Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шпорт Светлана Леонидовна

·         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;

·         познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;

                -        развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе

по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

Дата проведения урока: 11.2021 года

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 4в

Школа: ГБОУ лицей №410

Учитель: Шпорт С.Л.

УМК: «ПЕРСПЕКТИВА».

Тема

В ледяной пустыне.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты

Личностные УУД:   мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

Познавательные:  сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Предметные: знать животных и растения, относящихся к зоне арктических пустынь, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данной природной зоны.

Основные

понятия

Арктика, арктические пустыни, ледяная зона, лемминг, многолетняя мерзлота, полярный день, полярная ночь, полярное сияние, Северный Ледовитый океан, Северный  полюс.

Межпредметные связи

литературное чтение, русский язык, технология (Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация»), музыка

Используемые приемы, методы, технологии обучения

Технология развития критического мышления, технология  системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология уровневой дифференциации; технология обучения в сотрудничестве, элементы кейс – технологий.

Формы работы

парная, индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Учащиеся в течение урока работают в группах по 4 человека.

Ресурсы:

Основные: учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», толковый словарь.

Демонстрационный материал:

карта природных зон России, физическая карта России, таблицы «Природные зоны России».

Интерактивный материал:

карточки с учебными заданиями, презентация к уроку Power Point « В ледяной пустыне»

Дополнительные: 

иллюстрации с изображением животных и растений Арктики;  инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии, карточки для проверки домашнего задания,

Оборудование

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов Компьютер, экран, проектор, колонки.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Организационно-мотивационный этап. (2 мин)

Цель:Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

1. Включение в деловой ритм урока

Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё  рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на  уроке. Думаю, что  наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и совместное творчество.

2.Проверка домашнего задания.

(у детей на карточках в неправильном порядке записаны природные зоны, они расставляют правильный).

Дети проверяют свои рабочие места.

Взаимопроверка по образцу на доске.

     

 

Слайд

1.Арктические пустыни

2.Тундра

3.Лесная зона.

4.Степи.

5.Полупустыни и пустыни.

6.Субтропики.

7.Области высотной поясности.

Знать названия и правильное расположение природных зон.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности;  

включение  в учебную деятельность.

II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

СТАДИЯ ВЫЗОВА

(4 мин)

Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.

-Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Откройте карту природных зон на с. 74 учебника, посмотрите на карту на доске.

-Чем отличается одна природная зона от другой на карте?

-Правильно каждая зона имеет определённый цвет.

-Почему?

Самоопределение к деятельности.

-Ребята, сейчас вы посмотрите видеосюжет и попробуете догадаться, о какой природной зоне у нас сегодня пойдет речь на уроке.

- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

- Как эта тема обозначена в учебнике?

- А что такое пустыня?

- Где мы можем посмотреть значение слов?

- Давайте обратимся к толковому словарю Д.И. Ожегова.

(один ученик читает определение)

- Мы привыкли думать, что в пустыне жарко.

Но на севере нашей страны раскинулись другие пустыни. Какие?

-Что вы уже знаете о ледяной пустыне, запишите в 1 столбик таблицы в задании №1 дневника. Обсудите в парах.

 Ответы детей.

О природных зонах

Цветом.

Так как происходит неравномерное нагревание  поверхности Земли солнечными лучами. А в горах природа меняется с высотой.

Дети смотрят видеосюжет.

Дети формулируют тему урока.

В ледяной пустыне.

В толковом словаре

Пустыня – большое пространство со скудной растительностью или вовсе без нее.

Арктические пустыни (ледяные)

Слайд

Карта природных зон

Просмотр видеоролика.

Тема урока «В ледяной пустыне»

Работа с толковым словарем.

Работа с учебником.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

        

Знать объекты живой и неживой природы, умение создавать структуры взаимосвя-зей.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

Регулятивные:

высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать свое предложение.

III. Этап выявления места и причины затруднения

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 (5 мин)

Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей).

Создание проблемной  ситуации.

