Конспект урока по окружающему миру "Русская трапеза", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Немешаева Полина Николаевна

Урок в 3 классе, УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_trapeza.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.19

Школа: № 78

Класс: 3-Г

Кабинет: № 204

                                                                              Учитель: Казакбаева Л.А.

                                                      Студент: 43 группы Немешаева Полина

                                                                         Методист: Мухина И.Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема «Русская трапеза»

 

Цели деятельности учителя: формирование знаний об особенностях приема пищи древних славян; формирование представления о понятиях: «трапеза», «дрочёны», «расстегай», «взвар», «ботвинья».

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать об особенностях приёма пищи древних славян;
  • знать разницу между приёмом пищи богатых, зажиточных и бедных крестьян;
  • знать понятия: «трапеза», «дрочёны», «расстегай», «взвар», «ботвинья»;
  • уметь работать с текстом учебника, отвечать на вопросы по теме.

Личностные:

  • устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом;
  • формирование социально-ориентированного взгляда на мир;
  • формирование основ российской гражданской идентичности.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века», Виноградова Н.Ф., 3 класс, 2 часть,  раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метра

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

-Здравствуйте!

Сегодня на уроке я желаю всем хорошего настроения и успешной работы.

Что значит «успешная работа?».

Покажите, как должны сидеть ученики — спинки держим прямо.

Приветствуют учителя.

-Когда работа делается хорошо, достигаются какие-либо результаты.

Л.: Самоопределение.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

Практический: презентация своих собственных оберегов и амулетов.

6 мин

-Давайте вспомним, для чего люди древние славяне украшали свою одежду?

-Что такое оберег? От каких слов образовалось это слово?

-Ребята, дома вам нужно было нарисовать свой собственный оберег или амулет, а также написать, от чего он может уберечь людей. Кто хочет выйди к доске, показать свой оберег и рассказать о нём?

Учитель вместе с учащимися оценивает работы по следующим критериям (на доске):

Критерии оценивания:

  • Оригинальность.
  • Аккуратность.
  • Интересное предназначение.

-Ребята, я вижу, что у вас получились очень интересные работы. Вы сдадите мне свои рисунки после уроков, я их оценю.

-На партах у вас лежат ваши самостоятельные работы, которые вы писали на прошлых уроках. Многие из вас написали их хорошо, а это значит, что вы хорошо усвоили изученный материал. Есть ли у кого-то из вас вопросы по пройденному материалу? Хорошо.

-Для того, чтобы выглядеть опрятно и оберечь себя от различных невзгод.

-Оберег — это талисман, способный оберегать от различных бедствий, происходит от слов «беречь», «оберегать».

Ученики выходят к доске, показывают изображения оберегов, рассказывают о них.

Учащиеся проверяют свои самостоятельные работы, по необходимости задают вопросы.

Р.: оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Р.: коррекция — внесение необходимых дополне

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р.: оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

3.Постановка

 учебной задачи

Наглядный.

Словесный: беседа.

Подводящий диалог.

3 мин

На доске:

-Посмотрите внимательно на картину. Что на ней делают славяне?

-Ребята, как вы думаете, что такое трапеза?
- Сформулируйте тему урока и его задачу

-Принимают пищу.

-Прием пищи у наших предков.

-«Русская трапеза».

-Сегодня на уроке мы узнаем, как древние славяне принимали пищу.

Р.: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

П.:выдвижение гипотез и их обоснование.

4. Открытие нового знания

Практический: работа с карточками.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником, чтение по цепочке.

10 мин

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Вам нужно соединить первую часть пословицы из левого столбика с ее продолжением из правого, сделать это вы можете стрелками. На выполнение вам дается две минуты.

Хлеб да вода

…, что хорошо щи варит.

Не красна изба углами

...мать наша.

Каша - ...

…,а красна пирогами.

Не та хозяйка, что красиво говорит, а та ...

...-крестьянская еда.

-Кто хочет прочитать, что у него получилось?

-Чем похожи эти пословицы? Выберите ту пословицу, которая вам понравилась больше всего и объясните её.

-Какие традиционные русские блюда вы знаете?

-В Древней Руси любили кашу, которую готовили из особого злака, похожего на пшеницу - полбы. В каких сказках упоминается, как люди ели кашу?

-Что такое трапеза? "Трапеза" в русской энциклопедии трактуется как застолье с обязательным соблюдением принципов благообразия и благочестия.

-Как вы думаете, от чего зависело обилие стола?

-В какое время года обед у славян был наиболее богатым? Почему?

Верно, в это время на крестьянском столе появлялись окрошка, грибная солянка, грибная лапша, мясные щи. По воскресеньям и праздникам пекли пироги с лесными ягодами и грибами, варили кисели.

-Как вы думаете, чем тогда питались славяне зимой?

-Верно, зимой довольствовались постными (нежирными) щами из кислой капусты, супом из сушеных грибов, пареной репой,  картошкой с солёными огурцами. Угощались травяным чаем из сушёной мяты, земляники и зверобоя.

-Как вы думаете, существовали ли какие-то определенные правила поведения за столом?

-Итак, мы говорили сейчас о крестьянах. А о том, какой была еда у богатых славян, вы узнаете, когда прочитаете материал на с. 81 вашего учебника. Читаем по цепочке вслух, будьте готовы ответить на вопросы после прочитанного.

Вопросы после прочтения:

  1. Как встречали славяне гостей?
  2. С чего начинался обед у богатых людей?
  3. Что подавали после?
  1. Чем заканчивалось пиршество?

5. На какие блюда выкладывали десерты?

Учащиеся работают с карточками.

-Хлеб да вода-крестьянская еда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Каша — мать наша.

Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.

-Эти пословицы о еде.

Ребята объясняют смысл одной из пословиц.

