Урок окружающего мира 4 класс. В пустыне Африки.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Андреева Августа Афанасьевна

Урок прохождение новой темы.  Сравнение природы и возможности проживания животных пустыни (верблюда) и северной части Евразии (оленей) в других противоположных частях Земли. Урок для учеников 4 класса УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pustynya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В пустыне Африки.

Цели урока:

-воспитательная: воспитание любви к природе, к животному миру и растениям Африки; воспитание экологической культуры у младших школьников;

-oбразовательная: познакомить  учащихся  с понятием «пустыня»,  с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи; показать влияние климата на органический мир, людей; обучение умению пользоваться картами и применять полученные знания.

-pазвивающая: развивать экологическую культуру детей, речь; умение общаться во время дискуссии, познакомить с занятиями населения Сахары.

Оборудование: физическая карта Африки; плакат-таблица «Африканская пустыня», «Арктическая пустыня Севера»; магнитная доска; картинки растений из Африки на магнитах; флешка с презентацией об Африке; учебник “Окружающий мир” 4 класс, часть 1. Авторы  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; выписка из энциклопедии для детей «4000 очень важных фактов», «Животный мир Африки» Росмэн, «Азбука природы» Ридерз Дайжест, (Страны. Народы. Цивилизации).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.  (Включается презентация к уроку).

Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по материкам. Мы сегодня узнаем о самом жарком материке Африке. А что бы нам было нескучно путешествовать, я предлагаю взять с нами «корабля» пустыни верблюда и его гостя северного оленя, который хочет познакомиться с жизнью верблюда. Я думаю, что ему очень понравится, и он с удовольствием поселится там. Правда, ребята? (картина верблюда и северного оленя)

3.Обобщение изученного материала. Работа с картой. (на доске висит карта материков).

Учитель: Чтобы начать путешествие, освежим свои полученные знания. Мы знаем, что такое материки.  - Сколько их?(6)

-Покажите (на карте).

-На каком материке мы живем? Евразия (покажите).

-Для начала повторим, в каком полушарии находится Африка? (восточном полушарии).

-Какие моря, океаны омывают Африку? (Индийский океан, Атлантический океан, Аравийское, Красное, Средиземное моря).

-Что такое Сахара? (пустыня)

-А кто знает, где Сахара находится? Покажите на карте. Мы начнем наше путешествие со столицы страны Москвы.

-Где находится Москва? (показать на карте)

Вылетаем в Каир город на севере Африки.

Каир – самый большой город в Африке в нем живут около 11,5 млн человек. Рядом проплывает самая длинная в мире река Нил длиной 6695 км. Славится также египетскими пирамидами. (показать пирамиды) о них мы поговорим потом отдельно. (слайд Каир, пирамиды)                                                    

Кто подготовил сообщение об Африке и конкретно о Сахаре? (Сообщение, заранее подготовленных учеников). Слушаем сообщения одноклассника.

Учитель демонстрирует слайд, используя компьютер.

Что же такое пустыня? Пустыня – это местность, где выпадает 250 мм осадков в год, в действительности же во многих пустынях этот показатель намного ниже для сравнения в тропических лесах Амазонки  выпадает 5000 мм в год. В пустыне бывает очень жарко 13 сентября 1922 года в пустыне Сахара на западе Ливии, температура воздуха поднялась до 58 градусов в тени, поставив абсолютный мировой рекорд. Почва прогревается ещё сильнее – в Долине Смерти её температура достигала отметки +87,8 градусов по Цельсию. Металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог. По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен.

         Там растут растения не прихотливые к воде, (слайд о растениях пустыни) такие, как  верблюжья колючка, солянка, полынь и т.д.  Растения в пустынях выживают за счёт очень длинных корней, с помощью которых достают воду спрятанных глубоко под землей. Мескитовые кусты имеют корни до 30 м в длину, чтобы достать подземные воды, которые накапливаются после сезона дождей. Некоторые выживают за счет накапливания воды в листьях, кактус, а другие наоборот в сухое время их сбрасывают, как например: фоукерия. (слайд о растениях).                                                              

А как вы думаете, какие ещё растут растения в пустынях? С помощью кого? Да действительно люди создают райские уголки. Бывают  оазисы в пустыне. Оазис -  это островок зелени жизни среди безжизненной пустыни. В Сахаре и на Среднем Востоке в оазисах веками селились люди, использовавшие их небольшие ресурсы воды, чтобы выращивать финиковые пальмы, бананы и другие культуры. Под землей есть вода как и термальные воды, как родниковая вода. (слайд оазис)                                                                                                                                                        

Учитель: Какой климат в пустыне?  Какое самое благоприятное время года в пустыне?  Почему? А что можно сказать о почвах пустынь?   (По мере ответов детей, на 3 слайде появляется информация:

  • климат жаркий, сухой, мало влаги, сухие «дожди», когда ураганный ветер поднимает в воздух массы пыли и песка. Такие бури могут, продолжатся, несколько дней подряд.  
  • самое благоприятное время года – редкие обильные дожди не продолжительные.
  • почвы песок, камни.