-Где расположены ледяные пустыни?

- Давайте прочитаем в учебнике на с. 78.

 

- Площадь Арктики почти в три раза больше Европы.  Она занимает территорию Северного Ледовитого океана.

Каким цветом на ней обозначены острова и северные моря?

Издавна многих людей интересовала Арктика. В северный путь отправлялись экспедиции, во время которых осваивали новую землю, изучали побережье, суровый климат, составляли карты, прокладывали морской путь.

-Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Арктика — край морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега. Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?  Или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Проблема на ладошке».

-Вытяните правую ладонь. Вспомните тему урока.  Посмотрите на ладонь и мысленно поставьте для себя задачу, которую вам захочется решить сегодня на уроке.

-Итак, мы отправляемся в научную  экспедицию на Северный полюс, к бескрайним просторам Северного ледовитого океана, в край сверкающих  звонких льдов и пушистых снегов. Наша экспедиция разделится на 4 научные группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. 

-Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждого из вас есть тоже такой дневник, который вы будите заполнять на протяжении нашего путешествия.

- Как должны одеться участники экспедиции?

Физминутка          «В Арктику». (звучит музыка «Где-то на белом свете»)

На островах Арктики (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля)

Голубым обозначен океан и северные моря, а пустыни находятся на островах они обозначаются розоватым цветом.

Дети работают с контурной картой природных зон(закрашивают розовым цветом зону арктических пустынь)

Высказывают мнение по поводу возникшей гипотезы.

Дети ставят задачи что хотели бы узнать(предположения записывают во 2 столбик таблицы)

-        Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

-Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

-Познакомиться с климатом и природными явлениями .

-Деятельностью людей.

-Узнать, какие экологические проблемы существуют.

Тепло

Дети под музыку выполняют упражнения.

                                                   

Слайд

Карта природных зон

Работа с контурной картой природных зон.

Целеполагание.

Слайд

На доске кластер

                    Арктика

             (ледяная пустыня)

План исследования. СЛАЙД

  1. Географическое положение
  2. Климат
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Деятельность человека
  6. Экологические проблемы

Выполняют движения под музыку.

Уметь выбирать обобщен-ные сведения при решении поставленной задачи.

Личностные:

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

СТАДИЯ РАЗ-МЫШЛЕНИЯ

(3 мин)

Цель: постановка целей учебной дея-тельности (выбор способа и средств их реализации).

Практическая работа в группах, ис-следовательская деятельность.

- Вы уже поняли, что работать будем в группах. Вспомните главное правило работы в группах.

Географы

Зоологи

Биологи

Экологи

-Сейчас каждая группа будет решать свою задачу. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной   информацией по плану.

 - Что изучают  географы?

-Что изучают зоологи?

-Что изучают ботаники?

- Что изучают экологи?

1.Уважать мнение товарищей

2. Слушать и слышать друг друга

3. Не обижать и не обижаться

4. Быть внимательным

5. Участвовать всем

Каждый из детей озвучивает задание своей команды:

Слайд

Правила работы в группе: (на доске)

Инструктаж:(у каждой группы на парте)

1.Внимательно самостоятельно изучите текст.

2. Обсудите в команде.

3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.

Выберите докладчика. Доложите.

1 группа «Географы»

Задания для географов(приложение)

+  Карточка-помощница с текстом

2 группа «Ботаники»

Задания для ботаников(приложение)

+ Карточка-помощница с текстом.

3 группа «Зоологи»:

Задания для зоологов (приложение)

+ Карточка-помощник с текстом.

4 группа «Экологи»:

Задания для экологов (приложение)

1.        Что дает Арктика людям?

2.        Почему некоторые животные и рыбы оказались  на грани вымирания?

3. Что нужно делать, чтобы сохранить богатства Арктики?

+ Карточка помощница с текстом.

Уметь определять по карте гео-графические объекты.

Регулятивные: действовать по плану и планировать свою деятельность. Пре-одолевать трудности.

Познавательные:

Развивать позна-вательную иници-ативу.  Выделять существенную информацию из текстов и сообще-ний. Учитывать выделенные учи-телем ориентиры в новом учебном материале.

Коммуникативные:

задавать вопросы, участвовать в учебном сотруд-ничестве.

V. Этап реализации построенного проекта.

(10 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Упражнение – энергизатор.

•Хлопните в ладоши, если вы готовы работать в группе.

•Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.

-Друзья, приступайте к исследованию. Через 10 минут попрошу предоставить добытые сведения.

-А, я вам  желаю удачи и интересных открытий.

Просматривают кейсы, вскрывают конверты.

Дети выполняют задания.

Работают над составлением текстов.

Личностные:

выполнять самооценку.

Регулятивные:

Устанавливать причинно-следственную связь. Давать характеристику рассматриваемому объекту.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и

высказывать своё предположение.

Познавательные:

Развивать познавательную инициативу (уметь задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве). Выделять существенную информацию из текстов и сообщений.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(10 мин)

Цели: усвоение нового способа действия при  решении типовых задач.

Мини-конференция по результатам исследований и поиска информации. Мини-проект.

- Итак, ваше время для исследования закончилось.

-Приглашаю первую группу «Географы» поделиться с нами своими открытиями. Выходят два выступающих, один читает рассказ, а другой показывает иллюстрации, закрепляя их на доске.

- Спасибо за выступление. Вы большие молодцы.

А я хочу рассказать вам о еще одном явлении в неживой природе, отгадайте каком?

Ваши впечатления? Понравилось?

Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце» происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.

- Приглашаю вторую группу «Зоологов».

- Кто из вашей группы желает дополнить выступление?

- Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?

-Давайте поближе познакомимся с животными этой зоны.

(Просмотр видеоролика)

-Следующее выступление группы «Биологов».

- Способны ли растения жить в пустыне?

- А я хочу вас познакомить ещё с одним необычным растением «водоросль снежная» (показ слайда с фото)

Приглашаю для защиты своего проекта группу «Экологов».

-Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

-Какими видами деятельности занимаются люди?

- Какой  ущерб нанесен природе Арктики?

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу Арктики?

Молодцы! А я вам хочу показать небольшой сюжет о том как решают экологические проблемы в мире.

Аукцион знаний.

Какие еще дополнительные сведения вы можете рассказать об Арктике?

- А теперь я предложу капитанам команд оценить, как работали члены вашей команды и поставить им оценки.

Рассказы детей о добытых знаниях.

Выступление 1 группы детей «Географы».

(выступление ученика с сообщением 1 мин)

Дети смотрят видео ролик о северном сиянии.

Выступление 2 группы детей «Зоологи». Составление

 кластера. Животные и птицы.

Выступление 3группы детей «Биологи». Составление кластера.Растения этой зоны.

В этих суровых условиях смогли приспособиться только некоторые растения. Листья маленькие или с разрезами, поэтому позволяют мало испарять воды.

Выступление группы детей «Экологи».

Ответы детей  по карточке -помогайке.

Население и экология.

        Вдоль берегов Северного Ледовитого океана люди проложили морской путь.

        По нему с помощью атомных ледоколов проходят суда.

        На многих островах и льдах созданы научные станции, где ученые изучают природу. Они наблюдают за погодой, льдами и водами.

Предложения детей:

1.        Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить

2.        Охота – запретить, создать заповедники.

3.        Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить  загрязнение моря, чтобы люди не выбрасывали с борта корабля ненужные вещи.

Лишайники, которые есть в Арктике, растут очень медленно, за год всего на 2 мм. Их значение очень велико. Они поселяются первыми в самых беспочвенных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором могут жить другие растения.

        Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество водорослей. Ими питаются черви и рачки. Встречаются рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь, сельдь.

        Во рту самого крупного обитателя Северного Ледовитого океана – полярного кита находятся роговые пластины, которые образуют цедильный аппарат. Передние конечности у него превращены в плавники, а задние отсутствуют.

