Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Домашова Татьяна Александровна

Задачей урока открытия нового знания является формирование  у учащихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ok.mir_razrabotka_tadomashova.docx142.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г. КОЛПАШЕВО

«Иван Третий»

Урок окружающего мира  в 4 классе

Автор: Домашова Т. А. . учитель начальных классов

                                                                                                       2020г.                                                                                                                                                                

Технологическая карта урока.

  1. Предмет Окружающий мир
  2. Класс 4
  3. УМК учебного предмета «Школа России»
  4. Тема урока: Иван Третий
  5. Тип урока: изучение нового материала
  6. Цель: сформировать представления учащихся о Москве времён Ивана III
  7. Задача: формировать у учащихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве
  8. Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты.

2.Иметь представления об объединении княжеств вокруг Москвы.

3.Рассказывать об изменениях в облике Москвы

4.Характеризовать правление Ивана III

1.Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.

2.Извлекать информацию из исторической карты.

3.Характеризовать иллюстрации, находить сходство и различие.

4.Определять отрицательные и положительные стороны исторических событий.

5.Работать с текстом: составлять рассказ, используя ключевые слова.

1.Проявлять основы российской гражданственности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность.

2.Определять личностный смысл учения.

3.Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

9. Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Формировать  умение извлекать информацию из карт, иллюстраций, текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

формировать умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Строить свои взаимоотношения  с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия, совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

10.Межпредметные связи: математика (работа с датами), литературное чтение, русский язык (работа с текстом и иллюстрациями), ИЗО (оформление кластера)

11.  Оборудование: учебник ч. 2, рабочая тетрадь ч. 2, электронное приложение к учебнику, тесты, задания для работы в группах, кроссворд, карточки «Известные имена в истории России»

12. Используемые  элементы педагогических технологий: РКМЧП, здоровьесберегающая , групповая и парная работа, контрольно-оценочная деятельность.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Оргмомент

 - Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

  Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

       А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

2.Актуализация опорных знаний (проверка д/з)

1. Предлагает учащимся выполнить тест:

ПРИЛОЖЕНИЕ1

- Обменяйтесь своими тестами и проверьте  их результаты в группе. Поставьте себе оценку за домашнюю работу в листе достижений . ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- Не забывайте отмечать свою работу после каждого этапа.

2.Работа с исторической картой

- Покажите на карте границы Московского княжества в  XIII веке

- Покажите границы Московского княжества в XIV веке

-  Покажите границы Московского княжества в XV веке.

Сделайте выводы о причинах изменения границ Московского княжества

Покажите, где произошло решающее сражение? (На Куликовом поле)

- Чем закончилось сражение?

 

 

Выполняют тест, проводят взаимопроверку, выставляют полученные оценки в контрольно-оценочную карту.

Работают с исторической картой, показывают умение работать с условными знаками

3.Самоопределение к деятельности

- Обрели ли русские земли полную независимость от Золотой Орды? (Нет)

- А сейчас русские платят дань?

- Когда Русь стала независимой?  Когда перестала платить дань?

Отвечают на вопросы

4.Целеполагание

Формулировка темы, постановка целей, определение путей достижения цели.

Тема урока: Иван Третий.

- Посмотрите на портрет этого человека.  ПРИЛОЖЕНИЕ 3                            Кто это может быть?

Что бы вы хотели узнать про него?

Какие вопросы у вас возникают?

Учитель записывает на доску вопросы, которые задают   ученики.

-В течение урока вы должны найти ответы на эти вопросы..

- Кто он?

Какой?

Чем занимался?

Что совершил, построил…?

Высказываютпредположения. Актуализируют личный опыт. Определяют цель и учебную задачу

Цель урока – узнать про Ивана III

Физкультминутка

«Даты в истории Руси»

- Отдохнём с пользой, вспомним  даты в истории Руси

Учитель показывает дату

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Ученики встают в круг,  отвечают на вопрос, карточку с которым передает учитель,   какое событие происходило в эти годы (Принятие Христианства, Ледовое побоище, Куликовская битва, Битва на Неве, нападение  монгольских войск на русские города, годы правления князей и т.д.)

5.Организация познавательной деятельности

Организует работу в группах с текстом и исторической картой. Каждая группа работает с  одним  и тем  же тексом  учебника(стр.75-78)  В помощь каждой группе обучающихся даны вопросы, на которые они должны ответить, работая с учебником, исторической картой, дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

1 группа.

  1. Годы правления Ивана III/
  2. Он был правитель?
  3. Почему хан Ахмат двинул свои войска в русские пределы?
  4. Где встретились противники?

2 группа.

  1. Почему русские княжества и земли объединялись вокруг Москвы?
  2. Как стал называться правитель Руси?
  3. Кто помогал управлять государю?
  4. Какие народы вошли в состав России?

