Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Сценарий

Тема урока: «Наш край родной»

Цель Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание у школьников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray_rodnoy.docx246.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

урока окружающий мир

Тема урока:

«Наш край родной»

Выполнила: Черданцева Влада Юрьевна,

учитель начальных классов

 «МОУ СОШ №3» города Стрежевого

Пояснительная записка

  1. Методическое обоснование

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Для современного человека стало актуальным изучение культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Знакомясь с жизнью предков, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Урок «Наш край родной» способствует развитию у учащихся духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

    Поскольку ребята имеют недостаточно знаний и представлений об значении патриотизма, поэтому урок также раскрывает само понятие «патриот», «патриотизм» как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны.

На примере своего класса, я решила собрать материал о нашей Малой Родине и оформить его в виде проектов. Данные проекты мы так и назвали: «Моя Малая Родина».

Мы решили изучить природу, достопримечательности наших родных мест. Захотели узнать и рассказать всем о природе наших краев. Каждое сообщение решили обязательно проиллюстрировать фотографиями, картинками.
Сообщения были разделены на несколько групп.

Первая группа стала собирать информацию об истории создания г. Стрежевой, вторая группа - собирала материал о достопримечательностях нашего города. Третьей группе - собрать информацию о природных ресурсах города.


  1. Значение данного урока в формировании образовательного результата:
  • Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.  
  • В качестве непосредственного результата освоения урока следует ожидать повышения уровня коммуникативной культуры, формирование навыка проектной деятельности. Опосредованным результатом деятельности будет являться более глубокое осмысление исторического прошлого нашего края, усиление мотивации обучающихся к самостоятельному познанию и творчеству на основе освоения исторического прошлого.

   

  1. Методические рекомендации по проведению урока:

Большую роль в создании атмосферы играет оборудование кабинета.    

  • административная карта России;
  • карта родного города;
  • фотографии и рисунки с изображением природы родного края.
  • В ход урока включены: индивидуальная работа и работа в группах, проблемные вопросы. Компьютерные презентации используется как средство наглядного представления изученного материала, вносят в урок элемент игры, создают возможность задуматься над решением тех или иных вопросов на уроке.
  • На уроке отсутствует физминутка как таковая, поскольку дети снимают напряжение во время объединения в группы по интересам и проявляют двигательную активность во время поиска информации и в момент представления своих работ.

Сценарий

Тема урока: «Наш край родной»

Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  • Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  • Воспитание у школьников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Давайте, определим тему урока из рассыпавшихся в облаке слова: родной, край, и, Знай, Наш, люби ,земля, умей, дом.

(Приложение №1)

(Наш край родной)

-О чудесном нашем Томском крае

Будет наш сегодня разговор,

О прекрасном милом крае,

Там, где мы живём!

- Я предлагаю провести не просто урок , а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

  1. Актуализация знаний

Фронтальный блиц-опрос.

– Проверить вашу готовность к путешествию поможет небольшой блиц-опрос «Это должен знать каждый». Готовы?  

-Как называется страна, в которой мы живём?

-Объясните лексическое значение слов «столица». Назовите столицу нашей Родины.

-Как называется область, в котором мы живём?

-Где он находится?

-Назовите административный город Томской области?

-Молодцы!

  1. Первичное усвоение новых знаний.

-Помните пословицу: «Одна у человека мать, одна у него и Родина?

-В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

-Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

-Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

-Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

-Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

- Как называется наша малая родина??

- Стрежевой – это наш родной город, наша малая родина. Мы, живем в Стрежевом, значит, мы кто?

- Стрежевчани, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему городу. Вы будете работать в группах. У каждой группы есть маршрутный лист, в котором вы будете делать записи по ходу нашего путешествия.

(Приложение № 2)

-Но для начала по работайте с табличкой.

-Что вы знаете о своём городе?

Работа в группах. Обсуждение + или -

Вопросы

Не знаю

Знаю

Как появился город Стрежевой?

Почему город так называется

Как рос и развивался наш город ?

Когда появился герб города?

Что изображено на гербе Стрежевого?

Знаешь ли ты улицы города?

Знаком ли ты с достопримечательностями Стрежевого?

Какие природные ресурсы есть в городе Стрежевом?

-Ребята вы получили задания подготовить проекты на следующие темы : «История основания Стрежевого», «Достопримечательности Стрежевого», «Природные ресурсы Стрежевого».  Все группы плодотворно и увлеченно работали. Я знаю, что все ребята собрали и создали интересные проекты. Итак, настал момент поделиться результатами своей работы.

-Учитель предлагает выступить первой группе учащихся.

  1. История основания города.

Первая маршрутная остановка это история основания города. Выступающие нам кратко расскажут о основании Стрежевого, а вы записываете в маршрутном листе главную информацию.

(Выходит первая группа и рассказывает свое сообщение, заранее подготовленное).

1 Группа:

Наш Стрежевой!

Стрежевой основан в  1931 году   спецпереселенцами. В  1966 году  возле деревни основан посёлок Стрежевой. С1967 года  Стрежевой — рабочий посёлок, «спальный» район нефтяников, обслуживающих  буровые , в том числе вахтовым методом, в радиусе 400 км. Статус города Стрежевому присвоен 5 апреля  1978 года .

