Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Исследовательская работа по теме:
«Почему в хлебе столько дырочек?»
Автор: Солодов Александр
4А класс МБОУ СОШ №33
Руководитель: Солодова Н.В.,
учитель начальных классов
Мурманск
2014
Содержание
- Введение………………………………………………………3
- Основная часть
- Актуальность………………………………………………3
- Цель и задачи исследования……………………………...3
- Объект и предмет исследования…………………………3
- Гипотеза……………………………………………………3
- Методы исследования…………………………………….3
- Этапы и структура исследования………………………..3
- Практическая значимость…………………………………4
- Что такое дрожжи?...............................................................4
- Опыт №1, 2 и выводы……………………………………..4
- Заключение…………………………………………………….5
- Список литературы…………………………………................5
- Введение
Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придаёт им такое свойство? А самый главный вопрос: почему в хлебе столько дырочек?
- Основная часть.
2.1 Актуальность: чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые ты употребляешь в пищу.
2.2 Цель исследования: изучить дрожжи как объект живой природы, использование дрожжей человеком.
Задачи: - изучить специальную литературу;
- узнать, что же это такое – дрожжи;
- определить свойства дрожжей;
- провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей.
2.3 Объект исследования: дрожжи
Предмет исследования: свойства дрожжей
2.4 Гипотеза: Хлеб становится пористым и мягким из-за дрожжей.
2.5 Методы исследования:
- Социологический опрос.
- Изучение литературы по данной теме.
- Работа с интернет - ресурсами.
- Эксперимент.
2.6 Этапы исследования:
- Подготовительный. Изучение проблемы, разработка мероприятий.
- Основной. Сбор информации об объекте исследования, проведения эксперимента.
- Заключительный. Подведение итогов, оформление работы.
Структура исследования.
- Изучение литературы, сбор информации.
- Выводы и первые сведения.
- Опыт №1 для определения благоприятной температуры для размножения дрожжей.
- Опыт №2 для определения условий размножения.
- Выводы по исследованию и подтверждение гипотезы.
2.7 Практическая значимость. Возможно использование материала на уроках окружающего мира.
2.8 Что такое дрожжи?
Дрожжи – самый популярный микроскопический гриб.
Много тысяч лет назад люди обратили внимание, что сок, постояв в тепле, начинает пузыриться, а на дно выпадают какие-то хлопья. Так сок превращался в вино. Осевшие хлопья назвали дрожжами – от слова «дрожать» (как дрожит пена на бродящем соке)
Мы не знаем открытия, связанного с дрожжами, а можем только догадываться как оно произошло. В глубокой древности человек разваривал хлебные зёрна в кашу, позднее стал размалывать их и печь из теста пресные лепешки. Вероятно, дрожжи в виде пивной гущи попали в такое тесто по чистой случайности. Получившийся хлеб превосходил по вкусу пресную лепешку.
Всё это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 году, А.В.Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей.
И только в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что дрожжи и процесс брожения связаны между собой.
Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.
В настоящее время известны лечебные и пищевые достоинства дрожжей.
Дрожжи используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении, изготовлении кваса, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.
2.9 Эксперимент. Для опыта мне понадобилось: компьютер, микроскоп, стаканы, сахар, вода, дрожжи.
Опыт №1.Сперва я решил выяснить температуру, оптимальную для развития дрожжей.
Я взял 3 стакана с водой различной температуры: 1- с холодной водой, 2 – с тёплой водой, 3 – и очень горячей.
Насыпал одинаковое количество дрожжей в каждый стакан. В 1 стакане – дрожжи растворялись плохо, во 2 – растворились хорошо, в 3 – сразу выпали в осадок.
Вывод по опыту №1: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры, и гибнут при повышенной. Оптимальная температура для развития дрожжей была во 2 стакане с теплой водой, 30-35 градусов.
Опыт №2.Потом я взял два стакана и налил в них тёплую воду, оптимальную для развития дрожжей. Затем, в один положил дрожжи, а во второй сахар и дрожжи.
Через 15 минут я сравнил содержимое в стаканах. Увидел, что в 1 стакане дрожжи выпали в осадок, а во 2 происходило брожение – образовалась пена.
Вывод по опыту №2: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Под микроскопом хорошо видны образовавшиеся пузырьки углекислого газа. Таким образом они получают энергию, необходимую им для жизни.
- Заключение.
Вывод: Изучив литературу, проведя опросы взрослых, используя интернет – ресурсы и проделав практический опыт, я пришёл к выводу: дрожжи добавляют в тесто при выпечке, они продолжают бродить в тесте, выделяя при этом углекислый газ, и поэтому хлеб становится пористым и пышным, и в нем мы видим много дырочек
- Список используемой литературы.
- Журнал «Детская Энциклопедия» – Хлебные истории, или хлеб от А до Я., №2 – 2012.
- Журнал «Читаем, учимся, играем» - Слава хлебу на столе., №12 – 2012.
- А.И.Савенков «Я – исследователь», рабочая тетрадь для младших школьников., - 4 изд.- Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Энциклопедия интеллекта «Хочу Всё Знать» – М.: Эксмо, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...
Проектно-исследовательская деятельностьв начальной школе на уроках окружающего мира.
Проекты в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/12/picture-79837-1718198534.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе. Проект по окружающему миру в 1 классе по теме: "Школьная форма вчера, сегодня и завтра".
Данный проект был разработан совместными усилиями учителя, детей и родителей.Заключительный этап работы над проектом - представление продукта, был проведен в рамках городского семинара в форме открыто...
Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856601-1480048605.jpg)
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»
В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1317590-1614165104.jpg)
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091337-1544353727.png)
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...