Проект по окружающему миру "Удивительный мир рыб" 3 класс.
проект по окружающему миру (3 класс)

Татьяна Анатольевна Корнилова

Проект  по окружающему миру "Удивительный мир рыб" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx601.51 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

1. Название проекта:

« Удивительный мир рыб».

2. Руководитель: Корнилова Т.А.

3. Учебный предмет: окружающий мир.

4. Возраст учащихся: 3 класс.

5. Тип проекта: информационный

6. Цель проекта: познать жизнь и разнообразие рыб.

7. Вопросы проекта:

- Что мы знаем о жизни рыб? Как можно ознакомить с этим других?
- Кто такие рыбы? 
- Какое строение имеет рыба? 
- Что можно сказать о рыбах как о родителях?
- Какие виды рыб обитают
в водоемах нашего края?

Продолжительность проекта: 3 недели: самостоятельная подготовка детей, консультации учителя, 1 час групповой работы. 

Описание: Аппликация - очень интересный вид творчества, дающий полет для фантазии и воображения.

Ход проекта (поэтапно)

Этап 1. Подготовка. Погружение в проект.
Этап 2. Проектирование.
Этап 3. Практический. 
Защита проекта. Продукт проекта.
Этап 4. Контроль и оценивание.

План работы над проектом.

Этап 1. Подготовка.
Предварительная подготовка учителя:
• Выбор темы и формирование задач проекта;
• Продумать ключевые понятия темы;
• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
• Консультации для родителей.
Этап 2. Проектирование.
• Сообщается тема проекта " Этот удивительный мир рыб"
• Предлагается создать проект аквариума для детей. Какой аквариум вы бы хотели создать, чтобы был интересным для ребенка (оформление, содержание).
• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения. 
Этап 3. Практический. 
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.
Вид урока: Урок – проект.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Дети рассаживаются за 4 стола по группам. Вспомнить правила работы в группе. В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах. 
План
Группа 1 – Кто такие рыбы?
Группа 2 – Интересные факты из жизни рыб.
Группа 3 - Рыбы Кемеровскойой области. О чём ты должен знать и помнить.

2.Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта. 
На столах каждой группы лежат необходимые для работы предметы, рисунки, рефераты, энциклопедии, собранный материал о животных.
Помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное – качество работы. 
Итогом работы должно быть создание альбома для детей .
Тема нашего проекта звучит так: " В мире животных. Рыбы "

3.Защита проекта.

Выступление 1 группы 
Выступление 1 группы. Знакомство с планом работы.
Кто такие рыбы?
План
1.Вопросы и ответы. 
2.Тест.
В группе распределены роли. Дети представляют рефераты, сообщения, рисунки, иллюстрации рыб, строение рыб. Звучит музыкальная заставка. Дети изображают, что плывут внутри шара в воде и через специальные иллюминаторы видят обитателей воды. 
Между собой ведут диалог.
1 ученик. Может кто- то из вас ответит на вопрос. Как называется наука о рыбах?
2 ученик. Наука о рыбах - ихтиология.
3 ученик. Объясните слово ихтиология.
4 ученик Ихтиология (от греч. ‛ихтиос‛ – рыба, ‛логос‛ – слово, учение). 
5 ученик. Кто такие рыбы?
1 ученик. Это покрытые чешуей холоднокровные позвоночные, которые живут в воде, дышат жабрами и плавают с помощью плавников и хвоста. Они составляют самую обширную группу позвоночных – примерно 24 000 видов: их больше, чем амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых. 
2 ученик. Древнейшие из современных рыб – акулы, скаты и химеры. 
Посмотрите, вот плывёт акула, скат. 

Описание: http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/35427_ac5ca936b62b60ec97f74ff2740ab022.jpg.jpg


Они называются хрящевыми. Поскольку весь их скелет состоит не из костей, а только из жёсткого хряща. Однако больше всего на свете костных рыб, чьё название говорит само за себя и вполне оправданно, что может подтвердить любой, кто их ел.
3 ученик. Всем животным необходим кислород. Мы дышим лёгкими, получая кислород из воздуха. Рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами, расположенными по бокам головы. У большинства их четыре пары. Это красные перистые структуры, образованные нежными лепестками, по которым течёт кровь. Вода входит рыбе в рот и выходит через жаберные щели в глотке, омывая по пути жабры. При этом через их тонкую оболочку кислород проникает в кровь. 
4 ученик. Что вы знаете о плавниках. 
5 ученик. А я знаю, что у рыб два типа плавников – парные по бокам и непарные по плоскости тела. 
1 ученик. Да, парные делятся на грудные – сразу за головой – и брюшные, сдвинутые назад и чаще всего вниз. Они помогают рулить, тормозить и даже плыть задом наперёд. К непарным обычно относятся спинной, анальный и хвостовой. Они регулируют «крен» тела, а хвостовой плавник вместе с сильным хвостом обеспечивает рыбе основной толчок о воду, за счёт которого она движется вперёд.
2 ученик. А сейчас рассмотрите строение рыбы.

