"Из книжной сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Хлебак Любовь Анатольевна

Урок окружающего мира по теме "Из книжной сокровищницы Древней Руси" 4 класс. УМК "Школа России", А.А.Плешаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  

Класс – 4

УМК – Школа России

Автор учебника – А.А.Плешаков

Тип урока – урок открытия нового знания

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цель: организовать учебно – познавательную  деятельность учащихся для выявления условий и особенностей  появления письменности на Руси и создания древнерусской рукописной книги

Задачи:

 Формировать представление обучающихся о культуре Древней Руси;

 Развивать интерес к истории и культуре Древней Руси;

 Развивать умение работать с источниками информации;

 Воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к чтению книг.

Планируемый результат

Получат  представление о возникновении письменности на Руси, истории создания древнерусской рукописной книги; поймут,  что книга – это самое великое сокровище на земле.

Предметный: 

Приобретение первичных представлений о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

Выявление  роли создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

Определение характерных черт оформления рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Метапредметный

Познавательные УУД:

  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний; 
  2. Уметь объяснять и оценивать прочитанное;
  3. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  4. Самостоятельно работать с текстом учебника;
  5. Работать с терминологическим словариком.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Участвовать в   беседе, соблюдая правила речевого поведения.
  3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему, цель, задачи урока;
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. Осуществлять  рефлексию процесса и результата  учебно - познавательной деятельности.

Личностный

Личностные УУД:

  1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  2. Испытывать  интерес к истории своей Родины, осознавать единство с окружающим миром.
  3. Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: подводящий к теме диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог, работа со справочным материалом, практический, наглядный, словесный, контроля и самоконтроля.

Структура урока

  1. Организационно – мотивационный этап
  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 
  3. Выявление места и причины затруднения 
  4. Определение темы урока. Постановка проекта выхода из создавшейся ситуации.
  5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Реализация построения проекта.
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  7. Рефлексивно - оценочный  этап

Оборудование: а) для учащихся: карточки со словами, карточки с вопросами, тесты;

б) Для учителя: ПК, проектор, интерактивная доска, учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть

презентация MicrosoftOfficePowerPoint, стрела, мешочек с землей, след из кожи, короб, старинные книги, перья гусиные, чернильница, листы «рукописной» книги, обложка для книги

                                                           ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-Добрый день. Меня зовут .. я приехала к вам  из … и сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

Слайд 1

Звучат гусли, на их фоне читаю стихотворение:

Взять бы гусли мне, гусли звонкие,
Гусли звонкие, сладкогласные,
Спеть бы песню мне о былых годах,
Песню чудную, песнь прекрасную.

Вас потешу я словом искренним
О делах давно уж минувших дней...

-Как вы думаете, почему я начала наш урок именно  с этого стихотворения?

Слайд 2

-Какой раздел окружающего мира  вы начали изучать? (Страницы истории России)

-Об историческом прошлом какого государства мы будем сегодня говорить?

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Давайте заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад. В те времена на огромном пространстве восточной Европы жили восточные славяне. Вы уже знаете, чем они занимались, во что верили, как жили.

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

На столах у каждого из вас карточка. Надо распределить слова на этих карточках в группы по определенному признаку.  Прошу вас выйти к доске и выполнить задание.

На доске:

Боги             Занятия              Племена

На карточках:

Перун           охота                дреговичи                 глаголица

Коляда         рыболовство     древляне                  

Ярило         бортничество     поляне                        

Велес          земледелие         северяне                    

Сварог       врачевание          кривичи                    

                     ткачество            вятичи

- Что объединяет слова первой группы? Второй? Третьей? Какое слово осталось лишним? Почему?

-Какое отношение имеет глаголица к восточным славянам?

-Сегодня нам это предстоит выяснить.

III. Выявление места и причины затруднения

-Сейчас вы поработаете в парах. Каждая пара должна решить следующую ситуацию:

Однажды молодой князь получил от отца своего через иностранного купца вот такое (предметное) письмо: стрела, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи. (Достаю из старинного короба предметы).

Посовещайтесь, пожалуйста, и определите, что хотел сказать отец своему сыну. На эту работу даю вам 2 минуты.

Дети высказываются.

Учитель:

Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: «Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце».

— Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?

— Объясните свою позицию.

- Как вы думаете, а что необходимо знать и уметь для передачи и сохранения информации?

IV Определение темы урока. Постановка проекта выхода из создавшейся ситуации.

- Послушайте текст и определите о чем идет речь.

Давным-давно, когда история Великой русской державы только начиналась, ОНА стоила очень дорого. Её одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, собольи шубы, и дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в тесненных кожах, в жемчугах, да в каменьях драгоценных. Золотые и серебряные застёжки украшали её наряд. Любуясь на неё, люди говорили: «Свет ты наш».

Дополнительные загадки:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Не куст, а с листочками, 
Не рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает.

Слайд 3.

- Что же это за диковина? (книга)

-Почему так решили?

