Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Лемешева Алёна Сергеевна

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Тема: С лукошком за грибами

    Цель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ядовитыми грибами; воспитание ответственного отношения к природе и собственному здоровью.

    Планируемые результаты: 

    Предметные:

    Знать названия съедобных и ядовитых грибов, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.

    Личностные:

    Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

    Тип урока: урок открытия нового знания

     

    Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 1кл.: Учебник:  В 2 ч./ О.Н. Федотова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2010.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 29.03.19                                                                                                                ФИО учителя: Богданова В.П.

    Школа: 104                                                                                                                        ФИ студента: Лемешева Алёна

    Класс: 1-1                                                                                                                            ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

    Кабинет: 302

    Конспект урока окружающего мира

    Тема: С лукошком за грибами

    Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ядовитыми грибами; воспитание ответственного отношения к природе и собственному здоровью.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать названия съедобных и ядовитых грибов, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.

    Личностные:  

    Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 1кл.: Учебник:  В 2 ч./ О.Н. Федотова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2010.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.  

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Психологический настрой

    1-2 мин.

     —Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

    —Ребята, повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь соседу. Пожмите руки друг другу и пожелайте хорошего настроения и успешной работы. Молодцы. Я верю в вас и в ваши силы, а это значит, что сегодня на уроке обязательно у каждого все получится.

    Здороваются с учителем.

    Проверяют готовность к уроку.

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

     II. Актуализация знаний и мотивация

    Словесный:

    учебный диалог

    Словесный: слово учителя.

    4-5 мин.

    —Итак, ребята, прежде чем начать наш урок, предлагаю вам провести небольшой опрос. Чтобы верно ответить на мои вопросы, вам придется вспомнить темы прошлых уроков и ваш собственный жизненный опыт.

    Вопросы

    1. Можно ли плавать в незнакомом водоёме? Почему?

    1. Чем нужно пользоваться во время купания, если ты плохо плаваешь?
    2. Можно ли плавать одному, без присмотра взрослых? Почему желательно плавать там, где находятся взрослые?
    3. Что нужно делать, чтобы избежать солнечного удара?
    4. Послушайте названия ягод и выберете лишнее: малина, вишня, земляника, черника, волчье лыко, брусника, рябина. Почему эта ягода является лишней?
    5. Назовите 4 вида ядовитых ягод.

    1. Как помочь человеку, который все-таки отравился ядовитым растением?

    Верно, ребята! Молодцы, что запоминаете важные правила, которые обязательно будут полезны вам в дальнейшей жизни.

     

    —Нельзя, т.к. в незнакомых водоемах дно может нести опасность для жизни и здоровья в виде разбитых стекол, металлических прутов и различного мусора.

    —Надувным кругом или матрасом, надувными нарукавниками.

    —Нельзя. Взрослые смогут тебя спасти, если ты начнешь тонуть или оказать первую помощь при ранении и т.п.

    —Чтобы избежать солнечного удара, нужно носить головной убор.

    —Волчье лыко. Ягода является лишней, потому что она ядовита.

    —Волчье лыко, ягоды ландыша, вороний глаз, ягоды крушины.

    —Пострадавшему следует промыть желудок, дать выпить 1-2 стакана подсоленной воды. Вызвать рвоту. Выпить активированный уголь или слабительное. Обязательно обратиться в больницу.

    П: построение речевого высказывания

    К: умение полно и точно выражать мысли

    К: умение полно и точно выражать мысли

    III. Постановка учебной задачи

    Практический:

    метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

    Словесный: учебный диалог

    4-5мин.

    —Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

    «Спрятались за пень – шапки набекрень, кто проходит близко – кланяется низко».

    «Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, шапка есть – нет головы».

    —Верно, это грибы. Посмотрите на слайд. О чем же мы сегодня будем разговаривать, как вы думаете? Какие цели поставим перед собой?

    —Совершенно верно! Тема нашего урока называется «С лукошком за грибами». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с вами со съедобными и ядовитыми грибами, научимся их различать, а также научимся правилам сбора грибов.

