Конспект урока по окружающему миру " Как нам жить в дружбе с природой?" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Оникова Мария Леонидовна

Цель урока: Обучение бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3_klass_kak_nam_zhit_v_druzhbe_s_prir.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Тема урока: «Как нам жить в дружбе с природой?» 

Цель урока: обучение бережному отношению к природе.

Задачи:

1 .Образовательные:

Линия 1 - познакомить с проблемами, стоящими перед человечеством;

Линия 2 - учить объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; познакомиться с экологическими проблемами, которые возникли в природе, путями решения этих проблем, правилами поведения в природе;

  1. Развивающие: развивать умение работать в группах; творческие способности; умение оценивать работу одноклассников и свою работу; коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  2. Воспитательные: воспитывать уважение к мнениям одноклассников; любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием технологии проблемного диалога.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь объяснять, что такое экологическая проблема и экологическая катастрофа; Красная и Чёрная книга; чем отличаются заповедники и национальные парки; получат возможность узнать о национальном парке «Марий Чодра»; доказывать необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Личностные результаты: развивать умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; развивать образное мышление; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в парах и в группах, осуществлять личностную рефлексию.

Форма организации работы: фронтальная, групповая.

Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая, проектная технология, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, буклеты о национальном парке «Марий Чодра», наклейки, наградные листы, сигнальные карточки для самооценки, иллюстрации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Вы сегодня необычно сидите, мы будем работать в группах, давайте повторим правила данного вида работы.

- Мы разделились на 3 команды (зоологи, орнитологи, ботаники). А 4 группа - это эксперты, которые будут внимательно следить за работой команд, анализировать её и подведут итог нашего урока.

- Кто такие зоологи? Орнитологи? Ботаники?

Зоология - наука, изучающая представителей царства животных.

Орнитология - раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц.

Ботаника - наука о растениях, раздел биологии.

- У вас на партах есть наградные листы, на которые вы будете приклеивать картинки и мы в конце урока выявим победителя.

2. Актуализация знаний и  постановка проблемы. 

Мультфильм «Фитиль. На природе».

- Что было в начале мультфильма? (люди отдыхают на природе, слушают пение птиц, загорают).

- Что вы заметили в конце? (природа оказалась искусственной).

-  Ребята, что нужно делать, чтобы не допустить этого?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о природе).

- Ребята, послушайте диалог.

Лена: «Миша, почему же люди не сохраняют природу? Ведь ясно, что без неё человек не может жить».

Миша: «Всё не так просто. Никто не хочет разрушать природу. Но каждый человек хочет хорошо питаться, приобретать новые вещи. К сожалению, природе трудно справиться с запросами людей».

- Какое вы заметили противоречие? (Люди не хотят, но разрушают природу.)

-Какой возникает вопрос? (Как мы можем сохранить природу для людей?)

- Назовите тему урока. («Как нам жить в дружбе с природой?»)

3. Совместное открытие знаний.

Блиц-опрос капитанам команд (на доске в виде ромашки):

  1. Как называется оболочка Земли, охваченная жизнью? (Биосфера)
  2. Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
  3. Какие экосистемы вы знаете? (Природные (озеро, болото, луг, лес) и искусственные (поле, аквариум))
  4. Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (производители, потребители, разрушители)
  5. Что такое экология? (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой)
  1. Как вы понимаете выражение «экологическая катастрофа»? (необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Например: извержения вулканов, Чернобыльская катастрофа, взрыв АЭС и др.)

-Продолжаем диалог.

Лена: Ну, я-то лично о природе забочусь: в лесу за собой мусор убираю, всегда закрываю кран в ванной, да и свет стараюсь выключать, выходя из комнаты.

Миша: Ты, конечно, молодец. Только этого мало для сохранения природы. I ы вот всё время хочешь то новое платье, то куклу, хотя платьев и кукол у тебя и так уже достаточно. А ведь для каждой новой вещи мы снова и снова берём у природы сырьё, а отдаём мусор.

