Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Громова Елена Евгеньевна

В методической разработке в дополнение к теме учебника "Окружающий мир. 1 класс" предлагается  теоретический, практический и занимательный материал по теме "Где живут слоны?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 1 класс

Тема: Где живут слоны?

Цель: формирование у учащихся представления о разнообразии живой природы Земли

Задачи:

  • учить видеть и понимать богатство и разнообразие живой природы Земли;
  • развивать интерес у учащихся к образу жизни экзотических животных;
  • способствовать развитию памяти, мышления, воображения;
  • способствовать формированию у учащихся чувства любви ко всему живому; потребности заботы об окружающем мире с целью его сохранения.

УУД:

Личностные: Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Познавательные: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли; анализировать рисунки, рассказывать о полученной информации;  приводить примеры животных жарких районов;  устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

Коммуникативные: работать в паре; участвовать в диалоге; отвечать на вопросы; составлять рассказ.

Планируемые результаты:

Предметные:

• находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли;

• приводить примеры животных, обитающих в жарких районах Земли.

Метапредметные:

• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

• извлекать информацию из иллюстраций;

• устанавливать причинно-следственные связи (между строением, образом жизни животных и природными условиями);

• определять план действий совместно с учителем, работать в паре.

Личностные:

• проявлять целостное восприятие окружающего мира.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Самоопределение к деятельности.

 -В наш класс пришли письма…

Письмо 1.(После чтения вывесить на доску)

«Здравствуйте, ребята!  Я знаю, что у вас сейчас зима. У нас тоже бывает зима. Но она другая. Снега не бывает никогда. Дожди идут только летом. Светит солнце.  Очень тепло,  даже жарко. Мои большие уши заменяют мне веер. Своими крепкими бивнями я выкапываю ямы, пытаясь добраться до воды. Ребята, я приглашаю вас в гости. Жду с нетерпением!»

-Подписи в письме нет. Кто прислал это письмо?

- Почему так решили? (На доску вывешивается картинка – африканский слон).

-По содержанию письма можно догадаться, в  каких краях обитает  этот слон?

Письмо 2. (После чтения вывесить на доску)

«Здравствуйте, дети! Я живу в лесу. Этот лес необыкновенный. Многие деревья достигают высоты 15-этажного дома. Цепкие лианы обвивают деревья. Пройти по такому лесу очень сложно. Но я – самое крупное и сильное животное этого леса - своими мощными ногами, похожими на стволы деревьев,  протаптываю в лесу тропы, хоботом убираю упавшие деревья. Сейчас у нас тоже зима. Но даже зимой очень жарко. Весь год идут тёплые дожди. Приезжайте в гости в наш удивительный лес».

-В письме тоже нет подписи. Кто его прислал?

-Почему так решили?

-В каких краях обитает  этот слон,  ведь обратного адреса  он тоже не оставил? (На доску вывешивается картинка – индийский слон).

-Похожа  зима на родине слонов на нашу зиму?

-Чем отличается описание зимы в каждом из писем? (На доску вывешиваются карточки – солнце; солнце и капелька).

-Можем ли мы утверждать,  что эти слоны обитают в одной и той же местности? (Нет, потому что у них разные зимы).

-Значит,  нас приглашают в совершенно разные уголки нашей планеты.

-Хотите поехать в гости?

-Сегодня на уроке мы отправимся в жаркие страны, где живут слоны. (На доску прикрепляется тема: Где живут слоны?)

-Как называются эти жаркие страны,  выясним в энциклопедии.

(Ученик читает в энциклопедии «Я познаю мир. Животные» с. 273 …)

-Как называют слонов в энциклопедии? (африканские и индийские) (На доску слева и справа вывешиваются надписи «африканский слон», «индийский слон»).

-Предположите, почему слоны так названы?

-В какие страны мы сегодня отправимся? (В Африку и Индию)

III. Работа по теме урока.

а) Работа с глобусом.

Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова, материки

И берега большой реки,

Не нужен поезд иль автобус -

Поможет славный школьный … (глобус)

-Глобус – это модель Земли. На глобусе есть условная линия, которая делит Земной шар на две половины. Эта линия называется экватор. (На доску вывешивается карточка «экватор», учащиеся читают хором. Дети находят экватор на глобусе.)

-По обе стороны от экватора находятся жаркие районы – саванны и тропические леса. (На доску прикрепляются карточки «саванна», «тропический лес»,  изображение саванны и тропического леса).

-Наш путь лежит в Африканскую саванну.

в) Африканский слон и другие обитатели саванны.

*Просмотр видеофрагмента «Как выглядит африканская саванна»

-Что называют саванной?

- Саванна-это открытые пространства, поросшие травой, царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встречаются деревья. Для жизни им не хватает влаги.

-Давайте узнаем, какие животные обитают в саванне.

 (Загадки) (На доску прикрепляются картинки с изображениями животных).

С огромными ушами и бивнями дугой,
Гуляет по саванне, как великан большой,
И хоботом сумеет себя почистить он,
Нет никого сильнее, чем африканский …
 слон

-Где живет африканский слон?

- Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. Это самое, самое большое  животное суши. У него огромные ноги, огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот. А почему? Давайте обсудим эти вопросы.