Описание: http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/35427_15f073d2134dcc6045995dc075663581.jpg.jpg


3 ученик. А сейчас мы проведём тест. Тест составлен по темам прошлых уроков. Содержание теста – это важные этапы в жизни рыб. 
Тест 
Рыбы
1.Позвоночные.
2. Беспозвоночные.
Защитный слой тела 
1.Покрыто чешуйками.
2.Твердая оболочка – кутикула.
3.Тело покрыто шерстью.
Дыхание
1. Через трахеи.
2. Через лёгкие.
3. Через жабры.
Размножение
1.С помощью яиц.
2.Мечут икру.
3.Мечут икру, с помощью яиц, рождаются живые мальки.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания. 
Оценка. Если вам понравилось выступление 1 группы покажите фишкой.
Ответы детей.
Вывод: в тесте важные момента в жизни рыб, путешественники рассказали интересные факты из жизни рыб, ребята вели диалог не по помощнику, а на память рассказывали, очень интересно показывали мимикой и жестами.
Физкультминутка 
Выступление 2 группы. 
В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки, иллюстрации рыб. Звучит музыкальная заставка.
Две девочки сидят на стульях, в руках у них куклы. Они поют своим куклам песню.
Спи, малыш, усни, дитя, 
Спи, Мой, ясноокий, 
Укачаю я тебя, 
Сон придёт глубокий.
3 ученик. О чём вам напоминает эта ситуация? 
Ответы. Как мама меня в детстве укачивала спать. 
4 учение. Что ты можешь рассказать о своей маме.
Ответы. Она у меня заботливая, любящая.
5 ученик. А вот рыбы тоже могут быть заботливыми родителями. 
1 ученик. Многие из этих «холоднокровных созданий» – очень заботливые родители. Морские коньки не мечут икру, а рожают мальков, причём это делает отец, а не мать. Самка откладывает икринки в выводковую камеру на его брюшке. Там мальки вылупляются, подрастают и даже кормятся специально выделяющимся из тела отца веществом. Достаточно окрепнув, потомство выплывает через особое отверстие. 
2 ученик. Некоторые рыбы держат икру во рту до появления мальков, которые прячутся туда же в случае опасности. Это рыба гаплохромиса Бартона. 


3 ученик. Ярким примером подлинной заботы о потомстве может служить самец колюшки девятииглой - маленькой рыбки, не более 5-6 см длиной, с 9-10-ю колючками на спине. Самец строит гнездо из водорослей, обрывков корешков, травинок, скрепляя их слизью. Гнездо шарообразное с двумя отверстиями напротив друг друга. Самец последовательно загоняет в гнездо самок, которые откладывают там икру. Оплодотворенная икра развивается в гнезде, а самец остается на страже у входа, не подпуская никого к гнезду. Охрана гнезда продолжается около двух недель, причем самец внимательно ухаживает за икрой, а после выклева из икры наблюдает за молодью, не давая ей далеко уплывать. 


4 ученик. А небольшая дальневосточная рыбка карепрокт отдает своих мальков на воспитание «няньке». Эта рыбка водится в Охотском море и живет на больших глубинах. Весною перед нерестом рыбки поднимаются из придонных вод поближе к поверхности, где можно встретить громадных камчатских крабов. Подплыв к крабу, они просовывают свой яйцеклад - довольно длинную трубочку под его панцирь и откладывают икру на жабры. 
5 ученик. Под панцирем, как в инкубаторе, икра развивается почти в полной безопасности, потому что любители полакомиться жестким колючим крабом встречаются редко. Жабры краба все время находятся в движении, прогоняя воду. Вода омывает и сами жабры, и находящуюся в них икру. С наступлением тепла вода прогревается, особенно на мелководье и крабы устремляются туда. Вместе с ними в этом своеобразном инкубаторе переселяется икра. Когда мальки вылупляются из икринок, они оказываются в теплых и богатых пищей прибрежных водах. 


