Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру

Агеева Людмила Алексеевна

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_koltso_rossii.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Образовательная: 

- формировать представление у обучающихся о Золотом кольце России.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: урок критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии достопримечательностей, конверты разного цвета с заданиями, листки для заметок                            

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология. 

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая  (класс разделён на группы по 5-6 человек)

                                                                                    Ход урока:

Этапы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Людмила Алексеевна. Сегодня  я проведу у вас урок окружающего мира.

Стадия вызова

-  Ребята, обратите внимание на видео. (Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.)

-Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

(о Рооссии-матушке)

-Что такое Россия? Назовите столицу нашей Родины

(Это наша Родина, Москва)

-Что у меня в руках? Как связаны между собой видео, которое мы просмотрели  и кольцом? Подумайте над этим вопросом, а ответ на него дадите в конце урока.

-Кольцо издревле у наших предков считалось символом совершенства, целостности, объединения.

- О каком, интересно, кольце пойдёт речь сегодня на уроке?

-Обратите внимание на карту, прочитайте названия городов. Давайте попробуем объединить города по кругу. Что у нас получилось?

(кольцо из городов) 

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка
Россия,
Здесь русский дух всегда!

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Золотое кольцо России)

Золотое кольцо России  - это знаменитый туристический маршрут. Украшено оно российскими самоцветами – городами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам «Золотого кольца России».

- Каковы же цели нашего путешествия?

(Узнать как можно больше о городах Золотого кольца России)

- О чём вам хотелось бы узнать во время путешествия?

(Когда возникли эти города, кто их основал, чем прославились эти города)

- украшение, предмет в виде окружности, имеет форму замкнутого круга

- Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма

Предположения детей

- Познакомиться с интересными древними городами России.

- Узнать об их достопримечательностях.

- Больше узнать об истории нашего государства.

- 1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо?

2. Какие богатства оно в себе скрывает?

3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?

Стадия осмысления

- Работа в группах

- Для того, чтобы узнать как можно больше и наше путешествие было удачным, мы разделимся на группы.

 Каждая группы получает свой символ: валенки-Ярославль, деревянная игрушка-Сергиев Посад, финифть-Ростов, утюг-Переяславль, глиняный горшок- Суздаль. Что означают эти символы, расскажете после путешествия. Каждая группа получает пакет с заданиями и выбирает экскурсовода.

 

-Итак, ребята, маршрутная карта у нас есть, экскурсоводом номер один буду я, пристегните ремни, будьте очень внимательны и наблюдательны.

Обратите внимание на слайд, прочитайте.

-Название города Москва произошло от названия реки Москвы. Учёные предполагают, что название Москва происходит от слова «моск». Это слово в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый, промозглый» или «болото, сырость, влага»

-Основана Москва в 1147 году Юрием Долгоруким

-Гербом Москвы является всадник  на белом коне поражающий копьём змея

-Главные достопримечательности: Спасская башня с курантами и храм Василия Блаженного, расположенные на Красной площади

Предлагаю план, по которому будем знакомиться с городами.

1. От какого слова произошло название города

2. Год основания

3.  Что изображено на гербе

4. Достопримечательности

5. Чем славится город среди туристов

-А теперь открываем конверты с  маршрутными листами

-Отметьте на карте флажком свой город.

- Время на подготовку – 10 минут. Через 10 минут мы послушаем наших экскурсоводов.

- Время вышло, наши экскурсоводы готовы познакомить нас с городами Золотого кольца.

- Следующий город, в котором мы побываем, это Сергиев-Посад.

-Начало городу положил Троицкий монастырь, который основал Сергий Радонежский. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад в честь Сергия Радонежского

-Год основания Сергиева Посада 1337

-  На голубом фоне герба изображена часть зубчатой крепостной стены;  башня с куполом церкви;

- Троице-Сергиева лавра — главная особенность Сергиева Посада. Лавра заложена Сергием Радонежским в первой половине 16 века

- Уже на протяжении более сотен лет город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки

-Мы выезжаем из Сергиева-Посада и движемся в Переяславль-Залесский.

-Название Переяславль город получил  от древне-русского слова "переясати" означает "переносить", Князь Юрий Долгорукий , построивший этот город, хотел перенести сюда столицу Руси. Переяславль дословно переводится с древне-русского как перенявший славу за лесом.

