Конспект по окружающему миру 4 класс "Счет лет в истории"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

ЦЕЛИ: Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам;

Ввести понятия «сутки», «месяц», «год»;

Познакомить учащихся со старинными способами счёта времени;

Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Планируемые результаты:

Предметные:

Время можно измерить от выбранной точки отсчёта с помощью временных отрезков разной длительности.

Метапредметные:

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении задачи, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно планировать свою деятельность на уроке, давать самооценку своим достижениям, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, работать по алгоритму.

Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, определять круг своего незнания, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, самостоятельно делать выводы, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 

Методы: наглядный, словесный, практический, проблемный диалог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_let_v_istorii_sdelat.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

III. Сообщение темы урока.

Ребята, часто ли вам приходится  слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.

- Что же означает само слово дата ?

Ответ уч-ся: Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

- На  доске вывешивается большой  календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответ уч-ся: Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV.  Что такое календарь.

1.Работа по учебнику  

Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
Давайте об этом прочитаем в учебнике .
Учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с.22 ( 1 абзац).

Беседа по статье:

- Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

- Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

А с вами происходили важные события?

- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит  линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526801/1.gif

- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

- Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли  какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

- Как развивалось человечество?

Физминутка

V. Как изображают течение времени.

1.Чтение отрывка.

Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
(Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»). 

Отрывок:

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»    

Вопросы:

- Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?

Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

- Чем  настоящее время отличается от исторического времени?

Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие. 

2Работа с «Лентой времени»

(У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)                                                         
Положите перед собой ленту времени и скажите:

- Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
- Что еще отмечают на «ленте времени»?

Работа в парах

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

- Что у вас получилось?

Ответ:  день, неделя, месяц, год, век, эра.

Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)

Год  - отрезок времени в ……..   (12 месяцев);
Век – отрезок времени в ……..   (100 лет);
Тысячелетие  - отрезок времени в ……. (1000 лет).

- Сколько веков составляет тысячелетие?

Учитель : В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.

Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.

- А как же надо определять век по году?

Учитель : Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год  -  15 (XY) век. Так  же  определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков  и пошел первый год  десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год( объяснение сопровождается  показом на доске).

Все годы  каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.

За  точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).
VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.

1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
(В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).

а) Определите век по дате  и расположите  дату на «ленте времени».

Работа выполняется фронтально.

- В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года  начался XXI век? (2001г.)
- Какой  был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)

Возьмите   1-й листок (белый). Это пословицы.

б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр.  Выполним эту совместно.  

Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У …..   нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно  в парах с последующей проверкой.

Семеро с ложкой, ….  один с сошкой.
Пошел на все …..  стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)

2. Работа в парах.

в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
Давайте, проверим как вы справились с этим заданием ( уч-ся отвечают, а  учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
- Начинайте называть даты  и век в хронологическом порядке.

Ответы уч-ся:

862г.- IXв.

Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

988г.-Xв.

Учитель: Это год Крещения Руси.

1147г.-XIIв.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Основание Москвы

1242г.- XIIIв.

Учитель: Ледовое побоище.

1380г.-XIVв.

Учитель: Куликовская битва.

1495г.-XYв.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

1700г.-XYIIв.

Кто помнит, что это за дата?

 Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу  Петра I  Новый год отмечается с 1 января.

1861г.-XIXв.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

2000г-XXв.

Чем знаменателен  для вас ХХ в.?  

Ответ уч-ся:  В этом веке мы родились.

2001г.-XXIв.

Чем знаменателен  для вас ХХI в.?

Ответ уч-ся: Мы  сейчас живем в этом веке.

VII.Итог урока.

- Что взято за основу  счета времени в солнечном и лунном календарях?
- Как следует называть дату события?
- Какие единицы исчисления используют историки?
- Что такое «лента времени»?
- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Конспект по окружающему миру. История. Возникновение городов Новгород и Киев.

Конспект предназначен для учащихся 4 класса. Полная подборка урока....

Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"

Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен"....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "История вокруг нас- ЕАО" (групповая работа)

Расширить представления обучающихся об области, районе, своей школе на основе знаний и личного опыта обучающихся, краеведческой литературы....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы....