проект «Таинственный песок национального парка «Куршская коса»
проект по окружающему миру (4 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

 Главная достопримечательность на Куршской косе — песчаные, раскинувшиеся по всему морскому побережью дюны. Самая высокая из них — Королевская подвижная дюна, которую называют еще дюной Эфа в честь королевского дюнного инспектора Вильгельма Франца Эфа. Если подняться на вершину этой почти семидесятиметровой дюны, то можно услышать, как поют ее всегда влажные пепельно-белые пески.

Да песок Куршской косы имеет « поющий эффект». Загадка, которая уже много веков пугает и притягивает человека. Почему пески поют?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Таинственный песок национального парка «Куршская коса»

Стр.

Введение ……………………………………………………………….1-2

Глава1.

История образования песка……………………………………………   3

Глава 2.Исследование состав песка

2.1. Исследование песка под микроскопом.

2.2 Опыт, который помог обнаружить в составе песка ценный металл-цирконий………………………………………………………………… .3

2.3. Применение циркония……………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………  5

Список литературы……………………………………………………… 6

«Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие»

Введение.

        Куршская коса возникла более 5000 лет назад под воздействием волн и ветра. Формирование косы началось, когда узкая полоска песка отделила Куршской залив от Балтийского моря. С течением времени песок постепенно смещался к востоку и откладывался в заливе, благодаря чему и образовалась коса

   Уникальность Куршской косы признана мировым сообществом.

Ценность территории национального парка состоит в том, что это самая крупная песчаная пересыпь в мире. Дюнные ландшафты косы отличаются исключительной красотой и эстетическим воздействием на человека и представляют собой уникальный объект для развития экологического туризма.

Раскрываем понятие «национальный парк»: Национальный парк – это

территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена

деятельность человека. Создаются национальные парки для охраны

природы в гармоничном сочетании с экологическим туризмом.  

   Только здесь, совершая прогулку, можно в один день увидеть песчаные пустыни и луга, покрытые мхом и лишайником, сырые ольшаники и сухие сосновые боры, высокоствольные сосны и низкорослые заросли горной сосны, широколиственный лес и южную тайгу, великолепные песчаные дюны и ровные поля, верховые и низинные болота, песчаные пляжи, протянувшиеся на десятки километров с юга на север.

Актуальность проекта:
Национальный парк «Куршская коса» входит в систему особо охраняемых природных территорий России и играет важную роль в реализации общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. 
Проблема:
Мало сформированы представления о природе нашего края, о разнообразии животного и растительного мира, о правильном отношении к живой природе.

В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Очень важно разбудить в детях интерес к родному краю, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 Главная достопримечательность на Куршской косе — песчаные, раскинувшиеся по всему морскому побережью дюны. Самая высокая из них — Королевская подвижная дюна, которую называют еще дюной Эфа в честь королевского дюнного инспектора Вильгельма Франца Эфа. Если подняться на вершину этой почти семидесятиметровой дюны, то можно услышать, как поют ее всегда влажные пепельно-белые пески. 

Да песок Куршской косы имеет « поющий эффект». Загадка, которая уже много веков пугает и притягивает человека. Почему пески поют?

 Цель: исследовать состав песка, выяснить, почему песок Куршской косы имеет «поющий эффект»


     Задачи:

- узнать историю образования песка

- изучить состав песка


   
Гипотеза: если мы узнаем состав песка, то возможно мы узнаем почему  « пески поют».  

Объект исследования: песок

Предмет исследования: состав песка

Этапы и методы исследования.

1.Подготовительный этап.

Сбор и анализ информации об истории образования песка на Земле, его состава.  

2.Основной этап:

- исследование состава песка под микроскопом;

- проведение опыта с магнитом;

- оформление результатов исследования;

3.Заключительный этап

Выводы.

