Открытый урок по окружающему миру "ОГОНЬ -НАШ ДРУГ И ВРАГ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Матасова Елена Александровна

Конспект к открытому уроку окружающего в 4 классе "Огонь- наш друг и враг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx114.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ- СОШ п. Лопуховка Аткарского района Саратовской области

имени Героя Советского Союза Платицына Владимира Васильевича

Конспект открытого урока в 4 классе

по окружающему миру

«ОГОНЬ –НАШ ДРУГ И ВРАГ»

Провела:

учитель начальных классов

Матасова Е.А

Открытый урок в 4 классе

Окружающий мир

Тема: «Огонь – наш друг и враг»

Цель:

  1. Создать условия для формирования знаний у детей: пользу или вред может принести человеку огонь.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.
  2. Учить детей чувствовать ответственность за планету Земля.
  3. Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
  4. Формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Оборудование: ИКТ , картинки по теме, карточки для индивидуальной работы.

Форма проведения: урок-презентация

Форма работы:

  • Разговор-рассуждение
  • Проблемный вопрос
  • Мультимедиа техника

Структура урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Целеполагание. Проблемный вопрос.
  3. Систематизация и обобщение знаний.
  4. Рефлексия и мотивация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
  • Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь! (Огонь)

  • Какая ассоциация у вас возникла, от слова «Огонь»?    

(Костёр, пожар, горе, беда, тёплая печь, газ, вечный огонь, олимпийский огонь, бенгальские огни и т.д.)

  • Посмотрите какие разные у вас ассоциации, представления.
  1. Определение темы и цели урока.
  • Давайте послушаем стихотворение и определим в какой проблеме мы должны разобраться?

Ученик.

        Он всегда бывает разным,

        Удивительный огонь.

        То буяном безобразным,

        То тихоней из тихонь.

        То он змейкой торопливой

        По сухой скользит коре,

        То косматой рыжей гривой

        Полыхает на заре.

        Вот на спичке , как на ветке,

        Хищный делает бросок!

        Да, огонь бывает разный –

        Бледно-жёлтый, ярко-красный ,

        Синий или золотой,

        Очень добрый, очень злой.

  • Итак, подумайте, ребята, какую проблему нам сегодня нужно решить? (Огонь – наш друг или враг?)

Учитель:  Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем про огонь,  о его  полезном и вредном действии, влиянии на жизнь человека, о правилах безопасности при обращении с огнём.

  1. Вам было дано задание узнать, что означает слова «огонь»? Пожалуйста, ваши ответы.  (Чтение ответов детей из толкового словаря)

Учитель. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «Огонь» имеет несколько значений.

  1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
  2. Свет от ослепительных приборов.
  3. Боевая стрельба.
  4. Внутреннее горение, страсть. (перен.)
  5. О том, кто полон пылкой энергии, силы. (перен.)
  6. То же, что и жар.

Учитель. Какое значение слова «огонь» мы используем сегодня на уроке?

  • Нас интересует  слово «огонь » в первом значении.
  • Давайте сначала узнаем историю появления огня.

Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнём. Пожары,  молнии, извержения вулканов вызывало у первобытных людей ужас, они в страхе бежали от огня.

Но со временем человеку удалось приручить его.  Вначале  люди, вероятно научились использовать огонь подаренный природой (например, сохранённый после лесного пожара).

Его берегли,  постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вене костёр затухал, ждало суровое наказание.

Затем люди научились добывать огонь. Археологические раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камне о камень.

Учитель. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше.  Огонь утратил силу божества, но с древнейших времён играет важную роль в жизни человека.

  1. Работа с пословицами

Работа в парах по карточкам

        Подтверждением этого служат пословицы об огне. Поработайте в парах. Соедините левую и правую части пословиц.

Не имей привычки

да царица – вода .

Царь – огонь

пожар рождается.

От искр

носить в кармане спички.

  • Какие пословицы у вас получились?

Не имей привычки носить в кармане спички.

Царь – огонь, да царица – вода.

От искр  пожар рождается.

  • В какой пословице говорится о могуществе огня?
  • В какой пословице указана причина пожара?
  • Чему учит первая пословица?

Учитель. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Сила огня – большая-пребольшая.

  1. Работа над решением проблемного вопроса.
  • Итак,  вспомним наш проблемный вопрос и попробуем дать на него ответ: «Огонь – наш друг или враг?»
  • Все  мы живём на планете Земля. И судьба планеты в наших руках.
  • 1 ряд будет доказывать гипотезу, что  огонь – наш друг, а 2 ряд будет доказывать, что огонь – наш  враг.
  • Выберете и приклейте на модели только те картинки, которые доказывают вашу гипотезу.

Результаты своей работы дети  прикрепляют вокруг модели  Земли на доске.

 Друг                                                                                           Враг          

                    C:\Users\Владимир\Desktop\planet-earth-watercolor-art-print-painting-joanna-szmerdt.jpg

1 ряд.  

  • Подтвердите, что огонь – друг

Ученик.

Огонь – друг

  1. Согревает жилище.
  2. Без огня мы не смогли приготовить еду, испечь вкусный хлеб, согреть ужин.
  3. Даёт электричество в дома
  4. Создаёт неповторимую атмосферу уюта
  5. Движет тепловозы и теплоходы
  6. Оживляет огромные домны
  7. Помогает человеку освоить космос.

Учитель. Огонь – надёжный помощник и друг людей.  Он движет тепловозы и теплоходы, оживляет огромные домны, помогает человеку освоить космос. Без огня мы не  смогли бы приготовить еду, испечь  вкусный хлеб, обогреть свои дома.

Ученик.

        А без доброго огня

        Обойтись нельзя и дня.

        Он надёжно дружит с нами:

        Гонит холод, гонит мрак.

        Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Учитель. А теперь подтвердите, что огонь – враг!

Ученик.

Огонь – враг

  1. Лесные пожары приводят к уничтожению лесных массивов, трав.
  2. Гибель людей, животных, растений.
  3. Люди лишаются жилища.
  4.  Уничтожаются предприятия, люди лишаются работы.

Учитель.  Огонь – серьёзная стихи, и игры с ним опасны. Из-за него происходит много пожаров, во время которых гибнут дети, взрослые, растения и животные.

Учитель.  

По сообщению  ГУ МЧС по Саратовской области, в регионе с января по ноябрь произошло 1923 пожара, на которых погибло 162 и пострадало 108 человек.

Основная доля пожаров происходит в жилом секторе.

Причинами возгорания являются  неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования; нарушение правил безопасности при эксплуатации печей.

Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать требования пожарной безопасности:

  • не курить в домах, квартирах, не  бросать окурки из окон и балконов;
  • выполнять меры предосторожности при использовании легковоспламеняющихся  и горючих жидкостей , горючих газов и других  опасных в пожарном отношении  веществ, материалов и оборудования;
  • соблюдать меры безопасности при разведении открытого огня.

При эксплуатации печного  отопления запрещается:

  • эксплуатировать печи и другие отопительные приборов без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных  листов,  изготовленных из не горючего матрериала размером не менее 0,5 x 0,7 метра;
  • оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;
  • располагать топливо, другие горючие материалы на предтопочном листе;
  • применять для розжига печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;
  • перекладывать печи.

При эксплуатации электрооборудования запрещается:

  • эксплуатировать электропровода и кабели  рубильниками, другими электроустановычными изделиями с повреждениями;
  • обёртывать электролампы и светильники бумагой, и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а  также при отсутствии или неисправности  терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
  • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
  • перегружать электрические сети;
  • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы,  в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находится в круглосуточном режиме работы  в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Что касается электрооборудования, то здесь следует обратить внимание на нагревательные приборы. С наступлением холодов  многие жители  губернии включают в сеть электрокамины и масляные радиаторы.  Данные приборы потребляют большое количество и создают  неимоверные нагрузки на  проводку. Если нагревательные приборы оставить бес присмотра или включить на ночь, то трагедии не избежать.

Огонь – страшнейшая беда!

Учитель.  Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля.

        Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший- ребёнок.

Ученик.

        Злой огонь – огонь пожара,

        Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители Земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

  1. «Правила противопожарной безопасности »

Дети называют по очереди по одному правилу.

Учитель. Давайте повторим все правила пожарной безопасности:

  1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши бельё над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бен6гальские огни дома.

Учитель. Надвигаются новогодние праздники и это правило как нельзя кстати. Чтобы не случилось бед, возьмите себе на вооружение!

  1. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
  2. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
  3. Не разводи костёр в лесу.
  4. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костёр около строений.
  5. Не вешай на лампу бумажный абажур
  6. Будь осторожен с газом.

Учитель.  Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую –здоровье и жизни людей.  Помните, всякая шалость с огнём может привести к большому несчастью! К пожару!

         Физкультминутка.

Игра «Это я, это все мои друзья»

Учитель. Я задаю вам вопросы, а вы будете хором отвечать:

«Это я, это все мои друзья!»

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

«Это я, это все мои друзья!»

- Кто, из Вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»

«Это я, это все мои друзья!»

-Кто, из Вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

-Кто, из Вас почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

«Это я, это все мои друзья!»

-Кто костров не  разжигает и другим не разрешает?

«Это я, это все мои друзья!»

-Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

«Это я, это все мои друзья!»

  1. Беседа – рассказ о пожарах.

Учитель.

        Запомните,   дети, правила эти:

        Ты о пожаре услыхал,

        Скорей об этом дай сигнал!

        Пусть помнит каждый гражданин

        Пожарный номер 01.

        Если где-то задымится,

        Если что-то загорится,

        По тревоге как один

        Позвоним по…

  1. запомни этот телефон.

В случае пожара  пригодится он!

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся-

Пожарные торопятся.

Учитель.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.  Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство Чрезвычайных Ситуаций – МЧС и специальные войска.  Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления:  надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.

Но отвагой  на пожарах отличаются  не только пожарные, а и обычные люди. О таких пишут в книгах, газетах.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице.

Ищут давно,

Но не могут найти

         Парня какого-то

        Лет двадцати.

Фильм.

Учитель.  А сейчас вернёмся к нашему проблемному вопросу. К какому пришли выводу вы? Ваше мнение.

Рефлексия.

Чтобы огонь был другом, я должен (а)…

  1. Обобщение  

Сила у друга –огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться  неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом для всех нас, для нашей планеты.

Учитель.  Будь осторожен с огнём!

9.Домашнее задание. Учебник стр. 76-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОБЖ. Тема: "Огонь друг, огонь враг."

Открытый урок по противопожарной безопасности "Огонь друг, огонь враг"...

Урок безопасности на тему:"Огонь - друг, огонь - враг!"

Классный час проведён в форме интеллектуальной игры "Умники и умницы" (аналог теле-шоу)...

Открытый урок по литературному чтению "Лучший друг"

Открытый урок по литературному чтению " Лучший друг" 1 класс...

Открытый урок на тему "Мой школьный друг"-3 класс

открытый урок в зклассе на тему "Мой школьный друг"...

Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»

Цели:Продолжить знакомство с Красной книгой.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе н...

Окружающий мир "Огонь - друг и враг".

Урок по окружающему миру "Огонь - друг и враг"....