Конспект урока по окружающему миру " Как нам жить в дружбе с природой?" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Оникова Мария Леонидовна

Цель урока: Обучение бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3_klass_kak_nam_zhit_v_druzhbe_s_prir.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Тема урока: «Как нам жить в дружбе с природой?» 

Цель урока: обучение бережному отношению к природе.

Задачи:

1 .Образовательные:

Линия 1 - познакомить с проблемами, стоящими перед человечеством;

Линия 2 - учить объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; познакомиться с экологическими проблемами, которые возникли в природе, путями решения этих проблем, правилами поведения в природе;

  1. Развивающие: развивать умение работать в группах; творческие способности; умение оценивать работу одноклассников и свою работу; коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  2. Воспитательные: воспитывать уважение к мнениям одноклассников; любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием технологии проблемного диалога.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь объяснять, что такое экологическая проблема и экологическая катастрофа; Красная и Чёрная книга; чем отличаются заповедники и национальные парки; получат возможность узнать о национальном парке «Марий Чодра»; доказывать необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Личностные результаты: развивать умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; развивать образное мышление; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в парах и в группах, осуществлять личностную рефлексию.

Форма организации работы: фронтальная, групповая.

Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая, проектная технология, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, буклеты о национальном парке «Марий Чодра», наклейки, наградные листы, сигнальные карточки для самооценки, иллюстрации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Вы сегодня необычно сидите, мы будем работать в группах, давайте повторим правила данного вида работы.

- Мы разделились на 3 команды (зоологи, орнитологи, ботаники). А 4 группа - это эксперты, которые будут внимательно следить за работой команд, анализировать её и подведут итог нашего урока.

- Кто такие зоологи? Орнитологи? Ботаники?

Зоология - наука, изучающая представителей царства животных.

Орнитология - раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц.

Ботаника - наука о растениях, раздел биологии.

- У вас на партах есть наградные листы, на которые вы будете приклеивать картинки и мы в конце урока выявим победителя.

2. Актуализация знаний и  постановка проблемы. 

Мультфильм «Фитиль. На природе».

- Что было в начале мультфильма? (люди отдыхают на природе, слушают пение птиц, загорают).

- Что вы заметили в конце? (природа оказалась искусственной).

-  Ребята, что нужно делать, чтобы не допустить этого?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о природе).

- Ребята, послушайте диалог.

Лена: «Миша, почему же люди не сохраняют природу? Ведь ясно, что без неё человек не может жить».

Миша: «Всё не так просто. Никто не хочет разрушать природу. Но каждый человек хочет хорошо питаться, приобретать новые вещи. К сожалению, природе трудно справиться с запросами людей».

- Какое вы заметили противоречие? (Люди не хотят, но разрушают природу.)

-Какой возникает вопрос? (Как мы можем сохранить природу для людей?)

- Назовите тему урока. («Как нам жить в дружбе с природой?»)

3. Совместное открытие знаний.

Блиц-опрос капитанам команд (на доске в виде ромашки):

  1. Как называется оболочка Земли, охваченная жизнью? (Биосфера)
  2. Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
  3. Какие экосистемы вы знаете? (Природные (озеро, болото, луг, лес) и искусственные (поле, аквариум))
  4. Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (производители, потребители, разрушители)
  5. Что такое экология? (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой)
  1. Как вы понимаете выражение «экологическая катастрофа»? (необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Например: извержения вулканов, Чернобыльская катастрофа, взрыв АЭС и др.)

-Продолжаем диалог.

Лена: Ну, я-то лично о природе забочусь: в лесу за собой мусор убираю, всегда закрываю кран в ванной, да и свет стараюсь выключать, выходя из комнаты.

Миша: Ты, конечно, молодец. Только этого мало для сохранения природы. I ы вот всё время хочешь то новое платье, то куклу, хотя платьев и кукол у тебя и так уже достаточно. А ведь для каждой новой вещи мы снова и снова берём у природы сырьё, а отдаём мусор.

- Ребята, вы согласны с мнением Миши?