    —Ребята, сегодня речь пойдет о царстве грибов. Что же это такое? Ученые разделили все живые существа на царства. Есть царство растений, царство растений и царство грибов. Ребята, вам интересно, почему грибы выделены в отдельную группу? Если мы сравниваем грибы с животными, то сразу поймем, что грибы не умеют передвигаться, они неактивны и размножаются совершенно не так, как животные. А если сравнить грибы с растениями, то тоже увидим, что грибы не могут самостоятельно питаться, еще у грибов очень редко встречается зеленый цвет – они не умеют перерабатывать энергию солнца и поэтому не обеспечивают себя жизненными соками, как растения. Очевидно, что грибы – это особый вид. В настоящее время встречается около ста тысяч видов грибов. Общепринятые виды грибов:

    1. Плесневые грибы
    2. Дрожжи
    3. Шляпочные грибы  

    —Сегодня мы с вами рассмотрим шляпочные грибы, с которыми часто встречаемся в природе. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. У пластинчатых грибов снизу шляпки видны маленькие пластинки. У трубчатых – губка.

    —Сегодня наша речь пойдет о грибах, которые вы собирали в лесу тоже. У этих грибов есть ножка и шляпка, которые находятся над землей. Внутри почвы спрятана грибница, ее мы не видим.

    —Грибы.

    —О съедобных и ядовитых грибах.

    Узнать, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Научиться различать их.

    Внимательно слушают учителя.

    Слушают учителя, извлекают из рассказа нужную информацию.

    Внимательно слушают и запоминают.

    П: подведение под понятие

    Р: целеполагание

    П: анализ

    П: поиск и выделение необходимой информации

    П: подведение под понятие

    IV. Открытие нового знания

    Практический: слушание и чтение текста

    Словесный: учебный диалог

    7-8 мин.

    —Ребята, а вы знаете, что в лесу существует огромное сообщество? Как вы думаете, кто состоит в этом сообществе?

    Сообщество это между животными, растениями и грибами. Получается, что грибница берет из почвы влагу и вместе с минеральными веществами дарит дереву эти питательные вещества, а дерево также благодарит грибницу и отдает ей минеральные соли. Так они и обмениваются. Животные же едят и растения и грибы, даже лечатся ими.

    —Ребята, а вы слышали такую загадку:

    «Стоит Антошка на одной ножке –

    Кто не пройдет, всяк поклон отдает!»

     

    —Ребята, стоит ли на самом деле каждому такому Антошке поклон отдавать? Давайте разберемся с этим.

    —Среди грибов есть грибы, которые полезны человеку. Они называются съедобными. Эти грибы очень часто сосуществуют между деревьями и кустарниками, поэтому селятся рядом. К этим грибам относится белый гриб.

    1. Белый гриб имеет блестящую шляпку коричневатых тонов. Внизу губчатый. Ножка у него белая или желтоватая.
    2. Следующий гриб – подосиновик. Как думаете, почему он так называется? У этого гриба шляпка бархатная,                    красная или темно-коричневая. Ножка у него в темных чешуйках, внизу гриб губчатый.
    3. Подберезовик ищи под березой. У этого гриба шляпка гладкая, от белой до коричневой расцветки. Внизу губчатый. Ножка тонкая, в чешуйках.
    4. Рыжик любит расти под соснами и елями. Шляпка у него имеет воронкообразную форму. Внизу пластинки. Сам гриб и ножка оранжевого цвета.
    5. Опёнок любит пенечки. И растет кучками. У опенка гладкая шапочка коричнево-бордовых тонов. Ножка тоненькая.

    —Все эти съедобные и полезны для человека. Посмотрите на слайд, где мы можем увидеть еще несколько съедобных грибов. Внимательно посмотрите на них и постарайтесь запомнить.

    —Сейчас давайте поговорим о несъедобных и ядовитых грибах.

    1. Лисичка ложная. Гриб имеет воронкообразную форму, он такого же оранжевого цвета, как и настоящие съедобные лисички. Поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы не перепутать эти грибы.
    2. Красный мухомор. Гриб имеет красную или ярко-оранжевую шляпку с белыми точками. Ножка тонкая с колечком.
    3. Сатанинский гриб. Он очень похож на белый гриб. У него гладкая шляпка от сероватых до бледно-желтых тонов. Ножка похожа на ножку белого гриба, но в середине встречаются красные сеточки.
    4. Самый опасный гриб для человека – бледная поганка. Поганка имеет гладкую шляпку беловатого, желтоватого и даже зеленоватого цвета. Внизу шляпки – пластинки. Ножка тоненькая с воротничком.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Отвечают на вопрос учителя.