- Ребята, вы согласны с мнением Миши?

Учитель: Миша прав. На все ваши запросы у природы не хватит сырья. Конечно, Лена, как и все девочки, хочет красиво одеваться, но к вещам надо относиться бережно. Если платье Лене стало мало, его можно не выбрасывать, а...

-тКоманды, подумайте, как и для чего нужно использовать старые вещи. (Отдать кому-нибудь, сшить из старого платья прихватки на кухню, фартук, употребить на тряпки для уборки. Природе станет легче удовлетворять наши потребности, и наш долг перед ней будет меньше. И с переработкой отходов она справится)

- Ребята, торф образуется в течение многих сотен лег, нефть и уголь — в течение миллионов лет. Эти запасы биосферы мы очень быстро расходуем, а значит, берём в долг. Подумайте, как мы можем уменьшить долг. И как в дальнейшем «занимать» у природы меньше, чем прежде? (Создавать альтернативные источники энергии)

Физкультминутка  

- Сейчас мы немного поиграем в игру «Живое и неживое».

Я называю слова, если они относятся к живой природе, то вы подпрыгиваете, если к неживой природе, то вы приседаете.

(Вода, дерево, птица, камень, гриб, человек. радуга, медведь, почва, мама. Солнце).

  1. Самостоятельное применение знания.

- Что делают люди, чтобы жить в дружбе с природой?

- Ребята, подумайте, что государство делает, чтобы защитить природу, исчезающие виды животных и растений? (Создаёт заповедники, национальные парки, т.е. берёт их под охрану).

-  Вспомните, что такое заповедники? В чём главное отличие национальных парков от заповедников.

(Заповедники - это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность запрещена. 1уристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.

В национальных парках разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.)

-Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35

национальных парков.

- А какие заповедники и национальные парки есть в Марий Эл? (Заповедник «Большая Кокшага» и национальный парк «Марий Чодра»).

-Мы сегодня поговорим о национальном парке «Марий Чодра». У вас на столах информационные буклеты, пользуясь которыми, вы выполните

задания.

Зоологи: 1. Рассказать о животных национального парка. Животные, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

Орнитологи: 1. Какие птицы  обитают в национальном парке. Птицы, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

Ботаники: 1. Какие растения есть в национальном парке. Растения, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

- У экспертов своё задание. Представьте, что вы являетесь членом нашего правительства. Какие бы законы вы предложили по улучшению состояния биосферы?

. Распределите между собой задания и начинайте работу. Когда команда будет готова, поднимите руки.

Сообщения учащихся.

- Ребята, мы создали свою «Красную книгу» нашего края, а почему она красного цвета? (Красная книга - это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.)

- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них виноват человек.

- Какой же вывод урока можно сделать? Послушаем экспертов.

- В это время команды наклеят на свои наградные листы наклейки и посчитают, сколько их.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

1. Составление синквейна в группах.

- Кто был героиней на нашем уроке? (Природа).

- Давайте составим синквейн, каждая группа добавляет слова.

-Ребята, каким существительным мы закончим синквейн? (Друг)

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Где пригодятся эти знания?

Оцените свою работу на уроке. (Дети поднимают карточки разного цвета: зелёный - хорошо работал, жёлтый - удовлетворительно, красный - плохо)

- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

- Я предлагаю дома:

1. Выполнить творческое задание буклет на тему «Обитатели национального парка «Марий Чодра».

  1. Презентацию на тему «Обитатели национального парка «Марий Чодра».
  2. Нарисовать животное или растение национального парка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса

Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс  Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли;  познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...

Конспект урока по окружающему миру Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов 3 класс (УМК «Планета знаний»).

Урок формирует умение находить информацию в разных источниках, совершенствует коммуникативные способности учащихся через работу в группах, умение устанавливать взаимосвязи человека с природой, воспиты...

Конспект урока по окружающему миру на теме «Опора тела и движение» 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на теме "Опора тела и движение" по рограмме "Школа России" 2 класс...

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс

Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А....