Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Матвеева Светлана Александровна

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Охрана животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема:  «Охрана  животных».

Цель урока:     

Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, расширение и дополнение знаний учащихся о необходимости охраны животных.

 Планируемые результаты: 

предметные: знать правила поведения в лесу; иметь представления о Красной книге, причине ее создания; понимать и осознавать, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять их; оценивать поступки людей по отношению к природе.

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать с красной книгой, осознавать ее роль; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости их охраны.

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Формы работы учащихся:  фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

 Оборудование :

Фотовыставка редких и исчезающих животных

Выставка книг по данной теме

Проектор, компьютер

Рефераты учащихся

1.Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок, который я хотела бы начать со стихотворения:

-Все, что нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш — земной природный дом!

2. Повторение изученного материала.

Урок пройдёт по девизом: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги. 

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы повторим пройденное

Что такое природа? (Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком.

Какая бывает природа? (живая и неживая)

Какие объекты относятся к живой природе?(Растения, грибы, животные, человек - живая природа)

Какие объекты относятся к неживой природе?(солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа)

Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных? 

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

- Назови группу животных по описанию? 

-Какие животные откладывают яйца? 

(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Кто мечет икру? 

(земноводные, рыбы)

-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?  -- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

Откроем  кимы на с.33 тест 22. Размножение и развитие животных.

Самостоятельная работа (выполнение теста)

Взаимопроверка (работа в парах)

А теперь с помощью документ-камеры, посмотрим как вы выполнили работу (тетрадь  проектируется на доску и проверяется правильность выполнения)

2. Введение в новую тему.
 Постановка проблемы 
- Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… Как – то раз пошли ребята в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. А у ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.
- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)
- Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)
- Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)
- Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.
- Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
- К чему может привести такое отношение людей к природе?
( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)
- Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)
- Чтобы животные не исчезли надо их…?
- Кто догадался, как называется тема урока?
б) Формулирование темы и задачи урока
- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных».


Как вы думаете, чему будет посвящён урок? Верно, тема нашего урока «Охрана животных».

Сегодня мы отправимся в мир животных, узнаем о Красной книге, а помогут вам полученные знания и наблюдения. Эта тема волнует не только учёных, но всех людей живущих на нашей планете. Это очень серьёзный вопрос. По таким важным вопросам проводятся конференции. Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения.

- Нам и предстоит ответить на следующие вопросы: (работа в малых группах)

1. Роль животных в природе

2. Причины их исчезновения

3. Для чего нужна Красная книга

4. Как помочь животным

3. Обобщение знаний учащихся

- Ребята, посмотрите на эту фотовыставку -как красивы эти животные, как разнообразен их мир! Любите ли вы животных? ( ответы учеников )

Работа по учебнику:

- Подумайте и ответьте, на 1 вопрос: стр 106 -1-2абзац

Какова роль животных в природе и для человека? ( ответы учеников )

Всё в жизни животных было бы хорошо, если бы не обстоятельства: многие из них исчезают . Как вы думаете, почему? (гипотезы детей)

- Каковы причины исчезновения животных? Пусть задумается каждый из вас и назовёт их, прочитав в учебнике на стр. 106- 3 абзацы.

- Запомните эти причины!

- Мы ответили с вами и на 2 вопрос. Спасибо за работу!

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.

 ( ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше.»

- Кто обратился к нам за помощью? ( сова) 

- Что вы узнали об этой птице из письма?        

- Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания детей)

-Продолжаем дальше нашу конференцию.

- Многие виды животных в опасности, почему? (гипотезы детей)

Кто их обязан спасти? (гипотезы детей)

Во всём мире, и в нашем округе, в других городах созданы специальные комиссии по спасению животных, которые составляют списки животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. Редкие виды животных учёные решили занести в Красную книгу. Зачем? (гипотезы детей)

Физминутка. (Релаксация). (Включается аудиозапись с голосами птиц)
-Ребята, а сейчас закройте свои глазки и представьте, что мы очутились в лесу. Мы идем по зелененькой пушистой травке. Светит ласковое теплое солнышко. Птицы поют свои прекрасные песни. Вот рядом пролетает бабочка. Дятел стучит своим клювом по дереву. Кругом пахнет душистой земляникой. Мы полной грудью вдыхаем этот запах. У нас даже немножко кружится голова. Как прекрасен этот лес! Мы обязательно еще вернемся сюда.

-Мы перешли к 3 вопросу: для чего нужна Красная книга.

- Кто ответит на этот вопрос? Обсудите в парах (гипотезы детей)

- Молодцы, верно ответили!

- Позднее книга переиздавалась несколько раз. Почему? (гипотезы детей: появлялись новые виды животных и растений). Давайте подведём итог сказанному.

Вывод: Красная книга – это важный документ, который информирует, какие животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять животных.

Животные играют огромную роль в природе.

-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных)

                                                            Жук-красотел

Жук-красотел   осбенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет  вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы  численность резко сократилась. Красотел  относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Тигр.  

Тигр- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

                                               

                                  Фламинго. 

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами .Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года  в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд .

                                           

Беркут.

Беркут- очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица .Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20 метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная- преследование и беспокойство на гнездовьях.

                                              Морж. 

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

                                  Белый медведь. 

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

- А вы знаете, что в Красной книге есть и зелёные страницы. Как вы думаете, о чём говорят эти страницы? (гипотезы детей: некоторые виды животных удалось спасти)

-Хорошо, что догадались: они говорят о том, что благодаря защите животных человеком, некоторых животных удалось спасти. Например, соболя, бобра.

- Ребята, а есть место на земле, где животные находятся в безопасности? (гипотезы детей: в зоопарках, заповедниках, парках )

-Верно, ребята. Заповедники — это участки земли или водоемы, где сохраняют, охраняют и изучают животных и растения, большинство из которых внесено в Красную книгу. Проговорим это слово и запомним его.

- Как вы думаете, есть ли заповедники в нашем округе? (гипотезы детей)

Жигулёвский заповедник-Самарский национальный парк-1984г создания

- Ребята, постарайтесь запомнить названия заповедников.

-Мы можем перейти к 4,к заключительному вопросу :

Как помочь животным(ответы детей)

-Как бы вы ответили на этот вопрос? (гипотезы детей)

- А помогут вам правила друзей природы 

( Знакомство с экологическими правилами)

какому выводу мы пришли, завершая нашу конференцию? (гипотезы детей)

Вывод :

-Важно не только знать экологические правила, а главное — соблюдать их, любить и беречь всё живое, природу.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Рыбе  -  вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.  Охранять природу - значит охранять Родину

Клип Олега Газманова « Красная книга»

III. Рефлексия:

- Зачитывание синквейнов:

Животные

Дикие, разные.

Линяют, питаются, размножаются.

Разнообразные животные населяют Землю.

Звери.

Охрана животных

Всемирная, постоянная.

Ведет учет, защищает, запрещает.

Благодаря ей – спасены многие виды животных.

Красная книга.

- Продолжи предложения 

  • Я сегодня успел….
  • Я сегодня узнал новое …
  • Если бы на Земле не было животных, то…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива

Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...

Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"

Конспект урока и перезентация к уроку....

Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"

Конспект урока и перезентация к уроку....

Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"

Конспект урока и презентация к нему....