- В чём состояла дороговизна книги?

- О чём будем говорить на уроке? Определите тему.

Слайд 4.

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.

-Какой возникает вопрос? (Почему книгу называют сокровищницей?) Фиксирую проблемный вопрос на доске.

-Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (Узнать о рукописных книгах Древней Руси. Учиться: работать с текстом и другими источниками информации, извлекать нужную информацию, слушать и отвечать на вопросы.)

Слайд 5

-Что такое сокровищница? Обратимся к словарю С.И.Ожегова.( Ребенок читает.)

-А книгу мы можем назвать сокровищницей? Почему?

- На доске вы видите ленту из листов древней рукописной книги. В течение всего урока мы будем создавать свою книгу, открывая все новые и новые неизвестные страницы древности.

V Поиск решения проблемы (открытие нового знания).Реализация построения проекта.

Слайд 6

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, на каком языке написан этот текст? Можем ли мы его прочитать?

-Почему чтение этого текста дается где-то не сложно, а в некоторых местах совсем не понятно, что написано?

Слайд 7

 – Сравните современный и древнерусский алфавит. (Выводы)

-Современный русский алфавит является модификацией древнейшей славянской азбуки, называемой кириллицей.

Из учебника по литературному чтению вы уже знакомы с тем, как появилась славянская письменность. (Показываю учебник).

-Кто помнит, как звали монахов, которые составили первую славянскую азбуку? Как она называлась?

Слайд 8

Однажды Византийский император пригласил греческого ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».

Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита,  которая называлась глаголица. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кириллицей.

Слайд 9

Приклеиваем первые две страницы книги. (Кирилл и Мефодий, глаголица и кириллица)

- Нам предстоит очень важная работа с главным источником информации на уроке – учебником. Сейчас поработаем в группах. У вас на столах  текст материалов. Группа должна изучить текст и записать ответы на вопросы в бланки. Внутри команды распределите полномочия. Кто будет фиксировать результаты в таблицу. Кто выйдет отвечать от группы. На эту работу даю вам 4 минуты. Приложение1

1 группа

О письменности

Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой народ.

Когда стала широко распространяться письменность?

Кто заботился о развитии просвещения?

Где была основана первая государственная библиотека?

Вклеиваю третью страницу (библиотеки)

2 группа

 Текст о летописях

На Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. Велись летописи по годам (из лета в лето). Они писались при княжеских дворцах, монастырях.  Самая известная древнерусская летопись – «Повесть временных лет» Ученые считают, что ее написал в начале XII века монах Нестор, монах Киево-Печёрского монастыря. Нестор рассказывает  о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. Историки называют «Повесть временных лет» повестью о начале Руси.

Что такое летописи?

Где писали летописи?

Назовите самую известную древнерусскую летопись и ее автора.

Вклеиваю четвертую страницу (Летописи)

3 группа

Текст о рукописях

Древние рукописи дошли до нас в виде отдельных листов или книг. Древнерусские рукописные книги – настоящие произведения искусства. Над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики. Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.

Специальные мастера одевали книгу в переплет. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями.

Кто трудился над созданием книг?

Чем были украшены книги?

Из чего делался переплет книг?

Вклеиваю пятую страницу (Кто трудился над книгой)

4 группа

Текст о материалах для письма.

До XIV века для письма в основном использовался пергамен. Этот материал изготавливали из телячьей кожи. Для письма делали коричневые или черные чернила. Для украшения рукописей использовали природные краски. Чаще всего это были кИноварь – краска оранжево-красного цвета и охра –краска жёлтого цвета. Орудиям письма служили очинённые птичьи перья, чаще всего гусиные.

Какой материал использовался для письма?

Какие краски использовали для украшения рукописей?

Назовите орудия письма.

Вклеиваю шестую и седьмую страницы (Пергамент и перья). Достаю чернильницу и перья.

-Время вышло. Внимание, я хочу, чтобы все слышали ответы одноклассников.

Выступления групп. Даю 5 мин.

-Теперь вы сможете сказать почему книгу называют сокровищницей?

VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-А сейчас я хочу проверить, что вы узнали на уроке. Надо поработать индивидуально выполнив тестовые задания. Приложение 2

Как называлась первая славянская азбука?

Кириллица

Глаголица

Летопись  

Найди неверное высказывание

Книги были недорогими в цене

Книги писали гусиными перьями

Славянская азбука называется кириллица

На Руси развивалось просвещение

Выбери верные утверждения

Чаще всего книги переписывались монахами

Рукописные книги были маленькие и легкие

Для письма использовался пергамен

Рукописные книги настоящие произведения искусства

Летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор

Проверяют ответы. Подсчитывают баллы. 6 б Оценивают себя сами.

-Если вы ответили правильно на 6 вопросов, вы прекрасно усвоили новый материал. Если на 4-5, имеются некоторые затруднения. Менее 4 верных ответов – надо еще позаниматься.

VII Итоги.

