Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Скелет человека" УМК "Планета знаний"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Ефименко Галина Николаевна

    Конспект урока окружающий мир 3 класс по теме "Скелет человека" УМК "Планета знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_teme_skelet_cheloveka.docx35.21 КБ

    Предварительный просмотр:

              Ф.И.О. Ефименко Г.Н.

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 3

    Тип урока: Изучение нового  материала

    УМК «Планета знаний»,  «Окружающий мир», Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.   Часть 2

    Технологическая карта изучения темы

    Тема

    Скелет человека.

    Цели

    1. Дать общее представление о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении её сохранить.

    2. Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой.

    3.Развивать чувство ответственности за свое здоровье. Познакомить с простейшими тестами проверки осанки, дать рекомендации по профилактике её нарушений.

    5. Работа с понятиями: скелет, осанка.

    6. Развитие коммуникативных компетенций учащихся через различные виды деятельности на уроке и использование различных методов и приёмов работы.

    7.Повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни через содержание учебного материала.

    8.Через данный урок поработать над здоровьем учащихся через выполнение физкультминуток, частую смену позы работы, чередование видов деятельности и т.д.

    Планируемый результат

    Предметные:

    • Различать основные части скелета человека и их функции;
    • Выполнять упражнения по улучшению осанки.

    Личностные:

    • Ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
    • Ориентация на оказание помощи товарищу в трудной жизненной ситуации.

    Метапредметные УУД.

    Познавательные

    • Извлекать из справочных материалов необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека и обсуждать полученные сведения;
    • проводить наблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы;
    • доказывать свои предположения путем постановки несложных опытов;

    Коммуникативные;

    • совместно изучать и анализировать справочную информацию,  обсуждать проблемные ситуации и  делать выводы.
    • самостоятельно распределять роли при участии в групповой  деятельности.

    Регулятивные

    • понимать цель познавательной деятельности;
    • планировать свое участие  групповой  деятельности.
    • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

    Педагогические технологии

    Технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии,  информационно-коммуникативные технологии.

    Методы  обучения и воспитания

    • объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация)
    • проблемный и частично-поисковый методы (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения)
    • исследовательский метод (самостоятельное решение проблемной ситуации, моделирование)
    • методы организации деятельности учащихся (ролевая  игра, практикум)
    • метод контроля и самоконтроля относятся (тестирование)
    • методы формирования личностных результатов (беседа, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации)

    Оборудование

    Компьютер, проектор, документ-камера,  ноутбуки, презентация, модель скелета человека, печатный материал для индивидуальной работы и работы в группах, интерактивный тест «Скелет человека», предметы для моделирования ситуаций.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

    Ход  урока.

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания. По методике «Взаимопроверка»

    Ученики в парах выполняют письменные задания.          

    Кожа – первая «одежда»

    1. Выбери правильные ответы. Кожа выполняет функции:

    А) защищает от холода и жары, микробов;

    Б) предупреждает от повреждения внутренние органы;

    В) является органом обоняния;

    Г) дышит.

    2. Закончите предложения.

             - Кожа позволяет сгибаться пальцам, рукам, ногам, потому что она_______________________

    - Кожа упругая, эластичная потому, что смазывается___________________________________

    - В коже есть поры, благодаря этому через кожу  ____________________________________

    3. Закончите предложения.

    Чтобы кожу содержать в чистоте, нужно:

    – принимать душ_________________________________________________________________

    – мыть руки_____________________________________________________________________

    После выполнения заданий ученики обмениваются работами в парах и проверяют их. Правильно выполненные задания отмечаются знаком «+», неправильно – знаком «-», если сомневаются в правильности – ставят знаки «+ -». Слайд 2

    III. Определение темы урока. Формирование новых знаний.

    1. Проблемный диалог.  

    - Что находится под кожей?  (скелет, кости)

    - Давайте подумаем, что было бы, если не было бы скелета? Может ли костюм, например, стоять сам без человека? Нет. Отсюда сделайте вывод, чем является скелет для человека?

    По ходу беседы на доске сделается запись:

    Скелет

    • Защищает внутренние органы
    • Является опорой
    • Участвует при  передвижении  Слайд 3

    - Из чего состоит скелет?  (из костей)  

    – У ребенка 270 костей, а у взрослых 206. С годами некоторые кости срастаются в одну. После 40 лет человек начинает «расти вниз». Каждые 10 лет рост уменьшается на 1 см. причина этого – высыхание хрящей в суставах и позвоночнике. Кость по прочности превосходит даже гранит. Ее упругость выше даже чем у дуба, а вес – легче металла. Чтобы кости были прочными, им нужна пища, богатая кальцием. Кальция много в молоке, твороге, сыре, морской рыбе. Очень необходимо костям и солнце. Под его влиянием образуется витамин Д. А с его помощью лучше усваиваются вещества, необходимые костям.   Слайд 4

    Трудно представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга.

    В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной клеткой; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и ног.

    • 2. Работа в малых группах.
    • Сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа в течение 5 минут должна будет, пользуясь справочной информацией на  желтых листах, подготовить рассказ об одной из частей скелета. (Приложение 1)

     Затем вы выступите с этим рассказом перед классом.

