Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пахаренко Лариса Александровна

Цель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.

Задачи: 1. образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

3. воспитательная – формировать интерес к изучению истории родной страны; воспитать у учащихся чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране; способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;

Тип урока: Открытие новых знаний.

Технология: урок поиска истины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_velikiy.odt35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: Петр Великий.

Цель:  Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.

Задачи: 1. образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

3. воспитательная – формировать интерес к изучению истории родной страны; воспитать у учащихся чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране;   способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;

Тип урока: Открытие новых знаний.

Технология: урок поиска истины

Планируемые результаты:

Предметные результаты:расширение объёма знаний по изучаемой теме;

Метапредметные результаты:Учиться добывать новые знания, находить ответы, используя различные источники .

Личностные результаты:формировать умение самостоятельно делать выводы, оценивать результаты своего учебного труда.

Методы обучения: репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, справочная литература, карточки для учащихся.

Портрет Петра  I

Ход урока

1.Организационный момент.

                                               Улыбнулись, подтянулись,

                                                На уроке не зевать.

                                                Ну, ребята все за дело

                                                И друг другу помогать!

 

          Сегодня  мы проведем урок поиска истины. К нам пришли гости педагоги школы. А помогать мне вести урок будут  учитель истории Нестерова Л.А. с учащимися 8 класса.  

 На уроке мы будем говорить о событиях которые происходили много много лет назад это конец 17 начало 18 века.  Мы узнаем как жили люди в те давние времена и  что нового появилось в жизни страны в этот период. Ученики 8 класса помогут нам в этом т.к они изучают историю не первый год и много уже знают.  Будем работать двумя командами: 4класс «Юные историки» 8 класс «Эксперты».

          Мы сегодня услышим  много новых слов, их значение нам поможет понять  Архивариус ученик 8 класса -

         Обратите внимание, у вас на столах лежит «файл документов», там вы найдете все материалы, нужные для урока. В файле есть «Лист успеха» в него «Эксперты» будут оценивать вашу работу.

-Вы готовы? Тогда вперед!

2.Актуализация знаний. 

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, как жили его предки. История – это дорога во времени, череда событий. И в этих событиях играют большую роль сами люди, исторические личности. История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей.  Должность правителя в каждом государстве называлась по-разному. Например, в ханстве – это хан, в султанстве – султан, в империи – император. Вспомните, пожалуйста, а как называли правителей во времена Древней Руси? (Князья)

Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте вспомним  как называли в народе этих великих людей, оставивших след в российской истории.

      Задание №1 Соедини имя и прозвище  ( на доске вперемешку представлены имена и прозвища, ученики по очереди подходят и соединяют имя и прозвище. На экране демонстрируется правильный ответ)

Иван                                                    Грозный

Ярослав                                               Мудрый

Князь Олег                                          Вещий

Князь Владимир                                 Красное Солнышко

Князь Александр                                Невский

Князь Дмитрий   Иванович                Донской

Князь Иван Данилович                       Калита                  

Юрий                                                    Долгорукий                              

Задание №2

Молодцы, а теперь давайте с помощью теста вспомним этих великих людей и их след в российской истории. (Тесты раздаются каждому ученику)

«Эксперты» - тест

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды.

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир.

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

а) медведь;

б) орёл;

в) лев;

г) бык.

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской.

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань.

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь".

7. В каком веке братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку?

а) в VI веке

б) в  X веке

в) в IX веке

г) в  XII веке

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами

г) он оставил в наследство шапку Маномаха.

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича.

10. При каком правителе Русь полностью  освободилась от ордынской зависимости??

а) Иван Грозный

б) Иван Калита

в) Дмитрий Донской

г) Ивана III.

Тесты сдают «Экспертам» на проверку

Учитель: Вывод: Каждый из этих людей сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

«Эксперты»-

  • А сейчас разгадайте зашифрованный текст. (на доске)

ОВТЕАЛБИРКЫИЧЙНЛЦИАЫРУЬ

Великий царь

  • Послушайте краткое описание этого великого царя.

Уч-к 8 кл.: Представьте себе великана, без малого трех аршин ( на слайде значение слова), целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVII веке.  

Учитель: Как же звали этого великого царя?     (Петр 1)

  • Сформулируйте тему нашего урока. опираясь на зашифрованный текст и вспомнив имя царя.  Ответы детей
  • Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит так  «Петр Великий», его называли Великий царь. (на доске появляется портрет Петра Первого и его характеристика – «Великий царь».)
  •  В течение всего урока мы будем говорить   о периоде царствования Петра 1 и пополнять его характеристику, доказывая то, что он действительно является Великим царем.

Уч-к 4 кл.

Великий русский поэт А.С. Пушкин посвятил Петру Первому такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Учитель:А почему он так сказал, мы узнаем на этом уроке.

Звон колоколов запись.

 Учитель: Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром.               (Портрет родителей на доску?

Уч-к 4 кл. С самого детства маленького Петра окружали военные игрушки: солдатики, пушки и корабли. (Если найду картинки с игрушками Петра — показывает)  Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. Они станут его первыми полководцами. Всю жизнь будут ему верной опорой.

