Методическая разработка урока "Международный день птиц"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Редкоус Нина Павловна

Данная методическая разработка по предмету "Окружающий мир" направлена на закрепление знаний детей о значении птиц во всем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_ptits.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

Ознакомление с окружающим миром

                тема: «Международный день птиц»

(4 класс)

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                     Выполнила Редкоус Н.П.

учитель                                                                                                                                                                  

       

                                                                                     

Санкт – Петербург

2018 уч. год

        Цель :  Обобщить  знания  детей  о  птицах.

        Задачи:

     Образовательные:

      !. Систематизировать  знания  детей  о  птицах:  птицы  перелетные  и  зимующие.

      2. Закреплять  умение  распознавать  птиц  по  внешнему  виду,  повадкам,  пению.

      3. Закрепить  знания  детей  об  экологической  значимости   птиц.

      Коррекционные                                

       1. Расширять  кругозор  детей,  умение  ориентироваться  в  природе.

       2. Развивать  память,  внимание,  воображение,  творческое  мышление,   любознательность.

       3. Развивать  речь  детей:  учить  строить  сложные  предложения,  отвечать  на  вопросы  точно,  осмысленно,  ясно  и  выразительно.

       4. Расширять  и  активизировать  словарь  детей  за  счет  знакомых  и  новых  слов : Международный,  катастрофа, юркая

      Воспитательные

        !. Продолжать  формировать  навыки  культуры  поведения  в  природе  понимать  значимость  и  ценность  природы.

        2. Воспитывать  доброе,  заботливое  отношение  к  братьям  меньшим.

        3. Воспитывать  любовь  к  природе,  умение  видеть  ее  красоту  и  неподражаемость.        

        Предварительная  работа:

        Чтение   М. Горького  « Воробьишко»

                          А.  Чапурова  «трудно  птицам  зимовать»

        Н.  Сладкова  «  Воробьиный  термометр»

         Заучивание  стихотворений: З. Александровой  «Где  летом  пели  зяблики…»

        А. Ящин  « Покормите  птиц»

        А.  Прокофьева « Грачи»

          Рассматривание  картины  Саврасова  « Грачи  прилетели»

          Рисование « Синичка»

          Коллективная  аппликация  « Снегири  на  ветке»                                                                                                                                                            

          Плоскостная  лепка « Снегирь»

          Д/И  « Улетают,  не  улетают»

         « Кто  как  зимует»

        Оборудование  рабочего  места  учителя  и  доски:  картинки  птиц  зимующих  и  перелетных,  картинки  кормушек,  

          стихи  о  птицах,  текст  динамической  паузы.,  сюжетная  картина  «  Дети  кормят  птиц»

        Оборудование  стола  детей:  выполненное   домашнее  задание.

        

                                  Ход урока

         Этапы  урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

           Примечание

    Организационный

Педагог  приветствует  детей

Дети сидят за столами,  приготовили  дом.  задание

Проверка  выполнения  домашнего  задания

Вывешивает  домашнее  задание  учеников  на  доску.

Я  просила  вас  раскрасить  на  картинке  птиц , написать  их  название и ответить  на  вопрос  « Какие  птицы  останутся  зимовать ?»  Давайте  проверим,  кто  как  сделал  работу.

Молодцы.  

А  теперь  ответьте  на  вопрос     « Кто  останется  зимовать?»

Дети  сдают  домашнее  задание

Дети  читают  названии птиц:Ласточка,  ворона,  цапля,  снегирь,  дятел,   утка,  воробей,  голубь

Синички,  вороны,  воробьи,  снегири

     Приложение №1

Листы  дом.  задания

Введение в тему

Посмотрите  на  доску,  педагог  открывает  завешенные  картинки. Как  вы  думаете,  почему  сегодня  у  нас  в  гостях  так  много  птиц?

Правильно  ,  мы  сегодня  будем  говорить  о  птицах и  вот  почему.  Сегодня  праздник «Международный  день  птиц».

Международным  он  называется  потому,  что  отмечает  его  весь  народ  мира.  Как  вы  думаете,  почему  люди  отмечают  этот  праздник, да  еще  всем  миром , что  означает  он?

Правильно.  Они  не  только  делают  наш  мир  красивым,  но  птицы  приносят  огромную  пользу.  Птицы  поедают  вредных  насекомых.

А  если  бы  не  будет  птиц,  что  может  случиться.

Каких   вредных  насекомых  вы  знаете?

Правильно.  Если  не  будет  птиц,  может  случиться  катастрофа  во  всем  мире. Мы  можем  остаться  без  растений.

