Конспект урока по окружающему миру на тему "Что это за листья?", 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Татьяна Александровна Кочегура

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что это за листья?

Цели: Формировать представления о строении листьев и их видов.

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

  • регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
  • познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
  • коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

ХОД УРОКА

1.Организация учащихся

Мы пришли сюда учиться, 
Не  лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Актуализация  знаний.

-Сегодня к нам на урок снова пришли Муравьишка и Черепашка:

Слайд №2

Они, как всегда, приготовили для вас много интересных вопросов и загадок.

 Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…    
(А. Пушкин)

Беседа по теме с использованием репродукции картины И. И. Левитана “Золотая осень”.

- Посмотрите, как красиво изобразил это время года художник Исаак Ильич Левитан:
Слайд №3

- Какие признаки осени вы видите на репродукции картины “Золотая осень”?

- Посмотрите, какой замечательный букет из осенних листьев принёс для вас Муравьишка: Слайд № 4

- Вы узнали, что за листики в букете у нашего гостя? (Листья клёна.)

- На что похожи кленовые листочки?

- Посмотрите, какого цвета они становятся осенью. (От жёлтого до багряно-красного.)

Слайд № 5

- Как называется дерево, на котором растут кленовые листочки? (Клён.)

Слайд № 6

III. Мотивация учебной деятельности.

– Рассмотрите рисунки. Какой рисунок «лишний»?

– Объясните почему. (Лишнее – дерево, так как все остальные изображенные предметы относятся к группе «Животные», а дерево – это растение.)

– Какие растения вы знаете?

– Можно ли растения отнести к живой природе?

– Какие группы растений вы знаете?

-  Наш гость предлагает вам отгадать ещё одну загадку:

Падают с ветки золотые монетки.(Листья.)

Слайд № 7

- Почему листья осенью называют золотыми монетками? (Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце, как настоящее золото.)

- Посмотрите внимательно все ли листики одинаковые?

- Чем они отличаются? (Размером, формой, цветом.)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока.

1.

- А вы узнали что за листья изображены на слайде?

- Сколько изображено листиков клёна? Берёзы? Осины? Рябины?

- Чем отличаются листья берёзы от листьев осины?

Слайд № 8.

2. Строение листа. Слайд № 8

- Что общего есть у этих листиков?

- Каждый лист имеет листовую пластину и черешок (показ).

Слайд № 9

- Посмотрите внимательно на лист берёзы и лист рябины. Чем они отличаются?

(Лист рябины состоит из нескольких листочков, а берёзы из одного.)

- Если лист состоит из одной листовой пластины - он простой, а если из нескольких листовых пластин - то сложный.

- Что вы можете сказать о листике берёзы? (Он простой.)

- Почему?

- Что вы можете сказать о листике рябины? (Он сложный.)

- Почему?

Слайд № 10

- Посмотрите на листья, изображённые на слайде и скажите под какими номерами листья со сложной листовой пластиной? С простой листовой пластиной?

V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме урока.

Определение названий деревьев по листьям.

- Как называется дерево, на котором растут листики рябины? Слайд № 11

- Как называется дерево, на котором растут листья берёзы? Слайд № 12

- Как называется дерево, на котором растут листья осины? Слайд № 13

- Какие из этих деревьев можно встретить в нашем лесу? (Рябину, берёзу осину.)

- Без осины русский лес – не лес. Таинственное это дерево, красивое и грустное. Летом от осины

Слайды № 14

- В какое время года листья бывают такие разноцветные?

- Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев? (Листопад.)

Слайд № 15.

2. Работа с учебником.

Открываем учебники по закладке.

Рассмотрите листья на стр.29.

- Назовите листья, с которыми мы уже встречались сегодня на уроке. (Кленовый лист, лист берёзы, лист осины, лист рябины.)

- Назовите листья, о которых мы с вами ещё не говорили на уроке. (Лист дуба, лист вяза.)

- Давайте проверим правильно ли мы определили названия листиков, по атласу –определителю”. Обучающиеся находят листики о которых ещё не говорили в атласе определителе и проверяют, правильно ли они их назвали.

- Как называется дерево, на котором растут дубовые листики?

- Внимательно посмотрите и скажите у дубового листа листовая пластина простая или сложная? Почему?

Слайд № 16.

- Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами, и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

- Как называется дерево, на котором растут листики вяза?

- У листа вяза листовая пластина простая или сложная? Почему?

VII. Физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного материала.

С т а н ц и я   «Л е с н а я».

1. К р о с с в о р д  «С какого дерева этот лист?».

1  

2  

3  

4  

1

2

3

4

О т в е т ы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Ель. 4. Клен.

– Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Дети называют ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)

2. З а г а д к и   о   д е р е в ь я х,   л е с е  (автор В. Волина).

В шубе летом, а зимой – раздетый.

                                (Лес.)

Что цветет без цвета?

                                (Сосна.)

Белый передник, зеленая коса.

                                (Береза.)

Никто не пугает, а вся дрожит.

                                (Осина.)

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы.

                                (Рябина.)

В костяном горшочке каша сладенькая

На солнце варилась.

                                (Орех.)

Зелены кусточки, алые цветочки;

Когти-коготочки стерегут цветочки.

                                (Шиповник.)

Весной – беленая, летом – зеленая,

Осенью – каленая, зимой – хваленая.

                                (Калина.)

По округе славится зеленая красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой, с острою макушечкой.

                                (Ель.)

За работу на станции «Лесная» учащиеся получают жетоны- «листья».

Слайд № 19.

Откройте учебники на странице 14.
– От каких деревьев листья вы видите? (Клен, осина, береза)
– Сколько листьев клена? (2)
– Сколько листьев осины? (3)
– Сколько листьев березы? (4)
– Сколько всего листьев? (9)
– Это простые или сложные листья? (Простые)
– Простые, а почему? Объясните. (Одна листовая пластинка.)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- В какое время года листья бывают такие разноцветные?

- Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?

- Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?

- Из чего состоят листья?

- Какие листья имеют простую листовую пластину.

- Какие сложную?

- Почему осину называют в народе дрожащим деревом?

- Как говорят о человеке, который очень испугался?

- Осень дарит нам красивые осенние листья.

- Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?

(Показ поделок из осенних листьев, которые дети сделали ранее на уроках технологии.)

- Ребята, а вам нравится гулять в осеннем лесу? Почему?

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что общего у трав, кустарников и деревьев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

Презентация урока по окружающему миру на темуЧто такое глобус(2 класс)

Разработка урока по окружающему миру на тему:"Что такое глобус"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...