Окружающий мир 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 3 класса, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Плешакова А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Цели и задачи
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МОУ «СОШ Поселья» на 2021-2022 учебный год.
УМК
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
- Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
- Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание программы (68ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (21 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Формы организации учебных занятий
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Виды учебной деятельности
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Как устроен мир (7 ч) | |||||
1 | Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека. | 1 | 03.09 | ||
2 | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | 1 | 06.09 | ||
3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество. | 1 | 09.09 | ||
4 | Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества | 1 | 13.09 | ||
5 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | 16.09 | ||
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир» | 1 | 20.09 | ||
7 | Проверочная работа на тему «Как устроен мир» | 1 | 23.09 | ||
8 | Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы | 1 | 27.09 | ||
9 | Разнообразие веществ. | 1 | 30.09 | ||
10 | Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений | 1 | 04.10 | ||
11 | Вода, её свойства. | 1 | 07.10 | ||
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | 11.10 | ||
13 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. | 1 | 14.10 | ||
14 | Разрушение твёрдых пород в природе. | 1 | 18.10 | ||
15 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы | 1 | 21.10 | ||
16 | Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. | 1 | 25.10 | ||
17-18 | Дыхание и питание растений. | 2 | 28.10 08..11 | ||
19 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | 11.11 | ||
20 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. | 1 | 15.11 | ||
21 | Животные, их разнообразие. Группы животных. | 1 | 18.11 | ||
22 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | 1 | 22.11 | ||
23 | Сеть питания и экологическая пирамида. | 1 | 25.11 | ||
24 | Размножение и развитие животных. | 1 | 29.11 | ||
25 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных. | 1 | 02.12 | ||
26 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов | 1 | 06.12 | ||
27 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | 1 | 09.12 | ||
28 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Тест «Эта удивительная природа» | 1 | 13.12 | ||
Мы и наше здоровье. (10ч) | |||||
29 | Организм человека. Органы и системы органов. | 1 | 16.12 | ||
30 | Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | 20.12 | ||
31 | Кожа, её значение и гигиена. | 1 | 23.12 | ||
32 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. | 1 | 17.01 | ||
33 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. | 1 | 20.01 | ||
34 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. | 1 | 24.01 | ||
35 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | 1 | 27.01 | ||
36 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. | 1 | 31.01 | ||
37 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | 03.02 | ||
38 | Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье» | 1 | 07.02 | ||
Наша безопасность. (8ч) | |||||
39 | Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. | 1 | 10.02 | ||
40 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 1 | 14.02 | ||
41 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. | 1 | 17.02 | ||
42 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | 1 | 21.02 | ||
43 | Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. | 1 | 24.02 | ||
44 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды. | 1 | 28.02 | ||
45 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». | 1 | 03.03 | ||
46 | Тест «Наша безопасность». | 1 | 07.03 | ||
Чему учит экономика. (12ч) | 10.03 | ||||
47 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика | 1 | |||
48 | Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение. | 1 | 14.03 | ||
49 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана. | 1 | 17.03 | ||
50 | Растениеводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | 21.03 | ||
51 | Животноводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | 24.03 | ||
52 | Промышленность и её основные отрасли. | 1 | 04.03 | ||
53 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. | 1 | 07.03 | ||
54 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | 1 | 11.03 | ||
55 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | 14.03 | ||
56 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | 18.04 | ||
57 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». | 1 | 21.03 | ||
58 | Проверочная работа на тему «Чему учит экономика». | 1 | 25.04 | ||
Путешествие по городам и странам. (10ч) | |||||
59 | Города золотого кольца России - слава и гордость страны. | 1 | 28.04 | ||
60 | Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. | 1 | 02.05 | ||
61 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны | 1 | 05.05 | ||
62 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | 1 | 09.05 | ||
63 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | 1 | 12.05 | ||
64 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | 1 | 16.05 | ||
65 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | 1 | 19.05 | ||
66 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. | 1 | 23.05 | ||
67-68 | Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 2 | 26.05 30.05 | ||
Итого: | 68 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
Материал доступный, интересный....

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»
Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»...

