Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой"
план-конспект по окружающему миру

Машир Елена Валентиновна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pokormit_ptits.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по

Окружающему миру

                "Покормите птиц зимой"

Цели:

1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

2.Расширить знания детей о птицах.

создать атмосферу доброжелательности, веселья;

обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;

выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Предметные результаты:

Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

Правильно подбирать корм для птиц

Уметь изготовить простейшую кормушку

Знать правила подкормки птиц

Личностные:

Формирование интереса к изучению родной природы

Понимать важность заботы о зимующих птицах

Повышение уровня мотивации учебной деятельности

Формирование бережного отношения человека к птицам

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Познавательные УУД:

  • Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
  • Изготавливать простейшие кормушки
  • Подбирать для птиц корм
  • Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

  • Участие в диалоге
  • Обсуждать, слушать и понимать речь других
  • Отвечать на вопросы
  • Работать в группе

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
  • Определять и формулировать цель своей деятельности
  • Оценивать свои достижения
  • Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке


Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей ( выставка кормушек), карточки с надписями корма для птиц,

Ход занятия:

Организационный момент.

Глаза закрываем и представляем

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас,

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете,

Глаза открываем-

Здравствуйте, дети!

-Присаживайтесь.

-- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины?
 (зима)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Как изменилась природа с наступлением зимы?

(Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?

(есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых?

(нет)

- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:

Снится ночью пауку, чудо - юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла:

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это: (птица)

Определение темы и целей урока.

- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читают ученики)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

- Смотрите, а вот и наша кормушка. Посмотрим какая первая птица прилетит к ней.

Игра «Покормите птиц»

-Узнайте ее, отгадав загадку:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это : (снегири)

( вывешивают картинку снегиря на кормушку)

Учитель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах.

Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

-Какое же любимое лакомство у снегиря?

(вывешивает гроздь рябины)

-Ещё любит семечки арбуза, тыквы.

-Ребята, кто знает как поёт снегирь?( включ фонограмму)

- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

-Послушайте голос синички ( включ фонограмму)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

- Чем питается воробей? (крупой, хлебом, зерном)

.

- Послушайте его голос.( фонограмма)

- А вот новый гость

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест)

-Кто знает его?

- Может его голос поможет узнать ( фонограмма)

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов

зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

- А это что за птица?

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел)

-Его называют « доктором леса» Почему?

Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков. Делает много дупл для себя и других птиц.

-Все слышали дятла? Давайте ещё раз послушаем. ( фонограмма)

-Чем питается? ( личинками насекомых)

Зимой дятел, как правило, питается семенами сосны и ели, что делает опять же "профессионально" - приносит шишки к специально оборудованной "кузнице", где их удобно "потрошить"

                   Физминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – тоже покажем…

Крылья сложили назад.

-И последняя гостья, угадайте

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек …
.
(Свиристели)

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот послушайте ( фонограмма)

Птицы благодарны, за то, что вы их покормили и хотят с вами поиграть.

Игра «Верю - не верю»

Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!)
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим!)

Какая птица любит сало?(синичка)
Клесты любят семена шишек.

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Правила укрепления кормушек.

1-й ведущий:

- Ребята, а вы знаете как нужно правильно крепить кормушки?

  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
  • В кормушке не должно быть снега.
  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно, иначе птички к пустой кормушке не будут прилетать.
  • Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

Игра «Угощение для птиц» (Работа в паре)

- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.

  1. Рябина
  2. Апельсины
  3. Макароны
  4. Семечки
  5. Картофель
  6. Хлеб
  7. Котлеты
  8. Шоколадные конфеты
  9. Яблоки
  10. Пшено
  11. Чеснок
  12. Сало
  13. Кусочки сырого мяса

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Учитель:

Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Разработка внеклассного мероприятия...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...