Урок по окружающему миру "Как учили грамоте на Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

урок по окружающему миру для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как  учили грамоте на Руси»

(урок по окружающему  миру, 2 класс, программа «школа XXI века»

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения школ Древней Руси, с историей возникновения письменности и алфавита.

Задача урока:

1)сформировать представление о жизни школьников во времена Древней Руси;

2)познакомить с первыми письменными источниками;

3)познакомить учащихся с изменениями в системе образования;

4)обогащать словарный запас, работать над развитием речи учащихся;

5)воспитывать бережное отношение к  книгам;

6)развивать любознательность и воображение;

7)формировать умение работать в группах;

 Планируемый результат: формирование понятия о школа Древней Руси

Формирование УУД:

Познавательные:

-Научиться сравнивать школу современную и школу древнюю

-Получить представление о возникновении русского алфавита

 

Регулятивные:

-Научиться  ставить цели урока и определять тему урока основываясь на изученный материал

-Научиться определять свою самооценку в классе и оценивать  проделанную работу

Коммуникативные:

-Продолжить учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

-Полноценно и точно выражать свои мысли

-Продолжить умение работать в группе

Методы:

1)Словесные (фронтальный опрос, беседа)

2)Наглядной передачи и зрительного восприятия

3)Групповая работа

4)Практически(выполнение заданий)

-Картонные заготовки с использованием пластилина

Оборудование:

-Электронная доска

-Учебник

-Сундук с предметами

-Распечатки

-Карточки с заданиями

СЛАЙД №1

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя(на доске слайд №1)Чтение стихотворения учиелем.

Оглянись на предков наших,

На героях прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом-

Слава им борцам суровым!

Слава русской старине!

  1. Актуализация полученных  знаний

а)беседа,игра.

Ребята, давайте вспомним, что мы уже узнали о жизни наших предков.

Необходимую информацию вы получили на наших уроках, а так же недавно вы посетили музей ремесел в городе Коломна, где вам провели увлекательную экскурсию и рассказали о том, как жили наши бабушки и дедушки.

Итак, внимание: сундук, в котором лежат различные вещи. По их описанию вы должны догадаться, что это за предмет.( Учитель достает по очереди предметы из сундука и читает их описание, а ребята должны их определить)

А) Предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи. Еще об этом предмете говорили так: «Символ сытости на Руси».Он может быть деревянным,   но в современное время всегда металлический(Ложка)

Б) «Древний оберег».Женщины его носили на голове и по древнему поверью он защищал от болезней. Этим предметом пользуются и мальчики, и девочки. Обладательницам длинных волос без него не обойтись(Гребень)

В) В старину его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса. В настоящее время есть в каждом доме и предназначен для отображения того что находится перед ним(Зеркало).

Г)Предмет является традиционным видом русской резьбы и росписи по дереву. На весь мир знаменита, пригожа, красива. Это русская.....(Матрешка).Именно такие игрушки были раньше у ребят.

Д) Этот предмет из легкой ткани, надевают его на верхнюю часть тела. В старину носили в основном мужчины и по моде тех времен для украшения этого предмета использовали яркий поясок(Рубаха).

Е) Этот предмет использовали в основном в сельской местности. Плели их из лыка, липы, вяза. Относится к обуви(лапти).

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились, но в сундуке еще лежит сверток.  Давайте прочитаем, что здесь написано(Учитель достает сверток, разворачивает его и дети читают пословицу)

«С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь»

б)подведение к теме урока.

Давайте попробуем объяснить смысл пословицы(Ответы детей, обсуждение)

Каждый день сменяется другим и  так проходят годы, десятилетия, столетия.

Все вокруг меняется. Многие предметы, которые мы сегодня доставали из сундука заменены на современные. А задумывались ли вы меняется ли с годами обучение школьников и сама школа? Как вы думаете чему учили детей раньше?

Ребята, спрашивайте чтобы вы хотели узнать об обучении в прошлом?

                                                     ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ

А теперь посмотрите  запись на доске.

На доске вопросы.

-Когда и почему появилась школа?

-Как учились школьники?

-Какие были учебники?

-Какой был учитель?

в)определение темы урока

Определим тему нашего урока.(Дети определяют тему урока).

Молодцы, вы правильно догадались. Сегодня мы поговорим о том, как и чему учили в древнерусской школе.

Ученые предполагают,  что на Руси до XX века  не было школ.

Каким же образом дети учились и у кого?

3.Изучение нового материала

Внимание на экран

                                                      СЛАЙД №2

                                             (учитель читает текст)

Возникает вопрос: трудолюбию, уважению, ремеслу ребята учились у старшего поколения. Каким же образом получили все остальные знания люди?Как и чем они писали?

Сейчас вы прочитаете текст на распечатке №1 и попробуете ответить на эти вопросы.(Дети читают текст, затем идет обсуждение)

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №3

Посмотрим поэтапно какими шагами письменность дошла до нас:

-Узелки на веревках

-Рисунки на песке, стенах

-Условные знаки

-Письмо на глине палочками

В каждой группе учитель заранее попросил ребят приготовить стихотворение о возникновении письменности.(5 человек читают стихотворения)

-Алфавит

Вот наконец мы и дошли о письме с помощью букв и поговорим о возникновении алфавита.

Когда же и где родился алфавит?

