Технологическая карта по окр.миру "Поверхность нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чиркова Анна Андреевна

Представлена технологическая карта по окружающему миру для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chirkova_a._okr.mir_.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ф. И. О. студента - Чиркова А.А.

Тема урока - «Поверхность нашего края».

Класс- 4

Цель урока - Формирование представлений у обучающихся о поверхности родного края.

Задачи урока:

Дидактические

  • формировать знания по теме «Поверхность нашего края»;
  • раскрыть основные понятия «овраг», «балка».

Развивающие

  • развить умение работать с географической картой и другими источниками информации;
  • развить познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы

Воспитательные

  • воспитать потребность в знаниях, обеспечить тесную связь обучения с жизнью;
  • воспитать осознание личной ответственности за состояние своей родины.

Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючков, физическая карта, презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.  Организационный момент

 

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

Беседа

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Пр1

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Ф

И

Самоконтроль

К: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

2. Актуализация знаний

Обобщение имеющихся знаний

Сам. Работа с проверкой

Предлагает посмотреть на презентацию и ответить на вопросы.  Пр1

Просматривают слайды, отвечают на вопросы учителя.

И

Ф

Презентация

Самоконтроль

П: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, используют знаково-символические средства

 

3.Самоопределение к деятельности

Беседа

Учитель организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Пр1

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока и цель.

Ф

Презентация

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос

П. :устанавливать причинно-следственные связи.

К.:

планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; уметь формулировать свои высказывания.

4.  Изучение нового материала

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Беседа

Предлагает рассмотреть фотографии и ответить на вопросы. Рассказывает новую информацию о поверхности земли  и предлагает заполнить таблицу.

Пр1

Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

Ф

И

Презентация

Самоконтроль

5. Физкультминутка

Выполнение физических упражнений

Учитель проводит физкультминутку, которая способствует восстановлению кровообращения после сидячей работы.

Пр1

Приготовились к выполнению физкультминутки. Стоят возле своих парт. Выполняют упражнения, о котором говориться в стихотворении.

Ф

Самоконтроль

6.Закрепление материала

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практическая часть

Предлагает сыграть в игру, затем проверить ответы.

Пр1

Играют.

И

Ф

Контроль учителем

7. Подведение итогов урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Беседа

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.   Организация подведения итогов урока.

Задает вопросы по теме урока. Объясняет домашнее задание.

Пр1

Отвечают на вопросы.

И

Самоконтроль

Р: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

8.Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Предлагает выполнить рефлексию с помощью цветных карандашей.

Выполняют задание.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: развивать умение   оценивать свои знания, проводить рефлексию.

Формировать адекватную позитивную самооценку; формировать границы собственного «знания» и «незнания».

Приложение 1

Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Начнём урок с одного замечательного стихотворения, послушайте его внимательно.

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-Как вы думаете, почему в целом свете нет родней страны? 

-Прежде чем начать урок, необходимо проверить готовность к уроку.

-Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.

-Сегодня на уроке потребуется: учебник и карандаши.

Актуализация знаний

- Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на  физической карте России?  (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)(слайд)

- Покажите на карте равнины и плоскогорье России .

- Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)

- Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)

 - Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы)

- Расскажите о строении холмов.  (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

- Гора  тоже имеет  подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)

Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м,  возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.

- Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.(слайд)

- Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются  дороги; обрабатываются земли.)(слайд)

-Молодцы ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

-А что мы будем изучать в путешествии, вы узнаете, вставив пропущенные буквы в слова. Каждая точка, соответствует пропущенной букве.

П.В.РХН.СТЬ

-Верно, это поверхность, а тема нашего сегодняшнего урока.

Изучение нового материала

-Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы).  Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

-Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

-А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

-Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?(слайд)

-А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)

 На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и балки, сравните их.  (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся. Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)

Давайте заполним табличку:

Характеристика поверхности

Сходства

Различия

Овраг

Балка

- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с  маленькой рытвины,  бороздки на поверхности почвы.  Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.  При этом,  он губит большие участки плодородной почвы.)

-Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. (слайд)

-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике Коломенское есть Голосовой овраг.  Давайте , посмотрим на него.) (слайд)

Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации.  Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.) (слайд)

-Какие методы борьбы с оврагами вы предприняли бы?
( - Маленькие рытвины закапывают, сеют траву. )

- Поперек небольшого оврага  ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.

- По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники.) (слайд)

Б)  Карьер – это огромная рана на поверхности земли.  Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые.  После окончания разработок карьер остался заброшенным.

- Как можно его использовать?  (Засыпать  карьер и  на  этом   месте  утроить  поле  или  посадить  лес;  можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу ) (слайд)

В) Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.

К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот -  обезображивают ее.

- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)

- Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.  Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.) (слайд)

Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.

Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

Закрепление изученного

Игра «Узнай меня»

  • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку.  (Гора)
  • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.  (Холм)
  • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)
  • Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)

  Итог урока.

Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

– О чем мы узнали сегодня на уроке?

– Какова поверхность нашего края?

– Какой вред приносит овраг людям?( За каждый правильный ответ в презентации появляется часть смайлика)

Рефлексия

-А сейчас ребята приготовьте свои цветные карандаши и поднимете карандаш красного цвета – если на уроке вы всё поняли, зелёного – если не всё, и синего – если вы ничего не поняли.

Домашнее задание

С. 7-13 прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 11 – ответы на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"

В современном обществе умение школьников читать  не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само опреде...

Технологическая карта урока по теме "Наше здоровье"

Технологическая карта урока по теме "Наше здоровье"...

Технологическая карта урока. О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема "О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з. Письмо строчной и заглавной букв З,з". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по теме: «Наша дружная семья»

Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока по теме: "Наши ближайшие соседи"

Цель урока – познакомиться  со странами, которые являются ближайшими соседями России.Задачи: 1. создать условия для формирования представления о наших ближайших соседях (государства гр...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Родные края в росписи гжельской майолики» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с керамическими произведениями гжельской майолики.Задачи урокаДидактические:- познакомить с гжельской майоликой;- научить способам выполнения росписи.Разв...