РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОШКОЙ И СОБАКОЙ"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Попкова Ирина Владимировна

Предмет:   Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: Открытие новых знаний

Методы обучения: проблемный, наглядный, практический,репродуктивный

Межпредметные связи: Литературное чтение.

Формы проведения урока: Фронтальная, самостоятельная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

 

Тема урока: Почему мы любим кошек и собак? Как ухаживать за кошками и собаками.

Цель урока: Обсудить наше отношение к домашним питомцам; познакомить с правилами содержания кошек и собак.

Задачи урока:

1. Выяснить отношение учащихся к своим домашним питомцам

2. Научить как правильно ухаживать за кошкой и собакой.

3. Воспитывать любовь к животным .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.koshka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок  Окружающего мира.

Прозвенел звонок, урок начинается.  Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Тихо сели.

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

  1. Самоопределение к деятельности

- Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для вас загадки

Отгадайте их.

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - ….(Кот)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.    (Собака).

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О кошках и собаках)

- Тема нашего урока «Почему мы любим кошек и собак. Как ухаживать за кошкой и собакой».

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

(Обсудим наше отношение к домашним питомцам. Научимся ухаживать за кошкой и собакой)

- Кто уже умеет ухаживать за кошкой или собакой?

Вы сегодня будете моими помощниками на уроке.

  1. Работа по теме урока

(«Яркое пятно» - костюмированные гости. Постановка проблемы).

Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме кошки.

К. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я кошка Мурка.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек!

А у них есть бантики на веревочке? Очень я с бантиками играть люблю.

У. – У наших девочек много бантиков.
К. – А ваши мальчики за хвост меня дергать не будут? Этого я очень не люблю!
У. – Как, мальчики, не будем обижать нашу гостью?
- …
К. – И последний вопрос. А не спрятался ли здесь мой самый главный враг?
У. – А кто это?
К. – Отгадайте:

Черный нос, колечком хвост,
Дом охраняет,
Громко лает,
Нас, кошек, пугает!

- …

Стук в дверь. В класс входит мальчик в костюме собаки. Кошка прячется за учителя.

 С. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я пес Шарик.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А можно с ними поиграть?

У. – Конечно, можно, но только к нам в гости уже пришла кошка Мурка, и она говорит, что вы друг друга не любите.

Кошка выглядывает из-за спины учителяшипит. Собака в ответ рычит.

С. – Р-р-разумеется, у кошек с собаками давняя вр-р-ражда. Кошки никак не могут согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее, и полезнее.
К. – Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!
У. – Не ссорьтесь! Давайте мы с ребятами поможем решить ваш спор. Ребята, поможем выяснить, кто важнее человеку кошка или собака?
- …

Презентация “Кошки” и “Собаки”.

У. – Кошка Мурка, что ты можешь сказать в защиту кошек?

Кошка рассказывает, параллельно идет показ презентации “Кошки”.

К. – Мы, кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили нас 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один  прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки  ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

А в дикой природе у нас остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Эти  хищники, отлично приспособлены к тому, чтобы вести охоту.

Но вернемся к домашним кошкам. Все мы похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной  шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой  шерстке - удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы - темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, мы, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях.  

До сих пор главные “профессии” кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

У. – Спасибо, кошка Мурка, очень интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Мурке.

- А ты, Шарик, что расскажешь в защиту собак?

Собака рассказывает, параллельно идет показ презентации “Собаки”.

С. – Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек  был бродячим охотником, приручил он волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец, шакал. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Все  они являются обладателями больших и острых клыков.

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • Охотничьи;
  • Служебные;
  • Декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть!  С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

У. – Спасибо, Шарик, за интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Шарику.
- … 
У. – А теперь спросим у ребят, кто нужнее человеку кошка или собака?
- …
У. – Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки. Не надо вам ссориться, а нужно помириться и  поиграть с ребятами.

  1. Физминутка.

 Дети вместе с кошкой и собакой выполняют движения (ходьба на месте, на 3 и 4 строчках махи вверху правой, затем левой рукой) и проговаривают речевку:

Мы гуляли, мы гуляли
И корову повстречали,
Поздоровались:
Му – му!
Мы гуляли, мы гуляли
И лошадку повстречали,
Поздоровались:
Иго-го!
Мы гуляли, мы гуляли
И котенка повстречали,
Поздоровались:
Мяу-мяу!
Мы гуляли, мы гуляли
И собачку повстречали,
Поздоровались:
Ав-ав!

  1. Проверка со зрительной опорой (Тест).

У. – А теперь проверим, как внимательно вас слушали ребята.

Показ презентации

У. – Прочитайте первый вопрос.
Д. – Кто был приручён человеком раньше?

Демонстрируется слайд с вопросом.

У.  - Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение собаки.

У. – Прочитайте второй вопрос.
Д. – Какие домашние животные самые распространенные?

Демонстрируется слайд с вопросом.

У. – Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение кошки.

У. – Прочитайте третье задание.
Д. – Найдите родственников и соедините.

Демонстрируется слайд с заданием.