Слайд

Учитель рассказывает о северном сиянии (можно загадать)

https://youtu.be/60rqZWzD2T0 

 

Показ видеоролика «Животные и растения Арктики».

После выступления в группе учитель показывает детям видео сюжет Эйнауди cыграл на рояле в арктических льдах

http://www.youtube.com/watch?v=O9O5nxIEQ7A 

Концерт в Арктике на фортепиано     Ludovico Einaudi. Итальянский пианист и композитор Людовико Эйнауди в поддержку Greenpeace сыграл на фортепиано в Ледовитом океане. Платформа с фортепиано была установлена напротив ледника Свальбард в Норвегии. Композитор сыграл свою композицию Elegy for the Arctic в поддержку защиты арктических льдов. В частности против бурения нефтяных скважин и чрезмерного рыболовства. 

Знать ос-новные этапы

Познавательные: ориентироваться в своей системе зна-ний, отличать новое от изученного с помощью учителя.

VII.  Этап включения в систему знаний и повторения.  (4 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов,  выявление границы применимости нового знания и научить использовать его

Ребята, вы хорошо изучили все задачи, которые поставили перед собой. Попробуйте заполнить таблицу по изученным задачам и творчески оформить страницу журнала по Арктическим пустыням.

Давайте вспомним, что такое цепи питания?

Индивидуальная работа.

–Я предлагаю выполнить  Тест «Арктика», возьмите листочки, на каждом пропишите свою фамилию.

Дети работают в группах и представляют свои проекты.

Взаимоотношения между организмами, в процессе которых одни особи поедают другие.

Выполняют задание, составляют цепи питания.

Дети выполняют тест.

Фронтальная работа с детьми.

Уметь создавать структуры взаимосвязи смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информа-ции).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  

(5 мин)

Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ну что ж мы возвращаемся из экспедиции.

-Вспомните тему урока.

- Какая проблема перед нами встала в начале урока?

-Какие мы ставили перед собой задачи, чтобы решить её?

-Кто хорошо разобрался в теме?

- Что понравилось на уроке больше всего?

-Над чем ещё следует поработать?

У вас в конвертах лежат льдинки: зеленые, желтые, красные.

Если вам на уроке все было понятно, возьмите зеленую льдинку.

Если вам было все понятно, но есть маленькие недочеты, возьмите желтую льдинку.

Если вам много чего было не понятно возьмите красную льдинку.

По одному выходим и приклеиваем льдинки на ватман.

- Теперь посмотрим на наш уровень усвоения нового материала. Что мы видим?

В ледяной пустыне.

  • Узнать, где расположена зона Арктики, климат.
  • Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.
  • Узнать, какие экологические проблемы существуют.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учащиеся высказывают своё мнение по поводу работы групп.

     

Уметь использовать полученные знания.  

Личностные: выполнять самооценку.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

(2 мин)

Уч. с. 78-81 – читать, ответить на вопр. с. 81. + Доклад по желанию о любом растении или животном Арктики Отметки за урок.

Учащиеся записывают задания в дневник

Работа с информа-цией.

Приложение 2:

            2 группа: «Ботаники»

              1 группа «Географы»

Проблемный вопросСпособны ли растения жить в ледяной пустыне?

1.Какие  растений встречаются в Арктике?

2. Почему в Арктике живут только эти растения?

3.Как они приспособились к суровым условиям Арктики?

4.Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?

Раздаточный материал для ботаников:

1.        Атлас природной заны с изображением растений: мхов, полярного мака, лишайника, голубики, брусники, морошки, водорослей.

2.         Материал учебника на с. 80.

3.        Карточка-помощница с текстом.

Проблемный вопросПочему в арктической зоне суровые климатические условия?

1.Где находится Арктика?

2.Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?

3. Какая погода здесь бывает зимой и летом?

4.Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

Раздаточный материал для географов:

1.         Атлас природной зоны.

2.        Материал на с. 78-79 учебника

3.        Карточка-помощница с текстом.