-Итак, подведем итоги. Какие цели мы ставили на уроке? На какой проблемный вопрос искали ответ на уроке?

VIII Рефлексия

Завершите фразу: Во время работы я приобрел….Работа заставила меня задуматься….

-В одной из самых больших библиотек мира — Российской государственной библиотеке в Москве — хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. В наше время есть и другие источники информации: кино, телевидение. Но только книга во все времена будет оставаться самым главным источником информации. Книга связывает наше историческое прошлое с настоящим. Она является верным спутником, другом и помощником человека.

Прошу детей подойти в центр класса.

- Протяните свои ладони, прикоснитесь к этому кладезю мудрости и  культурных ценностей, морю знаний. Почувствуйте ее тепло, ее душу. И тогда она отдаст вам все самое ценное и дорогое. А это и есть сокровище!

 - В течение всего урока мы с вами создавали свою книгу. Я хочу, чтобы она осталась вам на память в знак нашей дружбы.

Дарю книгу.

Приложение 1

1 группа

О письменности

Когда стала широко распространяться письменность?_____________________________________

____________________________________________________________________________________

Кто заботился о развитии просвещения?________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Где была основана первая  библиотека в Древней Руси?_____________________________________

_____________________________________________________________________________________

2 группа

 Текст о летописях

Что такое летописи?

Где писали летописи?____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Назовите самую известную древнерусскую летопись и ее автора.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3 группа

Текст о рукописях

Кто трудился над созданием книг?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Чем были украшены книги?_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Из чего делался переплет книг?___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа

Текст о материалах для письма.

Какой материал использовался для письма?________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Какие краски использовали для украшения рукописей?______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Назовите орудия письма._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Приложение 2

Тест №1

Как называлась первая славянская азбука?

 Кириллица

 Глаголица

 Летопись

Тест № 2

Найди неверное высказывание:

Книги были недорогими в цене

Книги писали гусиными перьями

Славянская азбука называется кириллица

Тест № 3

Выбери верные утверждения:

Чаще всего книги переписывались монахами

Рукописные книги были маленькие и легкие

Для письма использовался пергамен

Рукописные книги настоящие произведения искусства

Летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор

Тест №1

Как называлась первая славянская азбука?

 Кириллица

 Глаголица

 Летопись

Тест № 2

Найди неверное высказывание:

Книги были недорогими в цене

Книги писали гусиными перьями

Славянская азбука называется кириллица

Тест № 3

Выбери верные утверждения:

Чаще всего книги переписывались монахами

Рукописные книги были маленькие и легкие

Для письма использовался пергамен

Рукописные книги настоящие произведения искусства

Летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Древние рукописные книги

Слайд 4

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Слайд 5

Узнать о просвещении и рукописных книгах Древней Руси.

Слайд 8

.

Слайд 9

Глаголица Кириллица

Слайд 10

Кириллица Летопись Глаголица

Слайд 11

Кириллица Летопись Глаголица

Слайд 12

Книги были недорогими в цене Книги писали гусиными перьями Славянская азбука называется кириллица

Слайд 13

Книги были недорогими в цене Книги писали гусиными перьями Славянская азбука называется кириллица

Слайд 14

Чаще всего книги переписывались монахами Рукописные книги были маленькие и легкие Для письма использовался пергамен Рукописные книги настоящие произведения искусства Летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор

Слайд 15

Чаще всего книги переписывались монахами Рукописные книги были маленькие и легкие Для письма использовался пергамен Рукописные книги настоящие произведения искусства Летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор

Слайд 16

Во время работы на уроке я приобрел … Урок заставил меня задуматься ….

Слайд 18

Источники http://blog.kp.ru/users/4265158/post194012801/ http://lokaloki.livejournal.com/99248.html http://refoteka.ru/r-163383.html http://www.liveinternet.ru/users/aleksandr_storik/rubric/2458903/frien… http://drevo-info.ru/articles/4136.html http://ru.dreamstime.com/стоковые-изображения-перечень-пергамента-пера… http://www.moyareklama.by/Гомель/афиша/19978 http://kucufel.ugi.cc/?c=zhnamenitosti&p=osobennosti-izobrazheniya-che… http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1020946/Guc_-_Podlinnaya_isto… http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=printer_form… http://krinitsa.3dn.ru/blog/kuplju_cerkovnye_knigi_foto_i_predlozhenij… http://uchise.ru/knigi-o-drevnei-rusi-kartinki.html http://900igr.net/fotografii/istorija/Rukopisnye-knigi-Drevnej-Rusi/05… http://www.t2012.ru/blog/kollekcija_starinnykh_knig/2011-04-27-5763 http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/2375820/ http://7digit.clan.su/blog/kartinka_134_iz_prezentacii_rukopisnye_knig… http://www.bibliotekar.ru/rusVyg/1.htm http://www.museum.ru/prof/news.asp?Id=49791 http://inspiration-inbox.com/unikalnye_pravoslavnye_rukopisi_i_gravjur…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....