Перед вами распечатка №2

Сейчас мы прочитаем текст и узнаем всю необходимую информацию(чтение текста детьми и обсуждение)

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №4

Посмотрим на буквы, которые люди использовали для написания писем раньше и сейчас наше с вами привычные буквы. Давайте их сравним(Ребята сравнивают современные буквы и буквы древнерусского алфавита).

А на чем писали буквы?!Это тоже целая история.

Бумажного листа, который привычный нам раньше не было. Писали на специальной дощечках, залитых воском.

Сейчас я вам покажу такие дощечки(Показ дощечек, обсуждение).

Сегодня мы попробуем на уроке написать древнерусские буквы, но не на бумаге, а на специальных заготовках, которые вы сделали на уроках технологии. Они очень напоминают ту самую дощечку.

У каждого на парте распечатка с древнерусским алфавитом. Найдите 1ую букву своего имени и фамилии, запишите ее на своих заготовках.(заготовки сделанные их картона и пластилина на уроках технологии)

Ребята записывают буквы.

Трудно ли было ее писать?

Чем легче писать ручкой на бумаге или на дощечках палочкой?

Раньше ребята учились не только писать, но и читали текст, записанный на таких дощечках.

Наши современные книги яркие и красочные, а к каждому тексту есть картинка.

А вот в прошлом ребята были лишены такой радости, нужно помнить об этом и беречь свои книги.

Ребята, вы наверное устали и сейчас мы с вами отдохнем.

                                               ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                       (танцевальные упражнения под музыку «Эх, яблочко»)

Отдохнули, а теперь приступаем за работу.

Давайте сравним нашу школу и древнюю.

Как же раньше выглядела школа?

Откроем учебники на стр.158.Рассмотрим репродукцию картины художника Н.П.Богданова-Бельского и сравним нашу школу и древнюю школу(Дети рассматривают иллюстрацию и обсуждают ее).

Вопросы:

-Что особенного в этом классе?

-Что делают ученики?

-Сколько их?А в нашем классе?

Посмотрите на лицо ребят. Как вы думаете, как они относятся к учению?

-Это школа сельская или городская?

-Чем она отличается от современной?

(Ответы детей, обсуждение)

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №5

                       (картинка с изображением «Древнерусской школы»)

А теперь рассмотрите иллюстрацию на экране. Здесь показана  уже другая школа(Городская).

Задание в группах. Рассмотрите 2 иллюстрации и сравните их.

Чем они отличаются?Обсудите в группе.

(Далее идет обсуждение в группах и ответы на вопрос)

Давайте обратим внимание: а как наказывали детей?

А какие меры принимают сейчас учителя, если ученик не выучил урок?

Как выглядит учитель в древнерусской школе и в современной?

Далее стихотворение « И в старину учились дети»

Что еще нового узнали об обучении в прошлом их стихотворения?

Работа в группах.

Вам предлагается несколько ответов. Вы должны выбрать на свой вопрос соответствующий ответ.

Вопросы:

-Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково.

Скажите, пожалуйста, а как было раньше?

-Учебный год в наших школах начинается 1 сентября.

А когда начинаются занятия у школьников на Руси?

-Где брали школьники книги? И как к ним относились?

-Как долго ученики находились в древнерусской школе?

-Как раньше назывались учебные заведения?

(Дети находят соответствующий ответ из распечатки №3 на свой вопрос).

Ребята скажите, а откуда мы все это узнали?

Как называется книга, в которой изложены события прошлых лет?(Летопись)

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №6

Посмотрим в словаре Ожегова, что означает слово «летопись»(учитель читает лексическое значение слова).

Как зовут человека, который составляет летопись?

Именно летописцы помогли нам узнать все то,  о чем мы говорили  сегодня на уроке.

Подведем итог своей работы.

4. Обобщение материала. Подведение итогов.

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №7

                    (на экране вопросы, ребята читают и обсуждают их)

А сейчас вы оцените свою работу на уроке.

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №8

     (выберите смайлик который вы считаете соответствует вашей работе и нарисуйте его на желтом кружке, который есть у каждого на парте)

:) -Отлично поработал, многое узнал

:?) -Необходимо доработать, получил не всю информацию, которую хотелось бы узнать

:(  -Ничего не понял, не узнал новой информации

5.Домашнее задание.

Домашнее задание (по группам)

Вытяните билет и получите задание, выполните своей группой.

Задание 1

Составить 5 ребусов по теме урока.

Задание 2

Составить кроссворд по теме урока.

Задание 3

Нарисовать иллюстрацию «Древнерусская школа»

Задание 4

Составить 2-3 загадки по теме урока.

Задание 5

Записать 5 пословиц по теме урока.

Внимание  на экран

                                                    СЛАЙД №9

                               (Пожелания для ребят. Читаем хором)

Спасибо всем за проделанную работу!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси"

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

конспект урока 1класс окружающий мир "Учимся быть самостоятельными"

конспект урока . Окружающий мир. 1класс Тема "Учимся быть самостоятельными" Трошина Нина Вячеславовна...

Урок по окружающему миру "Учимся быть пешеходами" 1 класс ФГОС

На уроке ребята формируют навыки правильного поведения на улицах города...

Фрагмент урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси"

Фрагмент урока отражает работу учащихся в группах для поиска важной информации о Древней Руси из различных источников: былины, картины, стихотворения, "Слово о полку Игореве", исторические карты, учеб...

Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...