"Куда текут реки. Практическая работа "Изготовление морской воды"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тема урока: Куда текут реки. Практическая работа «Изготовление морской воды»

Цель: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Куда текут реки. Практическая работа «Изготовление морской воды»

Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
  • Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
  • Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
  • Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
  • Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Громко прозвенел звонок – 
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Актуализация знаний и формулирование проблемы урока

На столе передо мной 
Закружился шар земной – 
Африка, экватор, полюс – 
Уместил всю Землю ...
 (глобус). (Слайд 2)

  • А что такое глобус?
  • Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность?(Можем на карте)  Какого цвета больше? (Больше голубого)
  • Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
  • А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
  • Чего больше на планете Земля? (Воды)

У меня лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схему на доске, накладывая синий на жёлтый).

К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.

С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.

Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)

Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река) 

 - Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)

- Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)

- Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)

Постановка проблемного вопроса

- Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?) 

 - Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)

- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

- Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)

- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.

- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки) А как вы думаете - куда?

III. Работа над новым материалом.

1.Просмотр ролика о реке

2. Работа по учебнику с.66

- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

(дети называют реку Осётр)

- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) 

 - Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)

- В какую реку впадает Осётр? (в Оку)

- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва)

- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)

- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)

- Назовите её. (Волга)

- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)

Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)

- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) 

 - Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

Работа со схемой

Расскажи куда текут реки. (с. 66)

        Осётр             Ока                    Волга                                Каспийское море

Физкультминутка

От зелёного причала 
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два. 
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)

IV. Практическая работа в парах

Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда.
 (Про море)

- Рассмотрите фотографии в учебнике, как вы думаете, где река, а где море?

 - Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются?(различаются размером: река меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)

А что об этом говорит наша Мудрая Черепаха? Хорошо читающий ученик читает вывод на с.67 учебника.

- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море

Описание работы:

(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)

Цель: найти отличие морской и речной воды.

Оборудование:

На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.

План работы:

1. Сравните речную и морскую воду по цвету.

2. Сравните речную и морскую воду по запаху.

3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.

- Так чем же ещё отличается море и река?

Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.

-Давайте сами сделаем морскую воду. Как это сделать?

- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).

Морская соль используется для лечебных ванн, её можно купить в аптеке.

Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

Продемонстрируйте детям трехлитровую банку с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах всего мира.

Физминутка

 Если слова означают воду - плывём, если нет – топаем.

Слова: река, прут, пруд, лодка, озеро, дождь, берег, сосулька, море.

V.Экологическая беседа

Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

VI. Закрепление полученных знаний.

  1. Работа в тетради с тестом. Проверка.
  2. Работа в парах.

Из букв собрать названия рек.

НОД_________________________

АГЛОВ______________________

РПЕНД______________________

АВЕН_______________________

АКО________________________

ОСКОЛ ____________________

  1. Краеведческий материал.

Какая река протекает в нашей местности? Оскол. Длина Оскола 472 метра.  Исток реки расположен  в  Курской области. Впадает в реку Северский Донец. Река Уразовка, ее     длина реки составляет 45 км, впадает в реку Оскол.

  1. Творческая работа

Ребята, пока мы беседовали Муравьишка решил искупаться в море, не выходя их квартиры. Посмотрите на рисунок в учебнике, сочините мне сказку о том, как у Муравьишки в квартире появилось море. Обобщаю ответы детей, демонстрирую морскую соль. Морская соль используется для лечебных ванн, её можно купить в аптеке.

VII. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).

Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)

VIII. Рефлексия.

Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо)

Осётр

Ока

Москва

Волга

Каспийское

Море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куда текут реки? Оригами.Кораблик.

интегрированный урок окружающего мира и технологии...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...

"Куда текут реки"

Сопроводительная презентация к уроку окружающего мира, с элементами краеведения...

Окружающий мир. 1 класс. "Куда текут реки?"

Урок окружающегомира в 1 классе по УМК "Школа России" разработан в соответствии с ФГОС, с использованием краеведческого материала.На уроке используются игровые моменты, работа в парах постоянного сост...

КУДА ТЕКУТ РЕКИ?

Урок окружающего мира в 1 классе....

Куда текут реки?

Презентация предназначена для использования на уроке окружающего мира в 1 классе....