Конспект урока окружающего мира
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Чепурнова Анна Сергеевна

Свойства воздуха и его охрана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

 «Свойства воздуха и его охрана»

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем;

Задачи:

1.определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

2.воспитывать бережное отношение к природе;

          3.Развивать культуру общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

-проектор, экран, компьютер.

- оборудование для проведения опытов;

- презентация

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся практическим применением свойств воздуха;

получат представление о практическом применении свойств воздуха;

научатся с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить.

Метапредметные:

регулятивные – осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта;

познавательные – планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные – понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные:

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

Ход урока

1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Приветствие. Работа с листами настроения.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

Для того, чтобы узнать тему урока, мы разгадаем кроссворд.

Вопросы:

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Опасная кислота, которую мы можем встретить на кухне.
  • Растение, из которого получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

- Сформулируйте тему урока.

- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

. Слайд 3

- Сегодня на уроке вы будете исследователями.  Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

- А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

Воздух происходит от слова «вдыхать». Значить воздух – это то, чем мы дышим.

Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Воздухом дышим мы – люди. Воздухом дышат растения, животные, даже грибы и микробы.  

- А сколько человек может прожить без воздуха? Давайте это выясним, проведя опыт. Давайте зажмем нос пальцами и посмотрим, сколько мы можем так продержаться.

-Итак, кто сколько смог продержаться?

-Какой же вывод мы можем сделать?

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

Тема урока: Воздух        

- Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

- Что такое воздух? (смесь газов)

- Как обнаружить воздух?

- Какие свойства есть у воздуха?

- Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

С помощью опытов

Без воздуха мы можем обойтись лишь несколько минут.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

4. Физ.минутка

 1.Доказываем реальность воздуха. Опыты.

- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

- Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

- В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Слайд 5

ОПЫТ 1. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт?).

ОПЫТ 2. Возьмем трубочку и стакан с водой. Выдыхаем через трубочку.

-Что заметили?

-Что находится в пузырьках?

-Какой делаем вывод?

-Молодцы!

ОПЫТ 3. Помашите ладошками. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Значит, что мы можем сказать о воздухе?

Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство

на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий

нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера– это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы

вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли

бы всё живое.

- Как Вы думаете, из чего состоит воздух?

- Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%),

водяные пары и другие газы.

- Вы, наверное, устали?

- Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

 - А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

- Какое слово выразит его душистый аромат?

- Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

(Да)

Ответы детей

Проводят опыт.

Делают вывод (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

-Выходят пузырьки

-Воздух

-Воздух есть и внутри нас.

-Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко не поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту,

- повсюду есть воздух.

5.Продолжение работы по теме урока.

2) Свойства воздуха. Опыты.

- Какими же свойствами обладает воздух?

- Как нам это узнать?

- Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ.

(приложение 2)

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

- А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

- О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 7

ОПЫТ 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета?

- Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

- А какого цвета воздух?

- О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 8

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд 9

- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. 

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

Слайд 10, 11

- Заполните четвертый столбик таблицы.

Будем проводить опыты

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен.)

Проводят опыт.

(Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух бесцветен.)

Проводят опыт.

-Чистый воздух не имеет запаха.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха.)

Проверка таблицы.

(Воздух плохо проводит тепло.)

Заполняют таблицу.

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

7. Физ. Минутка

8.Закрепление знаний

- Как вы думаете, почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

-Давайте же выясним, какое, а может быть и какие свойства воздух еще имеет?

-Для этого посмотрим видео.

ОПЫТ 4. Видео

-Какой вывод мы можем сделать?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

- Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой.  Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

- Ребята, людям, животным, растениям - всем нужен воздух.

- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

- Почему же на земле его не становится меньше?

- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый

газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим

людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4

осины.

- Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(ответы)

- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые

разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают

их в населённых пунктах, высаживают в лесах.

(Еще есть свойства воздуха).

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

- Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

(Выделение пузырьков прекратится)        

- Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

9.Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте узнаем,

Что вы запомнили о воздухе?

¬ Незнайка, какие свойства воздуха запомнил? (воздух голубой, душистый и жидкий).

¬ Какой газ в воздухе самый важный? (углекислый газ).

¬ Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? (нет - машинам,

да - велосипеду).

Ответы детей

10.Рефлексия

В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на

заполнение карточек. (Приложение 3)

карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня

усвоения материала, работы на уроке

Отметь знаком «+», оцени свое

настроение

1 . Мое настроение в начале урока

2 Мое настроение в конце урока

Заполняют лист настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...