3 группа.

  1. Из чего возвели новые стены московского Кремля?
  2. Что находилось наверху кремлёвских стен?
  3. Что предупреждало об опасности?
  4. Как укреплён был Кремль?

4 группа 

  1. Что устраивали зимой на Москве – реке?
  2. Чем торговали?
  3. Какие увеселения проводили?
  4. Кто посещал Москву?
  5. Какие постройки изменили облик города?

Работают в группах.

Выбирают ответственного, который руководит рабочим процессом группы.

Читают текст, выписывают ключевые слова, оговариваются, готовят выступление перед  классом.

Открытие нового знания.

 Дополняет ответы групп. Электронное приложение к учебнику презентация «Иван Третий»

- Оцените в группе работу каждого ученика, поставьте оценку в КОК (контрольно-оценочная карта)

Представляют результаты работы в группе.

Составляют краткий рассказ по вопросам и ключевым словам

Взаимооценка работы в группе

Физкультминутка – «Имена в истории Руси»

По стенам кабинета развешаны карточки – портреты исторических личностей

Учитель читает определение :

  1. Основатель Москвы
  2. Славянской азбуки
  3. Московский князь, который заботился о порядке в княжестве, сумел войти в доверие к хану Золотой Орды, берёг казну Московского княжества.
  4. Основатель Троицкого монастыря, благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголами.
  5. Новгородский князь, который разбил на Неве шведов в 1240 году
  6. Князь, одержавший победу на Куликовом поле летом 1380 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Встают, находят имена, указывают.

Рефлексия

1) - Нашли ли вы ответы на вопросы, поставленные  в начале урока? Давайте проверим.

- Сколько лет со времени Куликовской битвы потребовалось ещё Руси, чтобы освободиться от Ордынской зависимости?

- Кто тогда правил на Руси?

-  Каким он был человеком?

-  Какие изменения произошли на Руси к этому времени?

- Расскажите про стояние на реке Угре.

-  О чём ещё заботился Иван III?

-  Какие архитектурные сооружения были построены при Иване III?

2) Составление  кластера.

Раздаёт ученикам красные прямоугольники («кирпичи» Московского Кремля, построенного при Иване III )

- Отразите рисунком, схемой, словами, знаками, что вы узнали сегодня по теме урока

 

После того, как выстроили «стену Кремля», ответьте на вопрос:

- Почему наш кластер имеет такую форму?

Отвечают на вопросы, которые ставили в начале урока.

Составляют кластер, делают записи на красных прямоугольниках – «кирпичиках»

Подведение итогов

1) Оцените свою работу: на все ли вопросы вы бы смогли  ответить. Поставьте отметку в

 -Кто на уроке работал на отлично? хорошо? …

2) Д/З: чит.с.75-78, ?? с. 79, р/т – выполните любое задание со с. 26-27

3) Завершим итог рефлексивными фразами:

Я понял…

Было интересно…

Было трудно…

Хочу ещё узнать про…

- Передайте свои листы, я хочу посмотреть как вы работали на каждом этапе урока и совпадает ли моя оценка с вашей.

Спасибо вам за урок!

Оценивают свою  работу. Выводят итоговую отметку, обсуждая в группах.

Знакомятся с д/з.

Продолжают рефлексивные фразы

Сдают листы достижений на проверку учителю.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ

Кто бросил открытый вызов Золотой Орде?

 1.Князь Дмитрий Иванович

2. Александр Невский

3.Ярослав Мудрый

Что происходило в Орде в те времена?

    1. Орда расцветала

2.В Орде шла борьба за власть

 3. К Орде присоединялись другие земли

3.  С какой целью Дмитрий Иванович отправил гонцов  в разные стороны Русской земли?

1. Рассказать об объединении русских земель

2. Собрать войско для отпора Орде

3.Велась перепись населения

4.Кто благословил Дмитрия Ивановича на борьбу?

1.Александр Невский

2.Иван Калита

3.Сергий

5.Когда происходило сражение

1. 15 июля 1240г.                                         2. 5 апреля 1242г.                              3. 8 сентября 1380г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист достижений

Ф. И.

д/з

Работа с картой

Работа в группах

Рефлексия

Итоговая отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

https://pbs.twimg.com/media/DIDi76OVoAATSdr.jpg:large

ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                                                                                                                                                                                       Карточки для физминутки

862 г.

882 г.

980 -1015 г.

988 г.

1019 – 1054 г.

1147 г.

1237 г.

1238 г.

1240 г.

 15 июля 1240 г.

5 апреля 1242 г.

1325 – 1340 г.

8 сентября 1380 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5                                                                                                                                                                                                        Карточки для физминутки

Юрий Долгорукий

Кирилл и Мефодий

Иван Калита

Сергий

Александр Невский

Дмитрий Донской