Я  поняла,  по  выполнению  домашнего  задании,  что  вы  можете  определить  птиц  по  внешнему  виду . А  можете  ли  вы  определить  птиц  по  их  повадкам  и  характеру,  давайте  проверим.

Драчливый,  веселый,  удалой,  шустрый.

Желтогрудая,  веселая,  юркая,  юркая – значит  быстрая

Красногрудый,  ленивый,  малоподвижный                       Черная,  ходит  важно,  с  мощным  клювом,  глянцевыми  перьями

Белобокая  стрекотунья,  везде  летает,  новости  собирает,  воровка. (  во  время  ответов  учитель  показывает  на  иллюстрацию  с  изображением  птицы)

Молодцы.  вы  и  с этим  заданием  справились.  Посмотрим,  а  умеете  ли  вы  делать  движения,  как  птички.

Чтобы  знать  о  птицах  все.

Чтобы  можно  было  составить  рассказ  о  них.

Птицы  нам  всем  нужны.

Они  красивы

Они  поедают  вредных  насекомых.

Они  красиво  поют

Вредные  насекомые  могут  поесть  все  растения.

Саранча,  тля,  гусеницы

Воробей

Синичка

Снегирь

Ворона

Сорока.

Приложение № 2

Иллюстративный  материал6 птицы

Опорное  слово – Международный

Опорное  слово - катастрофа

Опорное  слово - юркая

Динамическая  пауза

         Снегири

Стайкой  снегири  летели,                                                                                                                             Крыльями   махали.

Красногрудою   семейкой                                                                                                                                        К   рябине   подлетали.

Сладкие  ягодки                                                                                                                                                                                                                 Поклевали  дружно,

Для  веселья  птичкам,                                                                                                                            Что  зимой  так  нужно.                                                                                                                                   И  по  веткам  смело                                                                                                                              Прыгали   скок – скок,

Мы  сейчас,  ребятки,                                                                                                                       Продолжим  наш  урок.  

                                                                                         Дети  выполняют  движения  под  стихотворение

Приложение № 3

Текст  динамической  паузы

Чтение  стихотворения  с  анализом.

Послушайте  стихотворение  Е.  Благининой  ( педагог  читает  стихотворение).                               О  каких  птицах  рассказала  поэтесса  Елена  Благинина?

Какие  нотки  звучат  в  стихотворении  радостные  или  грустные? Почему?

Давайте  произнесем  грустно  такие  слова:  Улетели, улетели,  улетели  журавли,  улетели,  улетели,  улетели  и  грачи.

Какие  красивые  выражения  вам  запомнились  в  стихотворении?

Правильно. Если  листок  обвести,  как  мы  это  делали,  то  увидим,  что  у  каждого  листочка  свой  узорчатый  край. Какая  фраза  вам  еще  запомнилась?

Как  вы  понимаете  это  выражение?   Когда  аист  летит,  его  большие  крылья  делают  движение  вверх,  вниз,  похоже,  что  полощут  белье.

О  журавлях,  о  скворцах,  о  кукушках,  грачах,  об  аистах.

Грустные.

Потому,  что  наступила   осень  и  стало  холодно.

Птицам  стало  нечего  есть,  потому  что  нет  насекомых.

Дети  произносят  фразу,  стараясь  говорить  грустно.

Лист  качается  узорный.

Аист  крыльями  полощет.

Приложение  № 4

Текст   стихотворения

Определение  главной  мысли  стихотворения

Какая  главная  мысль  этого  стихотворения,  о  чем  оно?

Как  называют  птиц,  которые  улетают  осенью?

А  куда  они  улетают?

А  почему  птицы  улетели?

А  все  ли птицы  улетели?

Как  называются  такие  птицы?

Назовите  мне  этих  птиц             .А  кто  вспомнит  стихотворение  про  снегирей,  которое  мы  с  вами  учили?

Молодцы.  Послушайте  стихотворения  отрывок  про  галку.

Скоком – боком,  боком – скоком,

Ходит  галка  мимо  окон.

Ветром  вся  взъерошена,

Снегом  запорошена.

Где  ходит  галка

Как  вы  думаете,  почему  она  ходит  мимо  окон,  чего  она  хочет?

А  кто  может  покормить  птиц?

О  том,  что  скоро  наступит  зима,  что  все  птицы  улетели.

Этих  птиц  называют  перелетные.

Птицы  улетают  в  теплые  края.

Им  нечего  есть,  потому  что  все  насекомые  пропали.  Насекомые  спят  или погибли.

Не  все  птицы  улетели.  Есть  птицы,  которые  остаются  на  зиму  у  нас.

