Главные вкладки

    «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»
    консультация по окружающему миру на тему

    Гужикова Лариса Ишхановна

    приобщать  детей к культуре своего народа, развивать  национальное  самосознание, устойчивый  интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, воспитывать  доброжелательное  отношение  к представителям разных этнических групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc70.5 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx2.4 МБ

    Предварительный просмотр:

         

    Консультация для воспитателей

    «Формирование

    этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»

                                                                                             Выполнила:                                                                         Гужикова Лариса Ишхановна                                                                                            Воспитатель                                                                                                                                     МАДОУ  ЦРР Детский сад №7 «Сказка»                                                                                      городской округ Троицк в городе Москве

    г. Москва  2016 г.

    В теме сегодняшнего дня мы будем говорить об этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Известный специалист по межкультурной коммуникации М.Беннет отмечает, что «Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка, должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу». 

     «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».  (Э.К. Суслова)

    Почему организуем работу именно по этой теме?  В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными  и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

    Работая в рамках повышения уровня качества реализации ФГОС, мы выяснили несоответствующий уровень знаний дошкольников о культуре и традициях нашего народа, нехватку у детей социально-нравственных ценностей.

    Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Народная культура – это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребёнок приходит к общечеловеческой культуре, поэтому приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности.

    Отсюда цель этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте:

    приобщать  детей к культуре своего народа, развивать  национальное  самосознание, устойчивый  интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, воспитывать  доброжелательное  отношение  к представителям разных этнических групп.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    - выстроить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;

    - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии воспитания и обучения;

     - повысить профессиональную  компетентность педагогов ДОУ в области  этнокультурного воспитания дошкольников (развивать творческую, педагогическую, инновационную деятельность педагогов в реализации  этнокультурного  компонента);

    - разработать инструментарий по оценке сформированности этнокультурной компетенции у дошкольников;

    - организовать  взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказать им консультативную помощь по данной теме;

    - построить  развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей.

    Система воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной компетенции дошкольников включает в себя взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и социумом и подчиняется следующим принципам:

    - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности;

    - единство влияния семьи и ДОУ на формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;

    - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей;

    - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание компонентов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, песен, музыки, традиций.

    В рамках работы с педагогическими кадрами организуются различные формы повышения профессиональной компетентности в реализации  этнокультурного  компонента:

    - семинары-дискуссии;

    - коллективные решения проблемных педагогических ситуаций;

    - деловые игры;

    - «Круглые столы»;

    - практикумы в форме деловых игр;

    - различные выставки, конкурсы;

    - консультации;

    - участие в педагогических чтениях, работа методических объединений.

    Деятельность педагогов может строиться на интеграции образовательного содержания, использовании наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей. Основными методами и приёмами активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей являются: игровые методы и приёмы; сравнение, вопросы; сюрпризные моменты; метод «погружение в проблему»; метод проектов.

    Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятие «компетентность», переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. Метод проектов даёт возможность развития творческого познавательного мышления ребёнка.

    Проектный метод в деятельности ДОУ – это интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребёнка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Интеграция предполагает постоянное стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических условий и ресурсов с целью получения оптимального результата.

    Этнокультурные проекты нацелены на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры, адаптируются в социальной среде, вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.

    Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными  особенностями воспитанников. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам, поддерживающим постоянный интерес к занятиям и стимулирующим познавательную активность детей к этнокультурной истории народа.

    Условия эффективности проектной деятельности:

    Организационно-методические условия. Целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях. Создание развивающей среды, программ взаимодействия и сотрудничества с социальными институтами. Осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности.

    Морально-психологические условия. Подготовка кадров, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении; гуманный стиль взаимоотношений; создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию действительности, формирование у них культуры социального взаимодействия и межнационального общения.

    Функции воспитателя:

    - организационная - организует познавательную деятельность, помогает детям в поисках источников информации, её обработке, организует совместную деятельность детей со сверстниками и взрослыми;

    - стимулирующая - поддерживает и поощряет детей, создаёт условия для развития детского интереса за счёт использования воспитывающих и проблемных ситуаций;

    - управления - поддерживает непрерывную обратную связь, управляет процессом поисковой творческой деятельности, участвует в совместном планировании и организации проектной деятельности.

