Урок по окружающему миру "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гусейнова Александра Владимировна

Урок окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc726 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема                                   В царстве грибов.

Цель урока: познакомить с многообразием представителей царства грибов и их особенностями.

Задачи урока:

Обучающие:
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях;

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов. 
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Воспитательные:
-
воспитывать культуру общения при парной и групповой работе;
- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к грибам, как важному компоненту этого сообщества;

- воспитывать культуру поведения в лесу.

УУД:

1. Предметные:

Учиться характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

2. Развивающие (метапредметные).

Регулятивные результаты:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  

- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные результаты: 

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- находить в тексте ответ на вопрос;

- воспринимать смысл познавательного текста.

Коммуникативные результаты: 

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другие мнения и позицию;

- формулировать собственные мнения и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- использовать в общении правила вежливости.

Личностные результаты:  

- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;

- осознавать важность правильного сбора грибов; 

- осознавать значение бережного отношения к природе

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2.  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
  3. Оборудование:
  1. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.
  2. Интерактивный тест.
  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к  учебной деятельности.

Знакомство. Проверка готовности к уроку.

Знакомство с учителем, приветствие гостей.

Развивать умение к самоподготовке. Создавать психологическую готовность.

Личностные: настроиться на работу, организация рабочего места.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

2. Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

- Предлагаю вам сегодня на уроке побыть исследователями.

- Кто такие исследователи и чем они занимаются?

- Первое задание. Откройте конверт №1 и, решив не сложную головоломку, узнайте, о чем будет наше исследование. Работайте в паре с соседом.

1

2

3

4

5

6

20

30

40

50

60

ц

д

ж

ю

г

е

в

к

л

м

з

н

а

п

ф

о

б

х

щ

р

ё

я

ь

т

ъ

и

с

ш

у

ч

21

43

64

36

55

32

24

61

64

26

34

24

32

- Кто уже понял, о чем будет наше исследование.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель поставим на уроке?

Высказывают свои предположения с опорой на жизненный опыт.

Работают в парах.

С помощью специального ключа узнают тему урока «Царство грибов».

Сегодня мы будем говорить и проводить исследование о грибах. Тема урока: «В царстве грибов».

Вспомнить, что мы уже знаем о грибах и познакомиться с новыми фактами.

Выявить уровень знаний по изучаемой теме.

Познавательные: уметь выбирать необходимую информацию, опираясь на жизненный опыт, делать выводы через анализ предложенной информации.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение договариваться с соседом, работать в паре и в группе.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и  цель урока самостоятельно и с помощью учителя.

3. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, скажите, а грибы - это что такое, овощи, фрукты или ягоды, а может животные?

- Я вижу, что вы не знаете точного ответа на этот вопрос. Проведите небольшое исследование. Для этого я разделю вас на 4 группы. Перед тем как приступить к работе, вспомним правила работы в группах:

- Послушаем, к каким выводам пришли группы.

- Ребята, какой же общий вывод можно сделать на основе всей собранной информации. К чему относятся грибы?

Высказывают свои предположения.

Работают с заданиями на карточках, делают выводы.

Выступают со своими результатами, полученной информацией делятся с одноклассниками.

Отчет групп.

- Грибы - это особое царство живой природы.

Обеспечить мотивацию, актуализацию  опыта.

4. Работа над новым материалом.

- Вы правы, грибы – это особое царство живой природы. Давайте разберемся, чем же грибы все-таки отличаются от растений. Для этого нам понадобится открыт конверт №2. Подумайте и подпишите, обозначенные на рисунке части гриба.

- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Обратимся за помощью в учебник на страницу 112.

(возможно некоторые напишут не «грибница», а «корни») Прочитайте, из каких частей состоит гриб.

-Дочитайте про себя текст на страницах 112-113 учебника.

- Ответьте на вопросы, ответ найдите в тексте.

-Чем же грибы отличаются от растений?

- Как же они тогда добывают питательные вещества?

-Какую важную роль играют грибы?

Откройте конверт №3 и проверьте, были ли вы внимательны при изучении статьи из учебника. Соедините стрелками верные утверждения. Если будет необходимо, то воспользуйтесь помощью учебника на страницах 112-113. Работайте в парах.

-Проверим себя.

- Подведем итоги, что же получилось? (учитель задает вопросы)

Промежуточная рефлексия:

- Поднимите руку и покажите 5 пальцев, если вам было легко выполнять предложенные задания, 4 пальца – если вы испытывали затруднения, 3 пальца – если было сложно работать.

