Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_koltso_rossii.docx | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательная:
- формировать представление у обучающихся о Золотом кольце России.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: урок критического мышления
Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии достопримечательностей, конверты разного цвета с заданиями, листки для заметок
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные:
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
- ИКТ,
- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
- игровая технология.
Методы обучения:
- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)
Ход урока:
Этапы: | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Людмила Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | ||
Стадия вызова | - Ребята, обратите внимание на видео. (Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.) -Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (о Рооссии-матушке) -Что такое Россия? Назовите столицу нашей Родины (Это наша Родина, Москва) -Что у меня в руках? Как связаны между собой видео, которое мы просмотрели и кольцом? Подумайте над этим вопросом, а ответ на него дадите в конце урока. -Кольцо издревле у наших предков считалось символом совершенства, целостности, объединения. - О каком, интересно, кольце пойдёт речь сегодня на уроке? -Обратите внимание на карту, прочитайте названия городов. Давайте попробуем объединить города по кругу. Что у нас получилось? (кольцо из городов) Колечко золотое - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Золотое кольцо России) Золотое кольцо России - это знаменитый туристический маршрут. Украшено оно российскими самоцветами – городами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам «Золотого кольца России». - Каковы же цели нашего путешествия? (Узнать как можно больше о городах Золотого кольца России) - О чём вам хотелось бы узнать во время путешествия? (Когда возникли эти города, кто их основал, чем прославились эти города) | - украшение, предмет в виде окружности, имеет форму замкнутого круга - Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма Предположения детей |
- Познакомиться с интересными древними городами России. - Узнать об их достопримечательностях. - Больше узнать об истории нашего государства. - 1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо? 2. Какие богатства оно в себе скрывает? 3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»? | ||
Стадия осмысления - Работа в группах | - Для того, чтобы узнать как можно больше и наше путешествие было удачным, мы разделимся на группы. Каждая группы получает свой символ: валенки-Ярославль, деревянная игрушка-Сергиев Посад, финифть-Ростов, утюг-Переяславль, глиняный горшок- Суздаль. Что означают эти символы, расскажете после путешествия. Каждая группа получает пакет с заданиями и выбирает экскурсовода.
-Итак, ребята, маршрутная карта у нас есть, экскурсоводом номер один буду я, пристегните ремни, будьте очень внимательны и наблюдательны. Обратите внимание на слайд, прочитайте. -Название города Москва произошло от названия реки Москвы. Учёные предполагают, что название Москва происходит от слова «моск». Это слово в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый, промозглый» или «болото, сырость, влага» -Основана Москва в 1147 году Юрием Долгоруким -Гербом Москвы является всадник на белом коне поражающий копьём змея -Главные достопримечательности: Спасская башня с курантами и храм Василия Блаженного, расположенные на Красной площади Предлагаю план, по которому будем знакомиться с городами. 1. От какого слова произошло название города 2. Год основания 3. Что изображено на гербе 4. Достопримечательности 5. Чем славится город среди туристов -А теперь открываем конверты с маршрутными листами -Отметьте на карте флажком свой город. - Время на подготовку – 10 минут. Через 10 минут мы послушаем наших экскурсоводов. - Время вышло, наши экскурсоводы готовы познакомить нас с городами Золотого кольца. - Следующий город, в котором мы побываем, это Сергиев-Посад. -Начало городу положил Троицкий монастырь, который основал Сергий Радонежский. