Самоанализ урока окружающий мир по теме: "Зона Арктических пустынь"
учебно-методический материал по окружающему миру

Желнинская Наталья Владимировна

Один из примеров анализа (самонанализа) урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока № 1

Класс 4 кол-во присутствующих 23 кол-во по списку 35

Тема урока: «Зона Арктических пустынь»

Тип урока и его структура: «Урок усвоения новых знаний»

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

Данный урок относится к разделу Природных зон. Тема «Природные зоны» изучалась в целом, далее рассматривается каждая зона отдельно, поэтому следующая тема урока была ««Зона Арктических пустынь».

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

Присутствовали на уроке 23 ученика, из них 1 ученик, который имеет незначительное отклонения и 2 ученика, которые гиперактивны, но им это не мешало познавать Арктику, искать новую информацию, стараться выполнять все задания вместе с классом. Также, в классе есть и 2 сильных ученика. Все дети участвовали в активном обсуждении, отвечали на вопросы и сами их задавали, дисциплина хорошая. Практически все дети были хорошо подготовлены к уроку, к усвоению нового материала.

  1. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о зоне Арктических пустынь посредством заполнения таблицы и выполнение ряда заданий

Задачи урока:

Дидактические:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с природной зоной Арктических пустынь, ее географическим положением, климатическими условиями, растительным миром, животным миром, населением и экологическими проблемами.
  2. Научить находить природные зоны на карте.

Развивающие

  1. Расширять кругозор детей, развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и усваивать новую информацию и применять ее в решении заданий.

Воспитывающие

  1. Воспитывать интерес к изучению природы, бережного отношения к природе, понимания влияния деятельности человека на природные зоны, экологического сознания.

Цель урока была достигнута, дети полностью познакомились с зоной Арктических пустынь, как планировалось заранее, при составлении технологической карты. Учащиеся выполняли задания и заполняли таблицу в ходе всего урока. С этим возникали трудности, т.к детям было сложно слушать и делать записи в таблицу, поэтому необходимо было после каждого рассмотренного раздела (климатические условия, птицы, звери, растительный мир и т.д) делать выводы, спрашивать у учеников, что нужно записать и т.д. Если кто-то не успевал, применялся прием помощь соседа, т.е называл, что нужно писать.

Все задачи урока очень важны и важно их достижение. Исходя из цели, первая задача была достигнута в полной мере, это подтвердилось в подведении итогов и выполнения задания на закрепление.  Вторая задача достигается на всем протяжении изучения раздела, т.к дети каждый урок показывают ту или иную природную зону на карте.  Развивающая и воспитывающая задачи достигаются на всем протяжении урока, задавались вопросы, рассматривались экологические проблемы, влияние различных явлений и м.д.

Урок проходил так, как и был запланирован.

  1. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Содержание урока было подобрано в соответствии с темой урока и целью.

Также, подбор наиболее эффективных упражнений предполагали благоприятный итог урока. Этапы первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания, в технологической карте, предполагают заполнение таблицы. Здесь применяется такие методы и формы, как рассказ, беседа, объяснение, работа в атласах, заполнение таблицы, работа в рабочих тетрадях. Проходила фронтальная и индивидуальная формы обучения. Фронтальная и индивидуальная формы проходили вместе, делая вывод после каждого раздела в теме, они заполняли таблицу и выполняли задания в рабочих тетрадях. Присутствовала и парная форма для закрепления материала (только в другом этапе урока).

Урок сопровождался презентацией, аудиоматериалом.

  1. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Время урока было распределено рационально на каждый этап. Каждый этап вытекал из другого, например, на этапе актуализации, дети вспоминали об уроке по теме: «Природные зоны», какие бывают, каким цветом обозначены на карте (у каждой зоны свой цвет), почему идет их смена и т.д. На этапе постановки темы и цели, называли по порядку все зоны еще раз, включалась музыка, которая подсказала учащимся, что речь идет о зоне Арктических пустынь, ставилась цель урока, что необходимо изучить эту зону. Далее начиналось и само ее изучение по определенному плану (разделы) и закрепление нового материала.

  1. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

Компьютерные технологии (презентация и аудиоматериал) использовались для наиболее успешного процесса обучения. Из раздаточных материалов присутствовала таблица, которая была у каждого ученика. На ней было место и для рефлексии, и карточки с текстом.  Дидактические материалы: учебник, рабочая тетрадь.

  1. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

После изучения каждого раздела делался вывод, и он записывался каждый учеником к себе в таблицу, в нужную ячейку. В закреплении дети выполняли задание, которое позже проверялось фронтально. Отвечали на вопросы в презентации (загадки), этап закрепления. На этапе рефлексии оценка достижения своих успехов в ходе работы (выполнение в цвете острова, каждый цвет имеет свое значение). На постановке темы и цели, учащиеся дополняли своих одноклассников, высказывали свое мнение, я корректировала, и приходили к общему выводу, верной теме и цели.

  1. Психологическая атмосфера на занятии

Благоприятная психологическая атмосфера во всем классе, создание взаимоуважения, взаимопомощи ученик-ученик, учитель-ученик, доброжелательная обстановка.

  1. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Я считаю, что подобранное содержание, методы, формы, дидактические материалы, применяемые формы, ИКТ и т.д. помогли мне в достижении цели и задач урока, помогли качественно преподнести материал урока для учеников.

Материал излагался постепенно по алгоритму, посильный для возраста 4 класса. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогла в протекании урока благоприятной атмосферы. В конце урока у каждого ученика была заполнена таблица, все были в хорошем настрое, рефлексия прошла отлично, подводя итог, дети высказали свои познания и сделали вывод, что цель мы достигли.

  1. Наметить перспективы своей деятельности.

Для себя я бы еще старалась преподносить материал по-разному, т.е каждая зона разные упражнения, останется только таблица (это комплексная работа, где в конце будет весь материал собран о каждой из зон), добавляла бы видеофрагменты, различный раздаточный материал в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Зона арктических пустынь"

Данный конспект содержит подробное описание содержания урока ,этапов урока и их целей,а также деятельность учителя и учеников....

Открытый урок по окружающему мир на тему "Зона Арктических пустынь"

Сформировать у учащихся понятие «Арктика»;  познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.  сформировать у учащихся понятие «Арктика»;  познакомить учащихся с климати...

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир2 на тему "Зона арктических пустынь"4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" на тему "Зона арктических пустынь" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...