красного, синего, желтого цветов)
-Оцените свою работу на уроке.
Дом задание стр. 70-74, ответ на вопрос :
Почему поле называлось Куликово?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
Урок по окружающему миру в 4 классе...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"
Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...
Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""
Цель урока- сфомировать представление учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...
Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Урок предполагает введение и закрепление нового материала.Цели урока: сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси, развивать интерес к истории, познакомить учащихся с положением Рус...
Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Урок окружающего мира "Куликовская битва"...
Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Предмет: окружающий мир ( Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков система Занкова)Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: создать условия для формирования представления о Куликовской би...