 

ЛЕВ

 

 

ШАКАЛ

 

 

ЛЕОПАРД

 

КОШКИ

ТИГР

СОБАКИ

 

ВОЛК

 

 

ПЕСЕЦ

 

 

РЫСЬ

 

 

ЛИСА

 

После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.

У. – Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы!

  1. Продолжение работы над темой урока.
  1. Беседа “Как ухаживать за кошкой и собакой” (работа в парах).

У. – У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?
- …
(кошка с собакой раздают детям рисунки)
У. – Рассмотрите рисунки (Демонстрируется слайд) Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.

- ….
- Рассмотрите какие предметы, необходимые для ухода за кошкой. Объясните, для чего они предназначены.


У. – У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?
- … 

У. – Рассмотрите рисунки  (Демонстрируется слайд.) Расскажите, как нужно ухаживать за собакой.
- Рассмотрите какие предметы, необходимые для ухода за  собакой. Объясните, для чего они предназначены.

У. – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

  1. Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”

У. – Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто “Уехали”.

Щенка кормили молоком, 
Чтоб он здоровым рос. 
Вставали ночью и тайком 
К нему бежали босиком - 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка, 
Возились с ним в саду, 
И он, расстроенный слегка, 
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык, 
Совсем как взрослый пёс. 
И вдруг приехал грузовик, 
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру? 
Когда зажгут костёр? 
Привык он к яркому костру, 
К тому, что рано по утру 
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты 
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом, 
Он на террасе лёг. 
Он целый день лежал пластом, 
Он не хотел махать хвостом, 
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём - 
Вернулись с полпути. 
Они войти хотели в дом, 
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо, 
Он всех подряд лизал в лицо, 
Его ласкали малыши, 
И лаял он от всей души.

У. – Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились? 
Д.  Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
У. – Что случилось потом? Почему щенок остался один? 
Д.  Ребята уехали.
У.  Как переживал щенок расставание с ребятами? 
Д.  Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
У. – Чем закончилась история с щенком? 
Д.  Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
У.  Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д.  Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У.  Но не всегда так бывает… Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков. По нашему  селу бегают десятки бездомных собак и кошек.  

Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

 Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.

(Слайд) В Москве в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом установлен памятник бездомной собаке. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.

Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат  Чтобы в нашем  селе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

  1. Рефлексия

У вас на партах лежат три смайлика. Давайте внимательно посмотрим на них.

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы найдены ответы.

Зелёный смайлик не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.

Красный смайлик огорчён, потому что не ответили на вопросы и придётся начать сначала.

- Оцените свои достижения на уроке.

  1. Подведение итогов урока.

-  Кто может назвать тему урока? ( Почему мы любим кошек и собак. Как ухаживать за кошкой и собакой)

- Какими знаниями вы поделитесь дома с родителями?

- Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

- А если вы хотите больше узнать про кошек и собак можно в библиотеке взять книги почитать. У нас в классе оформлена небольшая выставка книг на тему «Друзья нашего дома»

Рекомендация для занятий дома.

- Дома вы можете нарисовать своего четвероногого друга или принести фотографию.

-А  наш урок мне бы хотелось завершить песней («Не дразните собак»).

Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться.

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема урока: Почему мы любим кошек и собак. Как ухаживать за кошкой и собакой.

Цели урока: 1. Расширение представлений о кошках и собаках.

2. Познакомить с условиями жизни домашних животных                                                    (кошек, собак) и особенностями ухода за ними.

3. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

 4.Воспитание милосердия, сочувствия к бездомным собакам.

Формирование УУД:

Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных).

Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оборудование:

  1. Компьютер и мадиапроектное оборудование;
  2. Презентация «Кошки и собаки»;
  3. Выставка книг по теме.
  4. Рисунок Мудрой черепахи.
  5. Плакаты «Кошка» и «Собака».
  6. Запись песни «Не дразните собак»

                             

                        Карта-схема для самоанализа урока

Школа __________ класс _________ предмет ______________ Ф.И.О.учителя __________________

Тема урока __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Вопросы для самоанализа

Примерный план самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока:

1)       усвоение новых знаний;

2)       формирование ключевых компетенций (умений и навыков);

3)       обобщение и систематизация ЗУНов;

4)       комбинированный.

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Образовательные задачи: усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков.

Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, идейно-политическое, физическое воспитание.

Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание.

Задачи развития когнитивных способностей(познавательных интересов и способностей).

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1)       тема, цели урока;

2)       проверка ЗУНов, дом. задания;

3)       изучение нового материала;

4)       обобщение и систематизация знаний; закрепление;

5)       проверка усвоения материала;

6)       итоги урока;

7)       домашнее задание.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:

1)       словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;

2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация;

3)       практические – опыты, упражнения, трудовые задания;

4)       индуктивные и дедуктивные;

5)       репродуктивные или поисковые;

6)       методы самостоятельной работы;

7)       методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;

8)       методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

разработка урока по окружающему миру ,4 класс

урок по учебнику А. А. Плешакова.,разрешает рассмотреть сезонные особенности климата, показывать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов,рассмотрет...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...