Название произошло от русского диалектного стреж,  стрежень  — «крутой берег реки», «русло, быстрина, протока, стремнина». В момент основания было предложение назвать город — Нефтеград, но в связи с большим количеством городов, начинающихся на «нефте…», от этого решено было отказаться.

Город расположен на берегу правой протоки реки  Обь , на крайнем северо-западе Томской области, в 68 км от железнодорожной станции  Нижневартовск ; площадь района — 3148 га.

Город Стрежевой приравнен к районам  Крайнего Севера .

(После просмотра презентации учащиеся определяют, какую новую информацию они получили для себя).

-Ребята, какие вопросы у вас возникли после прослушивания информации, задавайте их докладчикам.

-Оцените, пожалуйста, труд своих товарищей. (на столах у учащихся звездочки 3-х цветов: красного( информация полезная, мне было интересно), желтого( мне безразлично), синего ( мне было не интересно).

  1. Первичная проверка понимания

Тест с самопроверкой.

Ребята, я думаю, что вы получили достаточно информации об основании города, и мы постарались найти ответы на все ваши вопросы. А сейчас мне бы хотелось узнать, кто из вас был самым внимательным и любознательным. Вашему вниманию я предлагаю заполнить тест. После его заполнения, я дам вам ключ с правильными ответами, и у вас появится возможность проверить себя. В конце теста находится звездочка, которую вы закрасите( в зависимости от результатов) необходимым цветом.

(приложение №3).

  1. Достопримечательности Стрежевого.

Вторая остановка  достопримечательности Стрежевого

Мозговой штурм - «Узнай здание города»

Учитель:

-Сейчас мы проверим на сколько вы знаете свой город.

На карте Стрежевого распредели фото памятников, названий улиц.

-Все хорошо справились, все знают где находятся памятники и улицы, но знаете ли вы когда был построен памятник и чему он посвящен. Приглашаю вторую группу выступающих для того, чтоб нам рассказали по подробней.

(презентация)

Оцените работу группы – сигнальной карточкой.

- Для чего установлены в городе памятники? (Ответы детей)

- -Ребята, так кому же люди ставят памятники? (Памятники ставят тем людям(Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее.)

-  Ребята, давайте вспомним, как ведут себя люди, посещая памятники.

(Они приносят цветы, склоняют голову в знак благодарности, не шумят, не кричат и не бегают, говорят потихоньку. Вспоминают людей, которым поставили памятник, их хорошие дела и поступки.)

- Правильно! К памятникам нужно бережно относиться! И этих правил вы должны придерживаться всю жизнь, а когда вырастите, то научите и своих детей.

       6. Практическая работа.

-Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роли архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемый памятник. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд.

Подумайте над вопросами.

- Чему посвящен памятник?

- Из каких частей оно будет состоять?

— Как его можно украсить?

 (Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)

— Каждая группа должна рассказать о нем? (Ответы школьников.) (Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)

  1. Маршрутная остановка.

Последняя остановка «Природные ресурсы города».

Сообщение группы о полезных ископаемых  Стрежевого. (глина, торф, нефть).

обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

Решение кроссворда в группе. 

(Приложение №4)

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит 
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий – 
Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк).

      7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Ребята, мы с вами сегодня много узнали о Стрежевом. Скажите любите ли свой город-малую Родину?

-Конечно все мы любим свою Родиину.

- А что значит любить Родину?

- За что человек любит свою Родину?

- Каждый ли человек может посвятить свою жизнь служению Отчизны?

- Что необходимо человеку для преданного служения своей Родине?

Обратите внимание на доску « Стенд Герои ВОВ – наши земляки»

- как вы думаете, являются наши земляки патриотами своего Отечества? ( ответы детей)

-А что значет патриот?

 -В толковом словаре Даля В. И. значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины». (Ушаков).

            8.Итог занятия.

-Ребята, мы сегодня с вами много говорили о нашем городе.Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? Что бы вы еще хотели узнать в будущем? Какие ценности для себя вы определили в ходе нашего занятия?

-Чтобы быть достойным гражданином, нужно бережно и уважительно относиться к истории и современности своей Родины, гордиться достижениями людей, которые ее прославили.

      9.Рефлексия

(Под песню «Город Стрежевой»)

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины, ребятам предлагается знания, полученные на уроке (маршрутные листы), положить в ….

hello_html_m703a4888.jpg чемодан

Все, что пригодится в дальнейшем

hello_html_m1dbbde7d.jpg мясорубка

Информацию переработаю

hello_html_m3035ffd8.jpg

Корзина Все выброшу

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

  Тест « Мой любимый город»

1.Когда был основан город Стрежевой?

а) в 1966 г; б) в 1988 г;) 1969 г.

2.Какие реки находятся на территории Стрежевого?

а) Обь, б) Томь,в) Клязьма; г) Пасол, д) Волга.

3.Что изображено на гербе города Стрежевого?

а) зайцы, б) шишка, в) лев.

4. Что значит название города?

а)птица; б)крутой берег реки в) нефть.

Приложение № 4.

10

П

О

Д

З

Е

М

Н

Ы

Е

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

А

Список использованной литературы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9
  3. https://wordscloud.pythonanywhere.com/
  4. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-grazhdanstvennosti-patriotizm-i-grazhdanstvennost-3051742.html
  5. https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-klassnogho-chasa-moia-malaia-rodina.html
  6. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/plankonspekt-vneklassnogo-zanyatiya-po-teme-moya-malaya-rodina.html.