Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Патриоты России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Баранова Валерия Владиславовна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Патриоты России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Патриоты России

Цель:  изучить и осознать подвиг Минина и Пожарского в Смутное время.

Детализация цели по уровням познавательной деятельности:

Знать: кто такие Минин и Пожарский, в какое время происходили события

Понимать: в чем состоял подвиг Минина и Пожарского

Применять: использовать полученные знания для ответов на вопросы и задания

Анализ: исторические события

Синтез: подготовить кроссворд

Оценка: оценить значимость подвига этих двух героев для русского государства.

Литература, которой пользовались при проектировании урока:

1. А.А. Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" 2 часть

2. Истомин С.В. - Минин и Пожарский (История России) - 2008

Средства обучения: учебник, презентация, слово учителя

План урока (поминутный)

1. Орг момент. – 1 минута

2. Проверка домашнего задания. – 4-6 минут

3. Объявление темы и постановка учебной задачи – 3-5 минут

4. Основная часть. – 15-20 минут

5. Физминутка – 1-2 минуты

6. Подведение итогов и обобщение. – 8-10 минут

7. Выставление оценок. – 1 минута

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Вы все приготовили к нашему уроку? Хорошо. Меня зовут … и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Но перед тем, как перейдем к теме нашего урока, мы проверим, что вы помните с прошлого урока.

Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке вы должны были изучать тему, которая называется "мастера печатных дел". О ком была эта тема? (Дети отвечают, что о первопечатнике Иване Федорове). Отлично. Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили, что это за человек и насколько важен он был для России.

Сейчас я буду читать текст об Иване Федорове. Но, будьте внимательны, я сделала некоторые ошибки относительно этого текста и вам эти ошибки нужно найти. Если вы услышали какую-то ошибку, поднимайте руку - я вас спрошу.

Итак, начнем.

Текст: По повелению царя Ивана Грозного была открыта типография в Санкт-Петербурге (в Москве). К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Такими были Иван Федоров и его сын Петр Федоров (помощник Петр Мстиславец). Они и начали налаживать работу.

Известно, что печатные книги раньше не выходили и первая книга Ивана Фёдорова "Апостол", печатавшаяся с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564, по праву считается первой печатной русской книгой (до этого печатные книги выпускались, но никаких записей о них не было). А мастера, создавшие её, по праву называются первопечатниками.

Позднее Иван Фёдоров напечатал и первый русский букварь.

- Отлично, те кто активно работал и правильно находил ошибки получают жетончики. + (выставить оценки за работу по домашнему заданию)

Объявление темы и постановка учебной задачи:

- Вот, ребята, мы с вами вспомнили о первопечатнике Иване Фёдорове. Скажите мне, совершил ли этот человек своеобразный подвиг, открыв Российскому государству книгопечатанье? А знаете ли вы определение патриотизма и кто такие патриоты? (Патриотизм —, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.) Можно ли назвать Ивана Фёдорова патриотом своей страны и почему?

- Да, ребята. Иван Фёдоров действительно был патриотом своей страны, так как делал все на благо государства. А мы с вами сегодня поговорим о двух других патриотах, тоже сыгравших немаловажную роль в жизни нашей страны. Ребята, посмотрите на слайд презентации. Вот памятник двум наших героям: Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. (Слайд 1 на презентации)  Памятник “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818” в истории России и Москвы является первым скульптурным монументом, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества.

Идея создания монумента спасителям Отечества зародилась в начале XIX столетия и принадлежало членам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. И, сначала, памятник должен был находиться в Нижнем Новгороде, где и происходили важные события, в которых участвовали эти герои.

Во всех губерниях России с января 1809 г. была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». К 1811 г. сумма сбора достигла 136 тысяч рублей, из которых 18 тысяч были присланы из Нижегородской губернии. И.П. Мартос обратился с предложением: поставить монумент в Москве  и с просьбой начать работу над памятником.

К 1813 г. было принято окончательное решение установить памятник в Москве. Место для памятника выбрал сам Иван Петрович Мартос – скульптор, создавший этот памятник.

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 г. и превратилось в крупнейшее событие культурной жизни страны.

Но, перед нами, ребята, встает вопрос: что же такого значительного сделали Минин и Пожарский, что о них не только помнят до сих пор, но им еще и памятник поставили, увековечив их подвиг?

Основная часть.

 Сейчас я включу вам учебный фильм идущий всего пять минут. И вы должны не просто внимательно смотреть и слушать все, что там рассказывается, но еще и, по окончанию фильма, ответить мне на два вопроса: в чем состоит подвиг Минина и Пожарского? Почему их считают патриотами своей страны?

(Просмотр фильма)

- А теперь, кто мне ответит на мои вопросы? Кто был внимателен и хочет заработать хорошую оценку за сегодняшний урок? (дети отвечают. Сразу же выдаются жетоны самым активным и тем, кто отвечает правильно)

- Отлично. Мне нравится ваша активность. А теперь, давайте встанем и проведем физминутку, чтобы активизировать нашу деятельность.

Физминутка.

- У меня на картонках написано три фамилии: Минин, Пожарский и Мартос. Когда я показываю карточку с фамилией "Минин" вы встаете в определенную позу (показать). Когда карточку с фамилией Пожарский – в другую (показать). А когда карточку с фамилией Мартос – в третью. Всем понятно? Смотрите внимательнее, я буду быстро менять карточки. Начали.

А сейчас, ребята, которых я попросила перед уроком, расскажут нам немного о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском (Слайд 2 на презентации). Но, не совсем обычным способом. Сейчас, эти два ученика стоящие перед вами на несколько минут станут самими героями, то есть (имя мальчика) станет Кузьмой Мининым, а (имя мальчика) станет Дмитрием Пожарским. И, герои прошлых лет, сами нам о себе расскажу. Но, перед тем, как они начнут рассказывать, остальные не просто так сидят и слушают, а слушают внимательно, так как я задам вам каверзные вопросы. И те, кто на них правильно ответят, получат дополнительные жетоны, а значит, шанс на отличную оценку в конце урока (мальчики читают с листочка краткий рассказ о Минине и Пожарском от первого лица).

- Спасибо большое, вы отлично справились.

Подведение итогов и обобщение. 
- Ребята. Сейчас, я хочу узнать, насколько хорошо вы слушали меня и ваших товарищей на уроке. Я не буду задавать вам вопросы. Я предлагаю, за оставшееся время, вам самим придумать кроссворд, состоящий из пяти вопросов по нашей сегодняшней теме. Справитесь с таким ответственным, творческим и трудным заданием?

(Если детям будет тяжело,  раздать свой кроссворд, на который они отвечают)

Выставление оценок.

- Хорошо, сдаем ваши кроссворды. Кто не успел сделать, доделает дома и отдаст на следующем уроке своей учительнице. А теперь, самое приятное – выставление оценок (выставить детям отметки).

Если останется время:

- Ребята, а хотите, я прочитаю вам отрывок из очень интересной книги про героев нашего сегодняшнего урока? Отрывок, который я хочу прочитать называется: "Кузьма Минин созывает народное ополчение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа России"

Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России"

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру " Патриоты России"

Дети знакомятся с понятиями " патриот", "патриотизм", со значеним "народное ополчение"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...