Учитель: Миша прав. На все ваши запросы у природы не хватит сырья. Конечно, Лена, как и все девочки, хочет красиво одеваться, но к вещам надо относиться бережно. Если платье Лене стало мало, его можно не выбрасывать, а...

-тКоманды, подумайте, как и для чего нужно использовать старые вещи. (Отдать кому-нибудь, сшить из старого платья прихватки на кухню, фартук, употребить на тряпки для уборки. Природе станет легче удовлетворять наши потребности, и наш долг перед ней будет меньше. И с переработкой отходов она справится)

- Ребята, торф образуется в течение многих сотен лег, нефть и уголь — в течение миллионов лет. Эти запасы биосферы мы очень быстро расходуем, а значит, берём в долг. Подумайте, как мы можем уменьшить долг. И как в дальнейшем «занимать» у природы меньше, чем прежде? (Создавать альтернативные источники энергии)

Физкультминутка  

- Сейчас мы немного поиграем в игру «Живое и неживое».

Я называю слова, если они относятся к живой природе, то вы подпрыгиваете, если к неживой природе, то вы приседаете.

(Вода, дерево, птица, камень, гриб, человек. радуга, медведь, почва, мама. Солнце).

  1. Самостоятельное применение знания.

- Что делают люди, чтобы жить в дружбе с природой?

- Ребята, подумайте, что государство делает, чтобы защитить природу, исчезающие виды животных и растений? (Создаёт заповедники, национальные парки, т.е. берёт их под охрану).

-  Вспомните, что такое заповедники? В чём главное отличие национальных парков от заповедников.

(Заповедники - это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность запрещена. 1уристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.

В национальных парках разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.)

-Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35

национальных парков.

- А какие заповедники и национальные парки есть в Марий Эл? (Заповедник «Большая Кокшага» и национальный парк «Марий Чодра»).

-Мы сегодня поговорим о национальном парке «Марий Чодра». У вас на столах информационные буклеты, пользуясь которыми, вы выполните

задания.

Зоологи: 1. Рассказать о животных национального парка. Животные, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

Орнитологи: 1. Какие птицы  обитают в национальном парке. Птицы, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

Ботаники: 1. Какие растения есть в национальном парке. Растения, занесённые в Красную книгу.

2. Сделать плакат «Сохраним красоту природы».

- У экспертов своё задание. Представьте, что вы являетесь членом нашего правительства. Какие бы законы вы предложили по улучшению состояния биосферы?

. Распределите между собой задания и начинайте работу. Когда команда будет готова, поднимите руки.

Сообщения учащихся.

- Ребята, мы создали свою «Красную книгу» нашего края, а почему она красного цвета? (Красная книга - это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.)

- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них виноват человек.

- Какой же вывод урока можно сделать? Послушаем экспертов.

- В это время команды наклеят на свои наградные листы наклейки и посчитают, сколько их.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

1. Составление синквейна в группах.

- Кто был героиней на нашем уроке? (Природа).

- Давайте составим синквейн, каждая группа добавляет слова.

-Ребята, каким существительным мы закончим синквейн? (Друг)

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Где пригодятся эти знания?

Оцените свою работу на уроке. (Дети поднимают карточки разного цвета: зелёный - хорошо работал, жёлтый - удовлетворительно, красный - плохо)

- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

- Я предлагаю дома:

1. Выполнить творческое задание буклет на тему «Обитатели национального парка «Марий Чодра».

  1. Презентацию на тему «Обитатели национального парка «Марий Чодра».
  2. Нарисовать животное или растение национального парка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса

Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс  Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли;  познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...

Конспект урока по окружающему миру Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов 3 класс (УМК «Планета знаний»).

Урок формирует умение находить информацию в разных источниках, совершенствует коммуникативные способности учащихся через работу в группах, умение устанавливать взаимосвязи человека с природой, воспиты...

Конспект урока по окружающему миру на теме «Опора тела и движение» 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на теме "Опора тела и движение" по рограмме "Школа России" 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы», 2 класс

Конспект урока  «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы» предназначен для изучения материала по окружающему миру во 2 классе с целью получения детьми знаний о правилах поведения в природе....