Технологическая карта по окружающему миру по теме : " Зона Арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Желнинская Наталья Владимировна

Технологическая карта предназначена для проведения урока по окружающему миру. Она включает в себя подробное изучение зоны Арктических пустынь, закрепление материала и разработку таблицы с основной информацией, которую выполняют учащиеся вместе с учителем в ходе всего урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О учителя: Желнинская Наталья Владимировна

Тема урока: «Зона Арктических пустынь»

Класс 4 «Г»

Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о зоне Арктических пустынь посредством заполнения таблицы и выполнение ряда заданий  

Задачи урока:

Дидактические:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с природной зоной Арктических пустынь, ее географическим положением, климатическими условиями, растительным миром, животным миром, населением и экологическими проблемами.
  2. Научить находить природные зоны на карте.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор детей, развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и усваивать новую информацию и применять ее в решении заданий.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к изучению природы, бережного отношения к природе, понимания влияния деятельности человека на природные зоны, экологического сознания.

Ресурсы урока: презентация, карточки с текстом и рефлексией, таблица, музыкальное сопровождение

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуаль-ная, П-парная,Г-групповая)

Дидактические

средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
(П- позна-вательные, Р-регуля-тивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап.

- организовывать готовность к уроку;

- создавать комфортные условия для обучения.

- беседа

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Здравствуйте!

Фронтальная

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

П:

- настраиваться на конкретный уроки понимать значимость каждой темы.

Л:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Актуализация знаний.

- актуализировать знания, навыки и умения связанные с темой урока.

- беседа

Давайте с вами вспомним, что проходили на том уроке.

Какие основные природные зоны вы знаете?

Правильно. А почему происходит их смена?

Умницы.

  1. Арктические пустыни
  2. Тундра
  3. Лесотундра
  4. Тайга
  5. Смешанные леса
  6. Широколиственные леса
  7. Лесостепи
  8. Степи
  9. Полупустыни и пустыни
  10. Субтропические леса
  11. Смешанные леса Дальнего Востока
  12. Области высокой поясности

В направлении с севера на юг в нашей стране сменят друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности земли солнечными лучами.

Фронтальная

Взаимоконтроль

(учитель-ученик,

Ученик-ученик)

П:

- применять раннее полученные знания, связанный с данной темой.

К:

-участвовать в диалоге на уроке;

- отвечать на вопросы учителя.

: формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- научить озвучивать тему  и понимать значимость данной темы для себя.

- беседа;

- включение аудиозаписи.

Сегодня мы отправимся с вами в одну из природных зон, а догадаться в какую именно, вам поможет песенка.

(вкл. аудиозапись)

Так куда мы с вами отправимся?

Правильно.

Сегодня мы будем подробно изучать с вами зону Арктических пустынь.

Какую цель мы можем поставить на этот урок?

Молодцы.

(слушают аудиозапись)

В зону Арктических пустынь.

Изучить подробно природную зону Арктических пустынь.

Фронтальная

Презентация

Слайд 1 + аудиозапись

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

(самостоятельное заполнение таблицы)

П:

- понимать тему и цел урока, поставленную учащимися.

К: -

самостоятельно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Р:

- определять цель на уроке.

Л: -формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Первичное усвоение новых знаний.

-объяснить новый материал урока доступно и понятно детям.

- беседа;

- объяснение;

- рассказ,

- работа в атласах.

У вас на столах у каждого лежат листочки

с таблицей

( прил.1)

Когда мы будем беседовать с вами о зоне Арктических пустынь, вы будете заполнять эту табличку.

Итак, начнем.

Откройте ваши атласы, где карта Природных зон, и найдите зону Арктических пустынь.

Все нашли?

Кто может выйти к доске и показать ее на слайде?

Молодец, проверим верно ли ты обвел эту зону.

Расположение зоны арктических пустынь.

Географическое положение.

Северный Ледовитый океан,северные моря иострова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год 

они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, 

Новосибирские острова, остров Врангеля.

Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, 

Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

Реки, несущиеводы в моряСеверного Ледовитого океана: Печора, Обь, Енисей, 

Лена, Индигирка, Колыма.

А теперь мы переходим к Природным условия.

Может кто-то знает о них в Зоне Арктических пустынь?