Динамическая пауза:

- Мы с вами замечательно поработали. – Поднимите руку, кто ходил в лес за грибами?

-Давайте поиграем в игру «Узнай гриб по описанию» и испытаем свои силы.

- Если затрудняетесь с отгадкой, откройте учебник на странице 114.

- А теперь я приглашаю грибника, который должен собрать грибы в корзинку.

- Почему ты не взял оставшиеся в сторонке грибы?

-На какие 2 группы можно разделить все грибы?

- Спасибо всем за помощь, займите свои места.

- Продолжим наше исследование. Грибы мы собрали, а правильно ли это сделали? Давайте вспомним правила сбора грибов. Откройте конверт №4. Разложите перед собой слова-подсказки. Внимательно прочитайте фразу на слайде и выберите подходящее дополнение, поднимите карточку вверх.

Работают самостоятельно.

- Проверяют свою работу по учебнику, если необходимо исправляют допущенные ошибки.

Зачитывают ответ из учебника: «Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения».

Читают ответ из текста.

Работают в парах. Задание выполняют на карточках.

По очереди называют верные ответы, самостоятельно проверяют свою работу, если есть необходимость, то исправляют.

Учащиеся поднимают вверх руки и оценивают себя, легко ли им было работать.

Поднимают руку.

6 человек выходят к доске, учитель раздает карточки с описанием грибов. Ученики по очереди зачитывают описание,  остальные ребята отгадывают. Если необходимо, пользуются подсказкой учебника.

Выходит один грибник и «отбирает» грибы в корзинку.

- Они ядовитые, их нельзя брать.

-Съедобные и несъедобные.

Работают в парах.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Содействовать

усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору.

Личностные: зрительное восприятие; аналитическое  мышление,  образное  воображение, самооценка.

Регулятивные:  проявляют  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Высказывание своих мыслей; ученик учится работать по предложенному учителем  плану, прогнозирование результата. Поиск информации в учебнике.

Познавательные: делают предварительный отбор источников информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование критериев для обоснования суждений.

Развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

5. Проверка понимания изученного.

- Вот мы и подошли к концу нашего исследования. Проверьте свои силы и знания. Для этого понадобится конверт №5. Отправляемся на «Грибную охоту». Прочитайте про себя на слайде вопрос, выберите верный ответ и запишите букву, расположенную рядом с ним. Если вы правильно ответите на все вопросы, то сможете прочитать слово.

-Что за слово получилось?

Работают на индивидуальных карточках.

-МОЛОДЕЦ

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Коммуникативные: сотрудничество с товарищем,

самооценка, аргументирование своего мнения.

Познавательные: использование знаково-символических средств;

обобщение, аналогия, сравнение, классификация;

-структурирование знаний;

6.Обобщение и систематизация полученных знаний.

- Подведем итог сегодняшнего исследования:

  1. К чему относятся грибы?

  1. Чем грибы отличаются от растений?

  1. Какую важную роль играют грибы?

  1. На какие две большие группы можно разделить грибы?
  2. Какие основные правила нужно помнить при сборе грибов?

На слайде составляется кластер «Грибы», еще раз подводятся итоги урока.

Делают вывод вместе с учителем:

- Они относятся к царству грибов.

- Грибы не могут сами производить питательные вещества.

- Грибы помогают разрушать остатки живых организмов и образуют перегной, помогают растениям впитывать воду и соли.

- Грибы бывают съедобные и несъедобные.

- Не брать незнакомые и старые грибы, срезать их ножиком, не разрывать грибницу, не брать грибы в загрязненных местах.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Личностные: подведение итога урока, самооценка критериев успешности;

осознают личное бережное  отношение к родной природе; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей;

использование критериев для обоснования суждений.

Познавательные: контроль и оценка процессов результата деятельности.

7.Итог урока. Рефлексия.

- Спасибо вам большое за работу, вы действительно молодцы.

-Что нового узнали?

Воспользуйтесь шкалой самооценки. Подумайте, как для вас прошел урок. Напишите на листочке число.

Проводят самооценку.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Домашнее задание.

- Предлагаю творческое домашнее задание: нарисовать знаки, которые рассказывают о правилах сбора грибов или подготовить небольшой рассказ о любом грибе. Можно о том, которого нет в учебнике. Еще раз спасибо вам за урок. До свидания.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....