  • «Каша из топора».

  • От качества и объема урожая, местности, где проживали крестьяне, от того, сколько работников было в семье, сколько маленьких детей, от материального состояния семьи.
  • Летом и осенью, так как в огороде в это время было много овощей, в лесу — грибов и ягод.

-Тем, что приберегли с лета и осени.

Учащиеся читают текст по цепочке.

  1. С хлебом и солью.
  2. С подачи жареного лебедя.
  3. Потом подавали различные холодные закуски, горячие похлёбки, пироги, жареную птицу, рыбу и т. д.
  4. Пиршество заканчивалось десертом: подавали разнообразные печенья, пряники, сладкие пироги, фрукты и конфеты.
  5. Десерты выкладывали на золотые и серебряные блюда и тарелки.

П.: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

П.:  структурирование знаний.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П.: выдвижение гипотез и их обоснование.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Динамическая пауза

Групповая работа

Практический: работа с понятиями.

Наглядный.

6 мин

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

-Ребята, сейчас вы немного поработаете в группах. Вам нужно будет собрать из пазлов картинки, после того,как вы их соберете, вам нужно будет объяснить, что значит это слово вашим одноклассникам.

На выполнение вам даётся три минуты, время пошло.

Слова на доске: дрочены, расстегай, взвар, ботвинья.

-Ваше время истекло, давайте проверим, что у вас получилось.

Первая группа, расскажите, что означает ваше слово?

-Вторая группа...?

-Третья группа...?

-Четвертая группа...?

Ребята повторяют движения.

Ребята собирают картинки в небольших группах.

Первая группа:

Дрочёны - кушанье из запеченных яиц, смешанных с молоком и мукой или тертым картофелем.

Вторая группа:

Расстегай — пирожок с открытой начинкой.

Третья группа:

Взвар -  отвар из сушёных фруктов, ягод, душистых листьев и т. п. 

Четвертая группа:

Ботвинья - холодное кушанье из кваса с отварной ботвой свёклы, луком, рыбой.

П.: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

П.: выдвижение гипотез и их обоснование.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6.  Самостоятельная работа с

самопроверкой

Практический: работа с карточками.

5 мин

-Сейчас вам нужно выполнить следующее задание: выбрать карточку и выполнить предложенное задание. В красных карточках — больше всего заданий, высокий уровень сложности, в желтых — одно задание, средний уровень, здесь вам нужно назвать какое-либо традиционное крестьянское блюда и написать продукты, которые необходимы для его приготовления. В последних карточках только одно задание, оно самое простое.

Красные карточки

  • От чего зависело богатство трапезного стола наших предков?
  • Без каких продуктов не обходилась ни одна крестьянская трапеза?
  • Почему летом и осенью крестьянская трапеза был лучше?
  • Какие продукты заготавливали на зиму наши предки?
  •  Как в России появился картофель?

Жёлтые карточки

  • Назовите традиционное крестьянское блюдо и перечислите продукты, необходимые для его приготовления.

Зелёные карточки 

  • Назовите пословицу или поговорку о еде или продуктах питания. (Можно загадать загадку на данную тему.)

--Сдайте мне карточки, на следующем уроке вы узнаете свои оценки.


-Ваше время истекло. Кто хочет прочитать, что  у него получилось?

Какой была еда у древних славян?

Ребята работают с карточками.

П.: структурирование знаний.

Р.: оценка и коррекция.

7.Включение в систему знаний

Практический: работа с карточками (дифференцированное задание).

5 мин

Карточки:

щи из кислой капусты, суп из сушёных грибов, пареная репа, картошка, солёные огурцы, травяной чай из сушёной мяты, земляники, зверобоя, дрочёны, каша из полбы, расстегаи, взвар, ботвинья, пироги с лесными ягодами, пироги с грибами, кисель, хлеб, квас, морковный чай, молоко, окрошка, грибная солянка, грибная лапша

-Сейчас вы поработаете самостоятельно, вам нужно заполнить таблицу. На выполнение вам даётся 3 минуты.

Блюда для повседневного завтрака.

Блюда для повседневного обеда.

Блюда для повседневного ужина.

Напитки.

Блюда для воскресенья и праздников.


-Ваше время истекло. Кто хочет прочитать, что  у него получилось?

Какой была еда у древних славян?

Ребята работают с карточками.

Ответы:

Блюда для завтрака: каша из полбы, хлеб

Блюда для обеда: щи из кислой капусты, суп из сушеных грибов, пареная репа, солёные огурцы, дрочёны, окрошка, грибная солянка, грибная лапша.

Напитки: травяной чай из сушёной мяты, земляники, зверобоя, квас, морковный чай, молоко, кисель.

Еда на воскресенье и праздники: пироги с грибами, пироги с лесными ягодами.

-Скромной.

П.: структурирование знаний.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

3 мин

-Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник — с.77-83 читать, р.т: с.15 №33.

-Ребята, сейчас я раздам вам карточки, здесь вы видите таблицу с двумя столбиками. В столбике «+»  вы пишите плюсы урока, то, что вам понравилось, во втором столбике вы пишите то, что вам не понравилось или было не интересным.

-Кто хочет прочитать, что у него получилось?

-Спасибо за урок!

Ребята отвечают на вопрос учителя, оценивают свою деятельность на уроке.

П.: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Урок – исследование. Тема: Про кошек и собак.Цель: Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Активизи...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Тема "Школа первой помощи". УМК "Перспектива"

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе. Разработка урока  заняла призовое место на областном конкурсе методических разработок "Идеи ФГОС в уроках УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. УМК" Школа России"

Конспект открытого урока по окружающему миру. 16 декабря 2014г....

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 век"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по программе "начальная школа 21 век". Тема Урока "Если хочешь быть здоров"....