Какая там температура?

Греет ли там солнце?

Давайте я вам расскажу подробнее. (прил.2)

(слушают внимательно задание)

Да.

(ученик/ученица выходит к доске и показывает на экране указкой зону)

(внимательно слушают учителя и кратко делают записи в таблицу)

(отвечают, если знают)

Светит, но греет.

Фронтальная

Индивидуальная

Атласы

Презентация

Слайд 2

Презентация

Слайд 3

Презентация

Слайд 4

Презентация

Слайд 5

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

(самостоятельное заполнение таблицы)

П:

- осознание целостности окружающего мира, освоение экологической грамотности.

П:

- умение извлекать информацию из предоставленных источников и анализировать ее.

Л:

-осваивать роли ученика;

- формирование интереса (мотивации) к учению.

Первичная проверка понимания.

-продолжить объяснять новый материал урока доступно и понятно детям.

- объяснение;

- рассказ.

Так, сейчас мы с вами перейдем к растительному миру.

Как вы думаете, что там может расти?

(прил.3)

Далее мы рассмотрим с вами животный мир. Он разделяется на птиц и зверей.

К птицам относят чайки, кайры, гагарки и тупики. К зверям – тюлень, морж, белый медведь.

Отдельно существует еще группа морских животных.

К ним относят морского краба, морского рачка и некоторые виды рыб.

Всех птиц, живущих на прибрежных

скалах, кормит море.

В море много водорослей. Ими питаются рачки,

рачками – рыбы, а рыбами – птицы.

Итак, о птицах.

(прил. 4) 

Что нам осталось с вами изучить еще?

Правильно, зверей.

(прил. 5)

В Арктике сложилась своя цепь питания.

(пишу ее на доске)

Объясняю ее.

А сейчас предлагаю вам немного размяться.

Встаем.

Физ.минутка.

( прил. 9)

Артика и человек. Население. (прил. 6)

Экологические проблемы и заповедник (прил.7)

Вот мы и изучила с вами Зону Арктических пустынь.

Ваши таблички остаются у вас, потом мы будем проходить остальные природные зоны и вы будете тоже заполнять такие таблицы и у вас будет вся информация о каждой зоне.

(предполагают и отвечают)

Зверей.

(выполняют упражнения)

Фронтальная

Презентация

Слайды 6 и 7

Презентация

Слайд 8

Презентация

Слайд 9

Презентация

Слайд 10

Презентация

Слайд 11

Презентация

Слайд 13-14

Презентация

Слайд 15-18

Презентация

Слайд 19

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль

(самостоятельное заполнение таблицы)

П:

- осознание целостности окружающего мира, освоение экологической грамотности;

- сформированность уважительного отношения к природе;

- освоение основ элементарных познаний в сфере природных зон.

П:

- умение извлекать информацию из предоставленных источников и анализировать ее.

Л:

-осваивать роли ученика;

- формирование интереса (мотивации) к учению.

Первичное закрепление.

- проверить, как дети усвоили материал урока посредством проведения работы в парах, -научить применить усвоенные теоретические знания в заданиях и упражнениях.

- работа в группах;

- рассказ;

-проблемно-поисковой метод

Теперь предлагаю вам поработать в группах по 4 человека, как вы усвоили данный материал

(раздаю карточки с текстом (прил. 8)), вам нужно найти ошибки и написать правильно, можете приступать к работе, не забываю о правилах работы в группе.

Какая группа хочет ответить?

Какая группа дополнит?

Проверим до конца.

Вкл слайд с правильными ответами.

Работа по слайдам.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

Закрепим наши знания отгадав несколько загадок.

(слушают задание и выполняют его)

Фронтальная

Групповая

Презентация

Слайд 20

Слайд 21

Презентация

Слайды 22-29

Слайд 30

Взаимоконтроль (ученик-ученик,

Учитель- ученик)

Самоконтроль

(работа в группе)

П:

- иметь представление об освоении природных богатств природной зоны Арктических пустынь .

К:

- отвечать на вопросы товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

- участвовать в работе в группе.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- научить относиться ответственно к домашнему заданию.

-объяснение

Дома я предлагаю вам составить синквейн по слову Арктика.