            3 группа «Зоологи»

             4 группа «Экологи»

Проблемный вопросСпособны ли животные обитать в ледяной пустыне?

1.Какие  животные обитают в Арктике?

2.Как они приспособились к суровым условиям жизни?

3.Как они приспосабливаются к условиям Арктики?

4.Экологические связи обитателей Арктики.

Раздаточный материал для зоологов:

1.        Атлас природной зоны  с изображением птиц и зверей: чайки, кайры, гагарки, тупики, белые медведи, тюлени, сайки, рачки, моржи и пр.

2.        Материал учебника на с. 79-80

3.        Карточка-помощник с текстом.

Проблемный вопросПочему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

1.Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?

2.Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?

3.Почему некоторые животные и рыбы оказались  на грани вымирания?

4. Что нужно делать, чтобы сохранить богатства Арктики?

Раздаточный материал для экологов:

1.        Карточки с изображением оби заповедника острова Врангеля.

2.        Дополнительный текст с. 57-58

3.        Карточка помощница с текстом.

Работа в группах. Приложение 5

- Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть)

                                              Арктика - царство льда и снега

1.Географическое положение

Северный Ледовитый океан   северные моря         острова        

2. Климат

полярный день и полярная ночь северное сияние

3. Растительный  мир

лишайники, мхи, полярный мак, водоросли

4. Животный мир

рачки,  рыбы,  чайки,  гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь

5. Деятельность человека

научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь

6. Экологические проблемы

Браконьерство большая рыбная ловля загрязнение океана

Приложение 1.

                                                     Индивидуальная карта учащегося.

Фамилия, имя _____________________________________________________

Дата______________________________________________________________

Класс  4 «       »       

Тема урока:__________________________________________________________________________

Цель урока:__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

1.Проверка домашнего задания.

Расположи в правильном порядке природные зоны:

 

Лесная зона.

Арктические пустыни

Степи.

Тундра

Субтропики.

Полупустыни и пустыни.

Области высотной поясности.

2.Работа с таблицей.

Я знал (а).

(З)

Новое для меня.

(У)

Хочется узнать

 (Х)

                                              Арктика - царство льда и снега

1.Географическое положение

2. Климат

3. Растительный  мир

4. Животный мир

5. Деятельность человека

6. Экологические проблемы

Инструктаж:

1.Внимательно самостоятельно изучите текст.

2. Обсудите в команде.

3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.

Текст для «Географов»

          Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны.

Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха   понижается   до  – 40 0С       – 500С.  Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4 0С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

Инструктаж:

1.Внимательно самостоятельно изучите текст.

2. Обсудите в команде.

3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.

Текст для «Ботаников»

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. На островах, прямо на голых камнях  встречаются  лишайники, они очень  малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи  и  полярные маки. В толще воды, не покрытой  льдом, большое количество планктонных растений – водорослей.

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/04e0/0000a11f-f42299a7/img6.jpg

        

Инструктаж:

1.Внимательно самостоятельно изучите текст.

2. Обсудите в команде.

3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.

Текст для «Зоологов»

Жизнь в ледяной пустыне

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками — рыбы, а рыбами — птицы.

Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери — прекрасные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.

https://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/81.jpg

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть защищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди снегов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят! В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Инструктаж:

1.Внимательно самостоятельно изучите текст.

2. Обсудите в команде.

3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.

Текст для «Экологов»

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, - они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был создан в 1976 г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу — розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Зоология - наука о животных

Ботаника – это наука о растениях

География — это наука, изучающая природные условия Земли, её население, экономику

Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их  природой

Толковый словарь Ожегова

          ПУСТЫНЯ, и, ж. 1. Большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью. Безводная п. Ледяная, снежная п. (перен.: о больших пространствах льда, снега).          2. Безлюдная или малонаселённая местность (устар.). Уединиться от молвы в деревенской пустыне. Брошенные города обратились в пустыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс "Животноводство в нашем крае"Плешаков А.А. Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием цифровых технологий...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....