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад в честь Сергия Радонежского -Год основания Сергиева Посада 1337 - На голубом фоне герба изображена часть зубчатой крепостной стены; башня с куполом церкви; - Троице-Сергиева лавра — главная особенность Сергиева Посада. Лавра заложена Сергием Радонежским в первой половине 16 века - Уже на протяжении более сотен лет город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки -Мы выезжаем из Сергиева-Посада и движемся в Переяславль-Залесский. -Название Переяславль город получил от древне-русского слова "переясати" означает "переносить", Князь Юрий Долгорукий , построивший этот город, хотел перенести сюда столицу Руси. Переяславль дословно переводится с древне-русского как перенявший славу за лесом. - Город основан Юрием Долгоруким в 1152 году -На гербе города Переяславль Залесский в верхней части на красном фоне изображен лев, в нижней части две рыбы -Достопримечательности: Владимирский собор и церковь Александра Невского, природной достопримечательностью является Плещеево озеро-Среди туристов город прославился музеями утюга и чайника - Следующий город – Ростов -Ростов Великий был основан славянами на землях финно-угорского племени мери. По преданию, его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь. -Годом основания Ростова считается первое упоминание о нем в "Повести временных лет" под 862 годом. -На красном поле герба города Ростова Великого изображён олень серебряный; рога, грива и копыта золотые - Главные достопримечательности: Ростовский кремль, Успенский собор-Среди туристов Ростов Великий знаменит уникальными колокольными перезвонами и изделиями, покрытыми стеклом, которые называют финифтью -А ещё в этом городе туристы часто посещают музей Царевны–лягушки, палаты Ивана –царевича, богатырское подворье и музей Алёши Поповича - Следующий город – Ярославль -Ярославль был заложен князем Древней Руси Ярославом Мудрым. В честь великого князя город и получил своё название -Ярославль — первый русский город на реке Волге и старейший современный город на ней. Основан в 988 году -В серебряном поле герба г. Ярославля изображён восстающий развернутый вправо чёрный медведь, держащий на левом плече левой передней лапой золотую секиру, правая передняя лапа медведя приподнята над левой. -Главные достопримечательности: Спасо — Преображенский монастырь, Церковь Ильи Пророка -Среди туристов Ярославль славится валенками. - А ещё в Ярославле есть музей «Мой любимый мишка», где собраны самые разные по размерам, цветам и материалам игрушечные медвежата, многие из которых напоминают взрослым посетителям об их друзьях из детства.И последний на сегодня город – Кострома -Происхождение названия города Костромы связывают с древнеславянской богиней плодородия Костромой, символ которой, соломенную куклу, символически сжигали на масленицу («похороны Костромы») «Костра́» (или «костри́ка») обозначает солому для сжигания - Город Кострома был основан в 1213 году - Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в голубом поле плывущая влево по волнам с серебряными гребнями золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами; -Главные достопримечательности города Кострома Сусанинская площадь Музей деревянного зодчества Ипатьевский монастырь Кострому называют льняной столицы России. Каждый третий метр льняной ткани, произведенной в стране, имеет костромской адрес. Лён в здешних местах богатый – с прочным волокном, метровой и более длины.А ещё в городе Костроме есть терем Снегурочки | - - Роли: экскурсовод, исследователи. - Правила: 1) Слушать друг друга. 2) Обсуждать 3) Выполнять свою функцию в группе. Работа в группах Работают по плану 1. От какого слова произошло название города 2. Год основания 3. Что изображено на гербе 4. Достопримечательности 5. Чем славится город среди туристов Выступают с подготовленным материалом. Выступление 1 группы Выступление 2 группы Выступление 3 группы Выступление 4 группы Выступление 5 группы |
Стадия размышления (рефлексия) | Первый день экскурсии закончился. Проверим, насколько вы были внимательны во время нашей экскурсии. У меня для вас есть вопросы. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким Главный монастырь России Сергиева Лавра находится в. Сюда приезжают послушать колокольный перезвон. В этом городе часто бывал Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей. Этот город славится своей финифтью На гербе этого города изображён медведь -Что общего между яблоком на тарелочке, золотым кольцом и нашим путешествием? -Что должно было показать яблочко? -Как двигается яблоко по тарелочке? -Как мы двигались во время путешествия? -Почему города названы золотым кольцом России? -Как мы назовём наш информационный лист? | (Сергиев Посад). (Переславль-Залесский). (Сергиев Посад) ( Ростов) (Переславль-Залесский) (Ростов) ( Ярославль) Исторические и культурные центры России Гордость России |
-Какую цель мы ставили вначале урока? - С какими интересными городами мы познакомились? -О каких достопримечательностях узнали? -Что интересного узнали об истории нашего государства? | - Познакомиться с интересными древними городами России. - Узнать об их достопримечательностях. - Больше узнать об истории нашего государства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....