    Дети выступают, показывают кости на модели скелета.

    Параллельно идет заполнение схемы «Скелет человека» в рабочей тетради с.5  №11

     Демонстрация образца с помощью документ - камеры.  Слайд 5.

    3. Физкультминутка:

    Плечи вниз и спинку ровно

    Нужно нам всегда держать.

    И хорошую осанку

    Нужно всем нам сохранять!

    4. Фронтальная работа по теме.

    А что такое ОСАНКА?    (выслушиваются ответы детей)

    -Скажите, приятно смотреть на стройного человека? Почему?

    Да, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека формируется правильный скелет, что даёт возможность правильно и свободно работать внутренним органам.

    - Как вы думаете, правильная осанка даётся человеку от природы или он её приобретает?

    (выслушиваются ответы детей)

    Обобщение ответов:

    «Правильная осанка формируется в детстве и юности, а после 18 лет её исправить очень сложно. Поэтому мы, взрослые, всегда говорим вам: «Сядь правильно!»

    В течение жизни кости человека изменяются. У детей они мягче и подвижнее, чем у взрослых, поэтому у детей чаще, чем у взрослых возникают различные искривления костей, особенно позвоночника. Так может сформироваться неправильная осанка».

    • 5. Физкультминутка. Сейчас я покажу вам комплекс упражнений для улучшения осанки.
    • Упражнение 1

    Исходное положение – стоя. Ребенок должен согнуть руки в локтях, затем кисти рук максимально прижать к плечам, большой палец обязательно касается плеча. После этого в напряженном состоянии развести пальцы рук в стороны. Локти прижаты к туловищу – делайте все по описании поочередно, так вам проще будет понять, что же делать. Итак, ребенок с растопыренными пальцами и прижатыми локтями стоит, вытянувшись в струнку и слегка отклонив голову назад. Теперь путь медленно ведет локти вперед, пока они не соприкоснуться, а голову одновременно положит на локти. Потом расслабиться и досчитать до пяти. Медленно отвести локти и голову назад. При этом остро чувствуется напряжение в мышцах шейного отдела и давление подбородка. Упражнение повторить пять раз.

    Упражнение 2

    Нужно стать возле стены, желательно без плинтуса, так чтобы лопатки, пятки и ягодицы ее касались. Далее, нужно развести руки до уровня плеч и скользить ими по стене, ладони при этом направлены вперед, а мышцы рук и спины напряжены. После этого опустить руки и расслабиться на несколько секунд. Повторять упражнение до 5 раз.

    Упражнение 3

    Исходное положение тоже что и в предыдущем случае. Руки держим на поясе, при этом локти касаются стены. Далее, скользя по стене ягодицами, лопатками и руками нужно медленно присесть и также медленно подняться, держа правильную осанку. Повторять упражнение следует 5 раз, при этом наблюдать за правильной постановкой осанки в зеркало.

    Дети делятся на пары, подходят к стене, делают упражнения.

    IV. Практикум по применению полученных знаний.

    1. Разыгрывание жизненных ситуаций в группах.  

    1-я группа.   (Приложение  2)

    Один твой одноклассник носит сумку на одном плече, другой ходит с рюкзаком. Кому из них удастся сохранить хорошую осанку?

    Объясни свой выбор, продемонстрируй на примере.

    2-я группа.

    Ты пошел в магазин за покупками. Как лучше донести тяжести: в одной сумке или двух?

    Объясни свой выбор, продемонстрируй на примере.

    3-я группа.

    Каждый ученик проводит много времени за письменным столом. Как лучше сидеть за партой, чтобы сохранить хорошую осанку?

    Рассмотри иллюстрацию. Объясни свой выбор, продемонстрируй на примере.

    4-я группа.

    Друзья отправились кататься на горку. После неудачного падения у одного из них появились признаки перелома кости руки: боль, опухоль. Подумайте, как можно сделать фиксирующую повязку, пользуясь тем, что есть под рукой?

    Рассмотри иллюстрацию,  продемонстрируй на примере.

    Правила работы за компьютером. Просмотр видеоролика.  

    V. Подведение итогов.

    - Нужен ли человеку скелет?

    - Какую работу он выполняет?

    Сейчас вы можете оценить, как вы усвоили материал урока.

    Дети выполняют интерактивный тест «Скелет человека» на ноутбуках.  

    Домашнее задание:

    Учебник стр.15 - 18,  с.5 №11 тетрадь.

    Рефлексия

    -Кто сегодня старался следить за своей осанкой во время урока, встаньте прямо.

    - Молодцы! Вы меня порадовали. Именно это мне и было нужно! Думаю, что вы всегда будете помнить об осанке, вырастете красивыми и здоровыми. Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

    Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

    Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

    План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

    План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

    Конспект урока окружающий мир.4. класс.УМК " Планета знаний" . Тема " Лес в жизни человека"

    ·    Урок позволит решить следующие задачи:  Формируемые УУД:·        Личностные: формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственн...

    план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

    этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...