    Отгадывают загадку.

    Внимательно слушают учителя, запоминают информацию.

    Запоминают съедобные и ядовитые грибы, сравнивают.

    Извлекают нужную информацию.

    Внимательно слушают учителя, запоминают нужную информацию.

    К: умение полно и точно выражать мысли

    П: построение речевого высказывания

    П: анализ

    П: анализ

    П: синтез

    П: поиск и выделение необходимой информации

    П: анализ

    П: синтез

    П: поиск и выделение необходимой информации

    V. Первичное закрепление

    Практический: чтение текста

    Словесный:

    учебный диалог

    4-5 мин.

     —Ребята, как вы думаете, какие правила следует помнить, чтобы не попасть в беду, когда собираешь грибы?

    —Посмотрите на слайд. Прочитайте правила (читает 1 ребенок вслух).

    —Верно. Если вы будете помнить эти правила, то сбор грибов принесет для вас только радость и пользу.

     —Ребята, откройте теперь свои учебники на странице 59. Посмотрите на картинки. Составьте устно в парах правила сбора грибов, опираясь на картинки и полученные знания.

    —Ребята, помните, что если вы видите в лесу или на поляне червивый гриб или несъедобный, то ни в коем случае нельзя его уничтожать. Как вы думаете, почему?

    Какую пользу могут принести эти грибы?

    —Ребята, а вы знали, что известный всем мухомор, представляющий смертельную опасность для человека и многих других живых существ, для лосей служит прекрасным лекарством, помогающим им избавиться от глистов. Эти крупные животные специально ищут нужные грибы, чувствуя, что они помогут им справиться с паразитами. Червивыми грибами же питаются различные животные: зайцы, ежи.

    Вспоминают правила.

    — 1. Никогда не собирай грибы, которые не знаешь.

         2.Не собирай старые и червивые грибы.

         3. Не собирай грибы вблизи шоссе и дорог.

         4. Сразу перебирай грибы, которые ты собрал.

    Работают в парах с учебником, называют правила.

    —Червивые и ядовитые грибы могут служить лекарством для животных или пищей.

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

    К: взаимодействие с партнером

    П: построение речевого высказывания

    VI. Включение в систему знаний, повторение

    Словесный:

    учебный диалог

    Словесный:

    учебный диалог

    Наглядный: работа с иллюстрацией.

    7-8 мин

    —Итак, ребята, мы с вами изучили грибы: съедобные и ядовитые. Давайте же закрепим наши знания.

    —Посмотрите на слайд. Сейчас на слайде будет появляться описание грибов. Ваша задача – угадать, что это за гриб.

    1.Этот гриб по форме похож на бочонок. Шапка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет от бледного до темного. Поверхность шляпки гладкая. Мякоть плотная, белого цвета. Ножка этого гриба очень объемная, до 5 см толщиной, белого, иногда бежевого цвета.

    2. Этот гриб легко узнать по интересному цвету его шляпки, напоминающей осеннюю листву. Цвет варьирует от почти белого до желто-красного или коричневого. В месте надлома мякоть начинает менять цвет, темнеет вплоть до черного. Ножка этого гриба очень плотная и крупная, длиной достигает 15 см. Растет гриб рядом с осинами.

    3. Шляпка гриба имеет форму подушки и окрашена либо в светло-коричневый, либо в темно-коричневый цвет. Ее диаметр до 15 см. Мякоть шляпки белого цвета, но может слегка порозоветь на срезе. Длина ножки составляет до 15 см. Она слегка расширяется книзу и имеет светло-серый цвет с коричневыми чешуйками. Гриб очень любит свет, поэтому чаще всего его можно встретить на опушках, в березовых колках.

