Урок окружающего мира 3 класс "Куликовская битва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сквазникова Ирина Васильевна

Урок изучения нового материала по программе Плешакова 3 класс "Куликовская битва". Предлагается конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx12.22 КБ
Файл konspekt.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Окружающий мир

                                                    4 «В» класс

                              Тема урока: Куликовская битва

Цель: сформировать представление о подвигах защитников Руси

Универсальные учебные действия:

  1. Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать, извлекая нужную информацию
  2. Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  3.  Регулятивные – формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала;
  4.  Личностные – оценивать собственную учебную деятельность, проявлять внимание, желание больше знать.

                   Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник, тетрадь, тексты для самостоятельного изучения, сигнальные карточки для самооценки.



Предварительный просмотр:

                                                                Орг. момент

- Говорят, что нельзя считать того культурным человеком, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: взлеты и падения, триумфы и поражения. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить всех нас. Ведь в этом заключается ее главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

-  Какие умения нам необходимы, чтобы урок прошел успешно?

                                                           Проверка дом. задания

- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы познакомились.

  1. Работа в парах. У каждого лежат карточки. Соотнесите даты, события и имена. Проверка по ключу.

1237г ------- нашествие монголо-татар на Русь ------- хан Батый

988г ------крещение Руси ---------князь Владимир

15 июля 1240г ------- Невская битва -------- князь Александр

5 апреля 1242г -----------Ледовое побоище--------- Александр Невский

  1. Развернутый ответ на вопросы:

- При каком князе правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества?  Почему ? (при Иване Калите. 1325г. – князь Иван Калита)

- Чем же прославился (знаменит) Иван Калита ?  (при нем на 40 лет прекратились нашествия татаро-монгол. Русские княжества стали объединяться между собой)

- Почему Ивана Калиту называют первым собирателем Руси? (он первый из князей стал собирать и объединять с Москвою разрозненные части русской земли)

Учит.  – Правильно, при Иване  Калите Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам.

                                                   Введение в тему урока

Учит.   Прошло более ста лет после Батыева нашествия. На календаре 1359 год. Внезапно умирает сын Ивана Калиты московский князь Иван Иванович, оставив после себя 9-летнего сына Дмитрия.

- Ребята, сколько вам лет? (10-11)

- Вот в таком возрасте молодой князь Дмитрий Иванович становится московским князем. Через 6 лет случился пожар. Он уничтожил Московский кремль и весь город. Об этих событиях нам расскажет ______________________

Сообщение1

Учит. – А теперь узнаем, что еще происходило на Руси  в это время.

На каждой парте лежат тексты. Вам нужно прочитать и выделить основные события тех времен.

Учит. – Так что же происходило на Руси в это время?

    - О чем пойдет сегодня речь ? ( ответы детей)

- Правильно, о великой битве, которую историки назвали…

На доске:                   Куликовская битва  1380 год

                                                      Усвоение новых знаний

- А как же русские войска готовились к этой битве? Об этом нам расскажет ___________

Сообщение 2

- Незадолго до выступления войска  Дмитрий Иванович отправился к Сергию Радонежскому.

- А кто такой Сергий Радонежский? (настоятель, глава Троицкого монастыря. Русские люди считали, что он может предсказать судьбу)

- Как вы думаете, зачем князь пошел к Сергию? (за советом, помощью)

- Какую же помощь он оказал князю? Вспомните, мы говорили об этом на уроках чтения в 3 классе? ( благословил,  дал  двух богатырей Пересвета и Осляблю)

- Сергий радушно встретил князя и долго с ним беседовал. На прощание в присутствии всех перекрестил его и сказал : «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем  наклонился к князю и тихо добавил: « Ты победишь»

Работа с картой

- откройте учебники на стр. 73

- И вот князь Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику на реке Дон.

Посмотрим путь к месту сражения ( показ на карте)

- Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск Дмитрий Иванович приказал сжечь моты.

- Как вы считаете, с какой целью это сделано?

На доске: 1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

                    2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

Сражение на Куликовом поле

Представим себе утро перед битвой.  Прочитайте в учебнике стр. 71,  3-й абзац.

Есть предание о том, что происходило перед началом битвы. Об этом нам расскажет_____________

Сообщение 3

-И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие.

- Прочитаем о том, как происходила битва в учебнике стр. 72, 2-й абзац и далее…

- Мы услышали, как происходила Куликовская битва. А как вы думаете, почему князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле для сражения?

- Выполнив следующее задание, вы сможете ответить на этот вопрос:

*)  Конница непригодна для сражения на территории, покрытой  кустарником.

*)  Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.

*) Военная мощь татар - конница.

( ответы учеников)

Учит. – Войско Мамая было разгромлено. Победа была полной. Но русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они « стояли на костях» , погребая погибших.

Учит. – В честь победы народ стал называть князя Дмитрия – Донским.

У Руси появилась крепкая надежда  на освобождение от Орды. Наступил переломный момент.

Но только через сто лет обрели русские люди независимость от татаро-монгол.

В честь погибших  в Куликовской битве поставили памятник – музей.

                                                           Закрепление

Работа в тетради

                                                 Подведение итогов

- Что нового узнали о Куликовской битве? (ответы)

- В чем значение битвы? ( переломный момент в татаро-монгольском иге)

- Но у нас еще остались вопросы:

1. Почему после Кулик. Битвы русские князья продолжали платить дань Орде?

2. Все ли мы изучили о татаро - монголах ?

- На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и узнаем о других событиях , которые происходили во время правления Ивана 3.

                                                     Рефлексия

- Покажите, как вы усвоили новый материал? (цветные карточки красного, синего, желтого цветов)

-Оцените свою работу на уроке.

                     Дом задание стр. 70-74, ответ на вопрос :

Почему поле называлось Куликово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

Урок окружающего мира "Куликовская битва"

Урок предполагает введение и закрепление нового материала.Цели урока: сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси, развивать интерес к истории, познакомить учащихся с положением Рус...

Урок окружающего мира "Куликовская битва"

Урок окружающего мира "Куликовская битва"...

Урок окружающего мира "Куликовская битва"

Предмет: окружающий мир ( Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков система Занкова)Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель:  создать условия для формирования представления о Куликовской би...