Такие  птицы  называются  зимующие.

Снегири.,  вороны,  дятлы,галки, синицы.

Где  летом  пели  зяблики,

Сегодня  посмотри:

Как  розовые  яблоки

На  ветках  снегири.

Галка  ходит  мимо  окон.

Она  хочет  есть  и  думает,  что  ее  кто-нибудь  накормит.

Птиц  могут  покормить  люди.

Рассматривание  картины           « Дети  кормят  птиц»

Посмотрите  на  картину.  Кто  кормит  птиц?

Что  сделал  мальчик  для  птиц?

Кто  прилетел  к  кормушке?

Как  вы  определили,  что  это  синичка?

А  вы  знаете,  чем  можно  покормить  птиц?

Правильно.  Птицы  очень  любят  клевать  пшено – это  такая  крупа,  из  которой  люди  варят  себе  кашу.  Посмотрите,  какая  она.  ( педагог  показывает  детям  крупу ),  синички  любят  клевать  соленое  сало,  снегири  любят  клевать  оставшиеся  на  ветках  ягоды,  можно  покормить  птиц  семечками.  Семечки  очень  любят  воробьи.                                А  зачем  зимой  надо  кормить  птиц?

Правильно.  Зимой  очень  холодно,  все  замерзает,  насекомых  нет,  птицам  приходится  очень  трудно,  поэтому  мы  должны  о  птицах  позаботиться.

Птиц  кормят  дети.

Мальчик  сделал  кормушку.

К  кормушке  прилетела  синичка

У  птички  жёлтая  грудка.

Птиц  можно  покормить  зернышками,  булкой.

Без  еды  птицы  могут  погибнуть.

Приложение №  5

Иллюстрация  схожая  по  содержанию  с  картиной.  

Опорное  слово  -  пшено                                                      

Итог  урока

О  ком  мы  сегодня  с  вами  говорили?

А  почему  ?

Почему  он  называется  Международным?

Правильно,  в  этот  день  мы  все  должны  посмотреть  вокруг  себя  и  подумать,  нужны  ли  нам  птицы.

Нужны  нам  птицы?

Что  случится  без  птиц?

Какая  катастрофа  произойдет?

Ну  если  птицы  нам  так  нужны,  как  мы  должны  к  ним относиться?

Давайте  тоже  позаботимся  о  птицах  и  заготовим  кормушки  на  зиму.  Хотите?  

Вот  вам  и  домашнее  задание:  найдите  картинки  кормушек,  спросите  у  родителей   из  чего  можно  сделать  кормушку.

Мы  говорили  о  птицах.

Сегодня  Международный  день  птиц.

Его  отмечают  все  люди  мира

Птицы  нам  нужны..

Если  птиц  не  будет ,  может  случиться  катастрофа.

Мы  можем  остаться  без  растений.

Мы  должны  их  беречь,  помогать  им,  заботиться  о  них,  кормить  зимой.

Хотим.

Приложение

Снегири

Стайкой  снегири  летели,                                                                                                                                                                                                                     Крыльями   махали.

Красногрудою   семейкой                                                                                                                                                                                                                               К   рябине   подлетали.

Сладкие  ягодки                                                                                                                                                                                                                                    Поклевали  дружно,

Для  веселья  птичкам,                                                                                                                                                                                                                                      Что  зимой  так  нужно.                                                                                                                                                                                                                                              И  по  веткам  смело                                                                                                                                                                                                                                      Прыгали   скок – скок,

Мы  сейчас,  ребятки,                                                                                                                                                                                                                        Продолжим  наш  урок.

             Приложение

Скоро  белые  метели                                                                                                                                                                                                                                 Снег  поднимут  от  земли.

Улетают,  улетают,                                                                                                                                                                                               Улетели  журавли.

Не  слыхать  кукушку  в  роще,                                                                                                                                                                                     И  скворечник  опустел.                                                                                                                                                                                          Аист  крыльями  полощет –                                                                                                                                                                                 Улетает,  улетел.

Лист  качается  узорный

В  синей  луже  на  воде.

Ходит  грач  с  грачихой   черной

В  огороде  на  гряде.

Осыпаясь,  пожелтели

Солнца  редкие  лучи,

Улетают,  улетели,

Улетели  и  грачи.

Е.Благинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”

Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...

Методическая разработка урока "Жизнь птиц"

Методическая разработка урока по теме "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века". 1 класс...

Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего села"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы организовать работу по исследованию  жизни птиц зимой....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка "Кто такие птицы"

Подробный конспект урока " Кто такие птицы" с презентацией к этому уроку....