-  Город основан Юрием Долгоруким в 1152 году

-На гербе города Переяславль Залесский  в верхней части на красном фоне изображен лев, в нижней части две рыбы

-Достопримечательности:  Владимирский собор и церковь Александра Невского, природной достопримечательностью является Плещеево озеро

-Среди туристов город прославился музеями утюга и чайника

- Следующий город – Ростов

-Ростов Великий был основан славянами на землях финно-угорского племени мери. По преданию, его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь.

-Годом основания Ростова считается первое упоминание о нем в "Повести временных лет" под 862 годом. 

-На красном поле герба города Ростова Великого  изображён олень серебряный; рога, грива и копыта золотые

- Главные достопримечательности: Ростовский кремль, Успенский собор

-Среди туристов Ростов Великий знаменит уникальными колокольными перезвонами и изделиями, покрытыми стеклом, которые называют финифтью

-А ещё в этом городе туристы часто посещают  музей Царевны–лягушки, палаты Ивана –царевича, богатырское подворье и музей Алёши Поповича


- Следующий город – Ярославль

-Ярославль был заложен князем Древней Руси Ярославом Мудрым. В честь великого князя город и получил своё название

-Ярославль — первый русский город на реке Волге и старейший современный город на ней. Основан в 988 году

-В серебряном поле герба г. Ярославля изображён  восстающий развернутый вправо чёрный медведь, держащий на левом плече левой передней лапой золотую секиру, правая передняя лапа медведя приподнята над левой.

-Главные достопримечательности: Спасо — Преображенский монастырь, Церковь Ильи Пророка

-Среди туристов Ярославль славится  валенками.

- А ещё в Ярославле есть музей «Мой любимый мишка», где собраны самые разные по размерам, цветам и материалам игрушечные медвежата, многие из которых напоминают взрослым посетителям об их друзьях из детства.

И последний на сегодня город – Кострома

-Происхождение названия города Костромы связывают с древнеславянской богиней плодородия   Костромой,  символ которой, соломенную куклу, символически сжигали на масленицу («похороны Костромы»)

«Костра́» (или «костри́ка») обозначает солому для сжигания 

 - Город Кострома  был основан в 1213 году

- Герб города Костромы представляет собой щит, на котором в голубом поле плывущая влево по волнам с серебряными гребнями  золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами;

-Главные достопримечательности города Кострома Сусанинская площадь Музей деревянного зодчества Ипатьевский монастырь

Кострому называют  льняной столицы России. Каждый третий метр льняной ткани, произведенной в стране, имеет костромской адрес. Лён в здешних местах богатый  – с прочным волокном, метровой и более длины. 

А ещё в городе Костроме есть терем Снегурочки

-

- Роли: экскурсовод, исследователи.

- Правила:

1) Слушать друг друга.

2) Обсуждать

3) Выполнять свою функцию в группе.

Работа в группах

Работают по плану

1.  От какого слова произошло название города

2. Год основания

3.  Что изображено на гербе

4. Достопримечательности

5. Чем славится город среди туристов

Выступают с подготовленным материалом.

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Выступление 3 группы

Выступление 4 группы

Выступление 5 группы

Стадия размышления (рефлексия)

Первый день экскурсии закончился. Проверим, насколько вы были внимательны во время нашей экскурсии.

У меня для вас есть вопросы.

Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского

Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким

Главный монастырь России Сергиева Лавра находится в.

Сюда приезжают послушать колокольный перезвон.

В этом городе часто бывал Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей.

Этот город славится своей финифтью

На гербе этого города изображён медведь

-Что общего между яблоком на тарелочке, золотым кольцом и нашим путешествием?

-Что должно было показать яблочко?

-Как двигается яблоко по тарелочке?

-Как мы двигались во время путешествия?

-Почему города названы золотым кольцом России?

-Как мы назовём наш информационный лист?

(Сергиев Посад).

(Переславль-Залесский).

(Сергиев Посад)

( Ростов)

(Переславль-Залесский)

(Ростов)

( Ярославль)

Исторические и культурные центры России

Гордость России

-Какую цель мы ставили вначале урока?

- С какими интересными городами мы познакомились?

-О каких достопримечательностях узнали?

-Что интересного узнали об истории нашего государства?

- Познакомиться с интересными древними городами России.

- Узнать об их достопримечательностях.

- Больше узнать об истории нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....