В пустынях водится довольно много хищников, ящерицы, змеи, шакалы, лисицы, ястребы и т.д. Но преобладают выносливые растительноядные животные. Такие как верблюд, которые питаются колючками и могут долгое время обходится без воды, но если они добираются до них, то за 10 минут могут выпить 123 л воды. (краткие сообщения о животном мире параллельно показ слайда). Почему наш олень не может жить в пустыне? А верблюд как выживает?

Работа с учебником. с. 113 Чтение текста по учебнику.

Учитель: А какие ещё растения пустынь вы знаете? Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

Учитель: А как животные приспособились к жаркому климату пустыни?

Учитель: Обратите внимание сюда на иллюстрации с животными пустыни. (Скорпион, ушастый еж, фенек, верблюд, кобра.) А кто лишний? Почему? (Верблюд.) Давайте составим из них цепь питания, используя иллюстрации.

Дети восстанавливают цепь питания. Скорпион, ушастый еж, фенек, кобра.

Работа с рабочей тетрадью.

Мы ещё не поговорили о занятиях людей в пустыне Сахара? Чем они занимаются?

Об этом узнайте самостоятельно и на следующем уроке расскажете о них.

Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? Мы с вами многое рассказали нашему гостю о пустыне. А теперь, как вы думаете, захочет северный олень жить в пустыне? Подходят ли данные условия для него? К какой среде обитания привык северный олень?

Вывод: Почему не сможет?

Ученик читает сообщение о северном олене.

Сравнение арктической пустыни и пустыни африканской? Что общего между ними, а в чем разница? Дети сравнивают и делают вывод. (на доске висят таблицы «Арктическая пустыня Севера» и «Пустыня Африки»).

Учитель: Вы все правы. Действительно в природе всё гармонично. Это как бусы. Нельзя вырвать одну бусинку и на её место поставить совершенно другую. Такие бусы потеряют вид. Нельзя по нашему желанию взять одно животное и поселить его, куда нам захочется. Хотя иногда человек так делает.

Так к нам в Кольский залив был выпущен камчатский краб. Ученые хотели его оклиматизировать. Краб действительно прижился. Это хорошо. Но теперь он настолько размножился, что представляет угрозу для жизни рыб в нашем заливе, так как съедает криль, которым они питаются. В частности особо страдают мальки трески. Теперь мы видим новую экологическую проблему.

Переселенцы в Австралию никогда не думали, что безобидные кролики станут настоящим бедствием для континента. Они очень плодовиты. Теперь стоит проблема в их уничтожении.

Природа – это хрупкий взаимосвязанный организм. И нельзя в нем пытаться перестроить всё на свой лад. Вы вырастите и должны это помнить.

Посмотрите. У нас на выставке есть много книг, в которых вы можете найти много информаций о пустыне. (подбор выставки книг о животном и растительном мире Африки и других континентов).

Домашнее задание: Я предлагаю вам дома придумать свои вопросы для викторины о пустыне, написать сообщение о животном мире.

А теперь решим небольшой тест о пустыне для контроля полученных знаний (слайд тест).

Тест по теме «Пустыня.»

1. Выбери верное утверждение. Пустыня – это….

а) бескрайнее поле;     б) небольшая равнина, покрытая лесом;
в) сухая территория, покрытая песком.

2. Зона пустыни Сахара расположена:

а) в тропическом поясе;    б) арктическом поясе;
в) экваториальном поясе.

3. Климат в пустыни:

а) жаркий и влажный;       б) жаркий и сухой;
в) холодный и сухой.

4. Почвы в пустыне:

а) глинозем;      б) песчаные;      в) чернозём.

5. Растения в пустыне бывают:  а) раннецветущие;           б) многолетние;                  

 в) влаголюбивые;            г) засухоустойчивые.

6. Выбери только животных пустыни:

а) пингвин;      б) сайгак;      в) антилопа;      г) кобра;
д) верблюд;      е) ушан;        ж) тушканчик.

Взаимопроверка ответов теста.

Поменялись тетрадями и проверили свои ответы, на полях ставим оценку. После этого на экране размещаются ответы теста.

Ответы:

  1. в;   2.  в;   3.  б;   4.  б;   5.  г;   6.  г, д, ж.

Оценки за урок.