 

     Наша исследовательская работа началась на кружке « Я – исследователь» с  беседы о том, что мы знаем о песке. Мы наперебой рассказывали, что песок это игровой материал, строительный материал. Мы знали, что из песка получают стекло. После чего наш классный руководитель познакомила нас со стихотворением о нашем крае и рассказала об уникальной природе Куршской косы, в частности о песке, который положил начало образованию и развитию этого ценного природного уголка нашего края.

   Мы узнали из рассказа, что пески Куршской косы имеют « поющий эффект». Эта информация нас заинтересовала, и мы обратились к официальным источникам.

1этап.

     1)Изучили историю образования песка на Земле.

Песок - это время. Время планеты Земля. Песок  - это результат неустанной работы воды и ветра. В течении миллионов лет волны растирали в песок прибрежные скалы и камни и превращали их в мельчайшие частицы.

2) Узнали, как и когда  образовалась Куршская коса. Больше всего нас интересовали « поющие пески». Оказалось, что пески с таким эффектом распространены по всему миру, но ландшафт, где они встречаются, бывает только двух типов: пески пустынь и прибрежные пески. Пустынные поющие пески распространены весьма широко. Они известны в Китае и Монголии, в песчаных пустынях Египта, Африки и Аравии. Но, оказывается, не редко встречаются поющие пески на побережьях рек, морей, океанов. Основное отличие этих песков заключается в издаваемых звуках. Они отличаются частотой, длительностью и условиями возникновения. Звук прибрежных песков похож на свист, а песок пустыни — на гудение. Пение песков зависит от размера песчинок, от влажности. Например, рядом с берегом и далеко от него, песочек неохотно поет.

   Не сразу посетители Куршской косы замечают « поющий эффект» нашего песка. И лишь пройдя по нему пару десятков шагов, они ловят себя на мысли, что песок у них под ногами действительно поёт!

- Почему же песок издаёт такие звуки?

Вашему вниманию предлагаем послушать, как поет песок на Куршской Косе: http://www.tury.ru/video/id/26607-rossiya-kaliningradskaya-obl-poyuschiy-pesok

2 этап.

1) Начали изучать состав песка с Куршской косы.

   Познакомились с прибором микроскоп.

  Микроско́п (греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.

Какое же было удивление, когда мы увидели эти невзрачные крупинки в увеличенном изображении!

C:\Users\USER\Pictures\Desktop\zerna-stroitelnogo-peska-pod-mikroskopom.jpg

   Больше всего оказалось в составе песка, который мы рассматривали под микроскопом , кварцевых светлых зёрен, но среди них были обнаружены

чёрные и коричневые зёрна. Что это? Оказалось, что в состав песка Куршской косы входят зерна циркония , красного граната и других металлов.

Выявить это нам помог следующий опыт.

 2)  Опыт .На альбомный листок бумаги насыпали песок. Под листок расположили магнит и стали водить магнит по нижней стороне листа. Наблюдаем. За магнитом из песка выстраиваются в вертикальном положении песчинки. Это металл.

Выяснилось, что это очень редкий и ценный металл – цирконий. Решили продолжить исследование и узнать, где применяется .

  Спектр применения металла циркония оказался очень широким.

Цирконий применяется :

- в промышленности

- в ядерной энергетике;

- в  медицине;(цирконий играет важную роль  в жизнедеятельности человеческого организма).

- в пиротехнике;

- в ювелирном деле;

-в  химической промышленности;

- в строительстве ( изоляционный материал).

Заключение.

  В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:

- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

 Вывод: нам не удалось, разгадать феномен « поющих песков», но мы сделали для себя открытие, что в составе песка находится ценный металл цирконий.

Мы задумались: - А какими сведениями обладают учёные? Решили обратиться за помощью в интернет. И вот, что узнали!  « Поющие пески», несмотря на постоянные исследования учёных и полную доступность их для непосредственного изучения, по - прежнему, остаются одной из неразгаданных тайн природы.



Список литературы.

1.Песок — Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

2.Песок (Sand) - это - economic-definition.com

economic-definition.com/Other_extractive_materials/Pesok_Sand__eto.html

3.Песок - Детская энциклопедия

www.minipedia.org.ua/pesok-sypuchij-zybuchij-pevuchij/

4.WWW.discovermagazine. Com. Автор – Юлия Астахова.