    4. Бархатистая шляпка этого гриба отличается рыжим цветом и напоминает по форме воронку со складочками по краям. Мякоть гриба плотная и имеет тот же цвет, что и шляпка. Шляпка плавно переходит в ножку. Ножка также рыжая, гладкая, сужается книзу. Длина гриба достигает до 7 см.

    5. Очень заметный в лесу гриб. Его красная шляпка с белыми крапинками видна леснику издалека. Шляпка по форме напоминает зонтик. Этот гриб довольно крупных размеров.  Ножка обычно расширяется книзу. На ней расположена «юбочка».

    6. Шляпка этого гриба может быть белого, зеленого, серого или желтоватого цвета. А вот форма зависит от возраста гриба. Шляпка молодого гриба напоминает небольшое яйцо, а со временем она становится почти плоской. Ножка гриба белого цвета, сужается книзу.

    —Молодцы!

    Выполняют задание.

    —Белый гриб.

    —Подосиновик.

    —Подберезовик.

    —Лисички.

    —Мухомор.

    —Поганка.

    Внимательно слушают, извлекают полезную информацию.

    П: анализ

    П: построение речевого высказывания

    П: построение рассуждения

    К: умение полно и точно выражать мысли

    П: анализ

    П: построение речевого высказывания

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

    П: анализ

    Физминутка

    1 мин

    -Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте движения, смотря на экран.

    Выполняют физминутку.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический:

    самостоятельная работа

    Практический: сверка ответов с ответами соседа по парте, со слайдом

    7-8 мин

     —Ребята, сейчас я раздам вам листочки, подпишите их.

    Сейчас мы проведем небольшую проверочную работу, которая включает в себя пять заданий.

    Задание 1. Сейчас на слайде вы увидите грибы, вам нужно будет выбрать только съедобные. Запишите номера съедобных грибов себе на листочек напротив цифры 1.

    Задание 2. Среди ядовитых грибов здесь затерялся один съедобный. Найдите его. Номер гриба запишите на листочек после цифры два.

    Задание 3. Посмотрите на слайд. Запишите название гриба.

    Задание 4. Внимательно посмотрите на слайд. Запишите название гриба.

    Задание 5. Запишите название гриба.

    —Сдаем листочки.

     Выполняют самостоятельную работу.

    П: анализ

    П: синтез

    П: поиск и выделение необходимой информации

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

    2-3 мин

    —Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание, которое вы увидите на слайде. (Р.т:  стр. 36-37 №35,36).

    —Кто вспомнит, как называлась тема нашего сегодняшнего занятия?

    —Какие цели мы ставили перед собой?

    —Добились целей?

    —Отлично! Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, здесь вы увидите «лестницу успеха». Сейчас я раздам вам листочки, где вы должны нарисовать такую же лестницу, состоящую из 3-х ступеней. Ваша задача- нарисовать себя на какой-либо ступени на этой лестнице успеха, но сначала внимательно меня послушайте. Если вы все поняли на уроке, запомнили и узнали много нового, довольны своей работой в целом – вы на самой высокой ступени; если на уроке что-то вызывало у вас трудности и вы справились не со всеми заданиями – вы на средней ступени;  если вы совсем ничего не поняли и ничему не научились – вы на самой первой ступени и вам нужно еще поработать, чтобы подняться выше. Всем спасибо за урок. До свидания!  

    Записывают домашнее задание.

    — «С лукошком за грибами».

    —Узнать, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Научиться различать их. Узнать о правилах сбора грибов.

    —Да.

    Оценивают свою работу.

    П: построение речевого высказывания

    П: осуществление синтеза

    П: построение рассуждения

    Л: самооценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира «Питание и здоровье» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием здоровое питание; формирование представления о режиме питания, значении питания для человека; формирование ценностного отношения учащихся к своему зд...

    Конспект урока окружающий мир "Что такое погода?" (УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

    Цели деятельности учителя: создание условий  для формирования представления  о  погоде  как  сочетании  природных  явлений  в  данный  отрезок  в...

    Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...

    Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

    КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

    Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

    КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...

    Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя:            Формирование знаний о...

    Конспект урока математики "Умножение на 1000" (3 класс, Перспективная начальная школа)

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение на число 1000»Цель деятельности учителя: формирование знаний о приёмах умножения на число 1000 Планируемые результаты Предметны...