*Работа в парах (Дети 1 варианта берут с доски карточки с вопросами и обсуждают в паре за партой. Затем учитель зачитывает со слайда правильный ответ)

1)Почему у слона  большие ноги? (Большие ноги помогают слону удерживать такое большое туловище и даже спать стоя)

2)Зачем слону  большие уши? (Чтобы не перегреться на жарком солнце, слон обмахивается ушами,  как веером,  пользуется ими, как мухобойкой).

3)Для чего слону бивни? (Бивни – это верхние зубы, которые выросли до невероятных размеров. Бивнями слоны защищают своих малышей от хищников, выкапывают корни, обдирают кору с деревьев).

4)Зачем слону хобот? (Хобот слона – это верхняя губа, сросшаяся с носом. С помощью хобота слоны спасаются от  жары. Набирают воду и поливают на себя, как из душа. Срывают ветки и листья, и отправляют их в рот. Хоботом слон может ударить противника. Во время плавания слон погружается под воду, а над поверхностью оставляет только часть хобота, как дыхательную трубку).

5)  Чем питается слон? (Слоны – травоядные. Они питаются растительной пищей: травой, листьями, ветками, плодами деревьев. За сутки слон съедает почти 200 кг пищи и выпивает 10 ведер воды).

-Так слон приспособился к жизни в жаркой саванне.

-Животный мир саванны очень богат и разнообразен. Давайте познакомимся с другими обитателями африканской саванны.

*Отгадывание загадок об обитателях саванны.(На доску прикрепляется изображение животного и название).

Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках …
жираф

Возле речек и болот
Толстокожий  зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский ...
 носорог

Полосатая лошадка,
Словно для письма тетрадка.
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку? …
 зебра

Надо гребешков штук пять,
Чтобы гриву расчесать,
Рыком выражает гнев
Царь зверей - лохматый ...
 лев

Крупней всех птиц вот эта птица,
Она быстрей машины мчится,
А крылья у неё, как парус,
Летать не может птица
... страус

В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же - …
. обезьяны.
-Какие животные обитают а африканской саванне
?(Чтение названий хором с доски).

-Животные приглашают нас на веселую физкультминутку.

Физкультминутка «Чунга –чанга»

г) Индийский слон и другие обитатели тропического леса.

-Мы побывали в саванне.  Куда отправимся теперь? (В тропический лес Индии).

*Просмотр видеофрагмента «Тропический лес Индии».

-Чем тропический лес отличается от наших подмосковных лесов?

-Познакомимся с обитателями тропического леса.

Ростом он с большую башню, 
Но ничуточки не страшный. 
Добродушен и силён. 
Это он – индийский  
....(слон)

-Удивительно! Слоны живут и в саванне, и в тропическом лесу. Сравним этих животных – африканского и индийского слона.

*Работа в парах (учащиеся рассматривают картинки с изображением африканского и индийского слона, сравнивают по окраске, росту, форме ушей, спины,  наличию бивней).

  • -Африканский слон серовато-бурый, а индийский – темно-серый или бурый.
  • -Африканский слон крупнее, чем индийский.
  • -Уши африканского слона огромные, круглой формы. Уши индийского слона намного меньше, слегка вытянутые.
  • -У африканского слова обязательно есть бивни. У индийского животного у слонихи не бывает бивней.
  • -У африканского слона кожа покрыта складками, или морщинами. Тело индийского слона слегка покрыто шерстью.

-Могут ли в природе встретиться африканский и индийский слон?
*Отгадывание загадок об обитателях тропического леса.

-Познакомимся с другими обитателями тропического леса Индии.
Чьи ужимки без труда

Повторяет детвора?

Кто живет среди лиан?

Стая диких...обезьян

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин,
А зовут его …
павлин

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет
... черепаха

В засаде долго выжидает,
Добычу кольцами сжимает.
Стихает бедной жертвы стон.
Вот так охотится...
питон

Тихо к берегу подплыл,
Притаился он, застыл.
Кто бы в пасть не угодил,
Вмиг проглотит …
 крокодил

-Какие животные обитают в тропическом лесу. (Чтение хором с доски).

-Конечно, кроме этих животных в саванне и тропическом лесу обитает много других животных. Животный мир удивительно богат и разнообразен.

-Нам пора покидать тропический лес и возвращаться в класс.

Физкультминутка «В мире животных»

IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.

-В каких уголках планеты побывали?

-Где обитают слоны?

-Как найти на глобусе саванны и тропические леса?

-Слон – самое огромное животное суши. Может ли ему, такому великану, угрожать опасность?

-Слонам угрожает опасность. Из-за незаконной охоты численность слонов сокращается. Каждый год из-за браконьеров погибает около 20 тысяч слонов. Во многих странах запретили охоту на слонов. 22 сентября отмечается Всемирный день защиты слонов.

-Где в нашей стране можно встретить слонов (в цирке и зоопарке).

V. Рефлексия

(На партах картинки – раскраски «Слон на арене цирка»,учащиеся раскрашивают)

-Если урок был интересным, и вы узнали много нового о жизни слонов, прикрепите картинку на доску.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...