Гарри Гринберг. Фотографии с помощью 3D-микроскопа. Источник:

5. http://discovermagazine.com/photos/01-each-grain-of-sand-a-tiny-work-of-art

6.http://www.sandgrains.com/Sand-Grains-Gallery.html

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9

8.https://otvet.mail.ru/question/7171434

9.http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_1.html

10.http://www.tury.ru/video/id/26607-rossiya-kaliningradskaya-obl-poyuschiy-pesok

11. Куршская коса. Культурный ландшафт/ В.И. Кулаков, В.А.

Паевский, А.А. Соколов, Г.С. Харин и др. – Калининград: Янтарный

сказ, 2008.

12. Куршская коса: исторические впечатления/ О.В. Рыльков,

А.А.Калина, Л.Г. Поплавская, И.П. Жуковская. – Калининград: изд–

во БФУ им. И. Канта, 2016.

13. Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия

национального парка «Куршская коса»: сборник научных статей.

Вып. 12/ сост. И.П. Жуковская. – Калининград: Изд–во БФУ им.

И.Канта, 2016.

14. Природа Балтики (учебно–методическое пособие): Руководство к

действию для организации учебной, исследовательской и

природоохранной работы в образовательных учреждениях/ Под ред.

Д.П. Филиппенко. Калининград: Смартбукс, 2016.

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

ПРОЕКТ 

Таинственный песок национального парка «Куршская коса»

                                                                                      Авторы:

обучающиеся  2 «В» класса:

Тимко Кирилл,

Тюрин Артём,

Разводите Юлия,

Фотиков Данил.

                                                         

                                                            Руководитель:

учитель начальных классов

                                                                                 Нелюбова Ирина Анатольевна

 

город Черняховск, 2019 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Участники проекта обучающиеся 2 В класса МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»: Тимко Кирилл,Разводите Юля, Тюрин Артём, Фотиков Данил. Руководитель: учитель начальных классов И.А.Нелюбова Таинственный песок национального парка «Куршская коса»

Слайд 2

Песок- игровой материал

Слайд 3

Песок - строительный материал

Слайд 4

Из песка получают стекло

Слайд 5

Цель : исследовать состав песка, выяснить, почему песок Куршской косы имеет «поющий эффект» Задачи : - узнать историю образования песка - изучить состав песка Гипотеза : если мы узнаем состав песка, то возможно мы узнаем почему «пески поют». Объект исследования : песок Предмет исследования : состав песка

Слайд 6

Этапы и методы исследования 1.Подготовительный этап. Сбор и анализ информации об истории образования песка на Земле, его состава. 2.Основной этап: - исследование состава песка под микроскопом; - проведение опыта с магнитом; - оформление результатов исследования; 3.Заключительный этап Выводы.

Слайд 7

«Куршская коса - национальный парк»

Слайд 8

Главной достопримечательностью Куршской косы являются дюны. Дюны – это созданные природой большие холмы из мелкого песка.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Я – исследователь»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИРКОНИЯ: - тяжёлая промышленность - атомная промышленность ракетно - космическая промышленность медицина ювелирное дело

Слайд 2

ЦИРКОНИЙ БРАСЛЕТ ИЗ ЦИРКОНИЯ

Слайд 3

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальный парк Серенгети

Серенгети- один из самых больших национальных парков мира по охране животных и окружающей среды....

Проект "Заповедники и национальные парки России"

Актуальность выбранной темы.На территории России есть много уникальных по своей красоте уголков природы. Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортно...

Проект по окружающему миру Национальный парк "Угра"

Проект подготовлен учеником 4 класса Гавриш Денисом под моим руководством.Он включает в себя описание природных объектов НП "Угра" Г...

Куршская коса - твой заповедный остров

Методические рекомендацииФорма отчётаПрезентация...

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....

Презентация "Прогулка по Куршской косе

Презентация для уроков окр.мира по теме "Наш край"...