Когда маленькому Петру было 4 года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер, оставив на престоле малолетних сыновей - Ивана и Петра. Пока царевичи не выросли, править за них стала старшая сестра - царевна Софья, которая не очень беспокоилась об образовании братьев.
И Петр был предоставлен самому себе. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", на реке Яузе построил "потешный флот". (
Картинки войска вывесить на доску) Со временем детская забава переросла в серьезное  увлечение Петра военными науками.

Учитель: Петр Великий не походил ни на одного из европейских государей, а почему, мы узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 94. (Чтение по абзацам)  Словарная работа

Прочитав текст ответить на вопросы

Первичное закрепление.

- Что интересного узнали о детстве Петра?

-  Чем любил заниматься Петр в детстве?

- Почему  Петр Великий не походил ни на одного из европейских государей

- Выберите слова, которые дают характеристику Петру. (Называют слова, находят карточки, прикрепляют на доску к портрету)

Заботился о пользе Отечества. Трудился плотником на верфях. Царь — простой мастеровой. Неутомимый, волевой. Все хотел постичь сам. Освоил около 14 специальностей. Мог своими руками построить корабль.

Физминутка:

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть через плечо.
Наклонились влево – вправо  (руки на поясе, наклон влево - вправо)

Получается на славу!

Царь — преобразователь

Учитель: Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить города, заводы, фабрики. В России начались преобразования о которых нам расскажут  учитель истории Нестерова Л.А. и учащиеся 8 класса

Слайды

1. Новый год. Календарь.

2. Азбука

3. Кунскамера.  

4. Типография. Печатная газета.

5. Первая публичная библиотека.

6. Академия наук.

7. Мануфактуры

ИМПЕРАТОР — словарная работа

 Работа с картой. 4 класс в учебнике, 8 класс у доски.

Уч-к: Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли.

Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки. Пототом... а что было потом, вы узнаете прочитав текст на стр. 97.  (Читают самостоятельно)

         Отвечают на вопросы:

  • Кому принадлежат слова? «Морским судам быть!»
  • С чего все началось?
  • Что произошло после поездки Петра на Белое море?

Словарная работа:

Морская держава  Бот (судно)     Верфь

Физминутка

«Эксперты» -

Град Петра

Учитель:  В России появился флот, а  преобразования Петра продолжаются.

Уч-к 8 кл.: 16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра.

Уч-к 4 кл: А. С. Пушкин написал об этом городе следующие строки:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Экскурсия по Сант-Петербургу проводит 8 клласс

Учитель: А сейчас вспомним все то, о чем говорили на уроке, поиграем в игру «Веришь – не веришь».

(Дети показывают карточки, если верят, то зеленую, если нет - красную)

1. Верите ли вы, что,  Петр 1 был провозглашен царем в 10 лет?

2. Верите ли вы, что  полки, набранные по указу юного Петра, называли «потешными»?

3. Верите ли вы, что при Петре 1 в России появилось телевидение?

4. Верите ли вы, что, до Петра 1 в России Новый год встречали осенью, 1сентября?

5. Верите ли вы, что,  при Петре 1 стали выпускать газету?

6.  Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?

7. Верите ли вы, что, царь Петр 1 создал в России флот?

8. Верите ли вы, что, царь Петр 1 стал первым императором в России?

9. Верите ли вы,  что, царь Петр 1 не любил учиться?

10. Верите ли вы,  что, город основанный Петром Великим,- Санкт-Петербург стал столицей России.

Итог.

Учитель:

Прочитаем вывод в учебнике на стр.100.  (вслух)

Вывод: - Какие изменения произошли в России в период правления Петра 1?

(Появился свой флот, возникли новые города, новая столица — Санкт-Петербург).

Посмотрите на доску, где мы составляли  характеристику Петру 1. Опираясь на все те качества, которые мы узнали сегодня на уроке и характеристику, которую мы составили, можем ли мы сказать, что  царь Петр1 действительно является Великим царем и звание его Петр Великий?

Рефлексия

На уроке я узнал(а)...

1.Какой титул получил Петр I в России?

На уроке я узнал(а)...

2.Во сколько лет Петр I был провозглашен на престол?

На уроке я узнал(а)...

3.Какое увлечение было у Петра?

На уроке я узнал(а)...

4.Как назывался его полк?

На уроке я узнал(а)...

5.Из кого набирался этот полк?

На уроке я узнал(а)...

6.Что дала Петру I эта игра?

На уроке я узнал(а)...

7.Чем отличался Петр I от европейских государей того времени?

На уроке я узнал(а)...

8. Каковы главные черты характера Петра?

На уроке я узнал(а)...

9. Что нового появилось в России при Петре?

На уроке я узнал(а)...

10.Какие города основал Петр 1?

На уроке я узнал(а)...

11.Кто основал Российский флот?»?

На уроке я узнал(а)...

12.Когда был заложен город на Неве?

На уроке я узнал(а)...

13.С чего началось строительство города?

Оценки за урок вы увидите в своем «Листе успеха»

Д/з стр. 94-100 рабочая тетрадь, стр. 31-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс "Звёздное небо-великая книга природы "

Данный материал предназначен для учителей начальных классов в помощь при проведении урока по окружающему миру "Звёздное небо - великая книга природы ", УМК "Школа России" Плешаков ...

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...

Конспект урока по "Окружающему миру", 4 класс, тема: Екатерина великая

Класс: 4АУМК: Школа РоссииТема урока: Екатерина ВеликаяТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.Задачи:Образовательная:-сфор...