И закрепить усвоенные знания, почитав дома учебник на стр.76-83.

(записывают домашнее задание)

Фронтальная

Взаимоконтроль

(учитель-ученик)

Самоконтроль (запись домашнего задания)

П:

- уметь применять полученные теоретические знания

Р:

- записывать домашнее задание и подходить к нему ответственно.

Л:

- понимать значимость домашнего задания и подходить к нему с ответственность.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

- подвести итог урока и еще раз закрепить материал,

- оценить достижения.

- беседа,

- оценка собственный достижений.

Подошел наш урок к концу. Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы этих целей?

Что вы узнали сегодня нового на уроке?

У вас на листочках с табличкой внизу, есть немного места, там изображен островочек.. Оцените свои достижения на этом уроке. Раскрасьте островочек в красный цвет, если вам было трудно на уроке запомнить, но вы наверстаете это дома и в зеленый, если было все понятно и посильно вам.

Спасибо за урок.

Изучить подробно природную зону Арктических пустынь.

Да

(отвечают) 

Фронтальная

Индивидуальная 

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Самоконтроль

П:

- понимать уровень усвоения новых знаний на данном уроке.

К:

- отвечать на вопросы товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л: -формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

 

Приложение 1

Расположение

Природные условия

Растительная мир

Птицы

Звери

Население

Экологические проблемы

Дополнительная информация

Приложение 2

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, 

давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, 

короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. 

Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют «холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. 

Температура воздуха понижается до – 40– 50 градусов ниже нуля. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4 градусов выше нуля. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов. Иногда возникает удивительной красоты полярное сияние. Всё небо сверкает. И отражение света везде играет на льду. Массы света разделяются на блестящие разноцветные полосы и переплетаются самым причудливым образом, сверкая 

необыкновенно чистыми и яркими цветами радуги.

Приложение 3

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных и водорослей, которые обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Они в течение арктического лета быстро разрастается в воде и служит пищей для миллионов животных, которыми в свою очередь, кормится рыба, кальмары и даже великаны киты. Также, в этой зоне растет карликова береза и карликовая ива.

Приложение 4

Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьими базарами”. Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются со скал? Потому что они имеют грушевидную форму. Но на птичьем базаре у кайр, гагарки, тупиков и чаек есть враги. Все эти птицы занесены в Красную Книгу. Чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, – и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.

Приложение 5

Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие.

Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь. Белая шерсть помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает. Полярные медведи путешествуют по арктическому льду, но также они являются отличными пловцами. Белые медведи охотятся на тюленей возле прорубей, поджидая, когда они вынырнут глотнуть воздуха.  Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС. Когда наступает зима, медведи выкапывают в снегу берлогу, где укрываются от неблагоприятных погодных условий (самки).

В поисках пищи забредают волки, песцы. Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеядный и питается птицами, крабами или плодами.
Тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих пластообразных конечностей. Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой.  Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.

К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями. В морях Арктической зоны обитаю нарвал, гренландский кит, полярный дельфин или белуха, касатка.

Цепи питания, которые сложились в Арктике.

1. Водоросли——> рачки——> рыбы——> птицы

2. Водоросли      рачки      рыбы     птицы

                               //////

                           тюлени

                               //////

                   белые медведи

Приложение 6

Здесь проживают эскимосы, чукчи, якуты. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно.

Приложение 7

Основными экологическими проблемами этого региона являются

  • — изменение климата и таяние арктических льдов;
  • — загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом;
  • — сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания.

Основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность. Ещё одной важной проблемой является — сокращение популяции арктических животных.

Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России, как раз о них мы с вами говорили только что.

Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми.

Вскоре люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Заповедник «Остров Врангеля» расположен на двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют «родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
По оценке специалистов заповедника «Остров Врангеля», браконьеры убивают в российской Арктике 200-300 особей белого медведя каждый год.

Приложение 8

«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир богат. Утром мне удалось фотографировать бурого медведя, моржа, лося, волка, тюленя. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия»

Приложение 9

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Зона арктических пустынь"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Зона арктических пустынь". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь"

Тестовая работа при изучении "Природных зон"...

Тест по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь"

Данный тест универсален для всех видов УМК....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...