    В проектную деятельность педагоги могут интегрировать следующие формы работы:

    - циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую  - на основе единого содержания; познавательные беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и самостоятельной формы работы с детьми;

    - самостоятельную и совместную  деятельность детей и взрослых;

    - продуктивную творческую деятельность детей. Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности;

    - развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;

    - мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию дошкольников. Видео просмотры  позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте разных народов;

    - театрализованные представления. Именно в театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;

    - целевые прогулки. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений.

    - закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

    - неотъемлемым компонентом в планировании проектной деятельности   является  организация выставок народного творчества, организация и посещение мини-музеев.

    Успешность реализации этнокультурного проекта зависит от создания

    развивающей этнокультурной среды. Во всех возрастных группах могут быть уголки  по этнокультурному воспитанию детей, патриотические уголки.

    Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:

    - привлечение родителей к проведению занятий;

    - участие родителей в выставках совместного творчества;

    - организация презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

    - создание семейных альбомов;

    - проведение мастер-классов;

    - участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

    Цель взаимодействия с семьями – вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

    Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания, развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребёнка. Реализация этнокультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные моральные ценности.

    Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их  к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

    Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения - всё зависит от нас!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Сказка» городской округ Троицк в городе Москве Выполнила воспитатель Гужикова Л. И. «Формирование этнокультурной компетентности д етей дошкольного возраста в проектной деятельности»

    Слайд 2

    «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут ». Э.К . Суслова.

    Слайд 3

    Актуальность : Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Народная культура – это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребёнок приходит к общечеловеческой культуре, поэтому приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности.

    Слайд 4

    Цель: приобщать детей к культуре своего народа, развивать национальное самосознание, устойчивый интерес к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, воспитывать доброжелательное отношение к представителям разных этнических групп .

    Слайд 5

    Задачи: - выстроить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии воспитания и обучения; - повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников (развивать творческую, педагогическую, инновационную деятельность педагогов в реализации этнокультурного компонента); - разработать инструментарий по оценке сформированности этнокультурной компетентности у дошкольников; - организовать взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказать им консультативную помощь по данной теме; - построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей.

    Слайд 6

    Принципы работы ДОУ: - целостность, системность и последовательность воспитательно -образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и ДОУ на формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание компонентов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, песен, музыки, традиций. Принципы работы ДОУ: - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и ДОУ на формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание компонентов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, песен, музыки, традиций.

    Слайд 7

    Формы повышения профессиональной компетентности семинары-дискуссии ; - коллективные решения проблемных педагогических ситуаций ; - деловые игры; - « Круглые столы»; - практикумы в форме деловых игр; - различные выставки, конкурсы; - консультации; - участие в педагогических чтениях, работа методических объединений.

    Слайд 8

    Проектный метод в деятельности ДОУ это интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребёнка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Этнокультурные проекты нацелены на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности.

    Слайд 9

    Организационно-методические условия . Целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности. Создание развивающей среды, программ взаимодействия и сотрудничества с социальными институтами. Осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности. Морально-психологические условия. Подготовка кадров, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении; гуманный стиль взаимоотношений; создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию действительности, формирование у них культуры социального взаимодействия и межнационального общения. Условия эффективности проектной деятельности:

    Слайд 10

    Функции воспитателя: -организационная- организует познавательную деятельность, помогает детям в поисках источников информации, её обработке, организует совместную деятельность детей со сверстниками и взрослыми; -стимулирующая- поддерживает и поощряет детей, создаёт условия для развития детского интереса за счёт использования воспитывающих и проблемных ситуаций; -управления- поддерживает непрерывную обратную связь, управляет процессом поисковой творческой деятельности, участвует в совместном планировании и организации проектной деятельности.

    Слайд 11

    Циклы занятий

    Слайд 12

    Продуктивная творческая деятельность детей

    Слайд 13

    Развлечения и праздники

    Слайд 14

    Театрализованные представления

    Слайд 15

    Дидактические игры

    Слайд 16

    Выставки, мини-музеи

    Слайд 17

    Организация предметно-развивающей среды

    Слайд 18

    Взаимодействие с родителями

    Слайд 19

    Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения- всё зависит от нас!

    Слайд 20

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

    Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

    Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

    В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

    ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

    Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

    План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности».

    План работы по самообразованию "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в проектную деятельность" для 1-4 классов.Цель программы: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способно...

    Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

    Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...