1ученик. Рыбы - разнородная и обширная группа животных, различающаяся по окраске, размерам, строению. Среди них встречаются и большие, и маленькие, и спокойные, и свирепые рыбы, способные поедать других и в том числе людей, и удивительные долгожители. Самая маленькая рыбка Длина самой маленькой в мире речной рыбы - карликовой пандаки, составляет 7 мм, а вес - всего 4 грамма. Эта бесцветная и почти прозрачная рыбка обитает в реках Юго-Восточной Азии и Австралии. 
Общая характеристика
Самой мелкой и самой легкой пресноводной рыбой является карликовая пандака

Название рыбы в переводе обозначает - карликовый пигмей. Длина тела самцов равна 7,5-9,9 мм, а вес всего 4-5 мг. Несмотря на их размеры, рыбки широко используются в жареном виде, в смеси с пряностями и т.д. Рыбка часто содержится в аквариуме. Карликовая пандака занесена в список исчезающих видов. 
Самая свирепая рыба
Самые опасные и свирепые среди речных рыб – пираньи. Они обитают в реках Южной Америки и нападают на любое живое существо, оказавшееся в воде, независимо от его размеров. В 1982 г. в Бразилии от них погибли 300 человек, оказавшихся в воде в результате кораблекрушения. 
Общая характеристика
Пираньи могут достигать длины в 30 см и веса до килограмма. Взрослая пиранья — крупная рыба, оливково-серебристая с фиолетовым или красным отливом. По краю хвостового плавника проходит чёткая чёрная кайма. Строение нижней челюсти и зубов позволяет пиранье вырывать из добычи крупные куски мяса. Взрослая пиранья может перекусить палку или человеческий палец. 


Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания. 
Ответы. Я узнал о заботливых родителях- рыбах. 
Оценка. Если вам понравилось выступление 2группы.
Покажите фишкой.
Выступление 3 группы. Рыбы Кемеровской области. О чём ты должен знать и помнить. 
В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки, иллюстрации рыб.
мы расскажем о некоторых из разновидностей  рыб.
1 ученик. Отгадайте загадку.
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
2 ученик.
Обыкновенная щука – одна из крупных пресноводных рыб. Она достигает в длину 1,5м и 16 – 20 и более кг. Тело её удлинённое , стреловидное с большой головой. Спина тёмная, брюхо беловатое, часто с желтизной. Взрослые щуки – настоящие охотники. Щука в основном поедает больную рыбу, ослабленную. В этом проявляется её санитарная роль в жизни водоёма.

3 ученик

Карп - большая всеядная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Они имеют по два уса с каждой стороны верхней челюсти. Карп может жить один, в озерах с заиленным дном, водоемах, и реках. Самка откладывает яйца на растениях, в мелкой воде, обычно в течение весны. Вообще для икрометания требуется две недели хороших температур. Яйца развиваются от 4 до 8 дней. Карп достигает сексуальной зрелости в возрасте около трех лет и может жить до 50 лет, или больше. Вес средего карпа - около 9 кг., но он может достигать и 35 кг.Обычный карп - оригинальная порода, а зеркальный, генетически выведен.


4 ученик. Налим — единственный представитель тресковых среди пресноводных рыб. Обитает налим в реках и озерах почти по всей территории России, кроме Кавказа и Камчатки.

Внешний облик и образ жизни налима свидетельствуют о том, что это рыба реликтовая, сохранившаяся со времен ледникового периода. Он унаследовал холодолюбивость своих предков и обитает в основном в водоемах северного полушария. Особенно распространен в реках Сибири. Ценная промысловая рыба, особое значение имеет печень налима как деликатесный продукт, богатый жиром и витамином А. В настоящее время по всей России отмечается снижение численности налима, уменьшение его средних размеров из-за переловов и загрязнения водоемов.


5ученик Золотой карась – одна из самых известных пресноводных рыб. Длина его тела до 45 см, масса – до 3 кг. Тело высокое, сжатое с боков. Спина тёмно – золотистая, бока тёмно – зелёные. Брюхо светлое. Это неприхотливая рыба, она выживает при минимальном содержании кислорода. Взрослые рыбы всеядны, они поедают не только животные корма, но и растительную пищу. Размножается весной и в начале лета в прибрежной зоне среди водных растений. Карась очень вынослив. Легко переносит заморозки и холодную зиму. В случае полного промерзания водоёма он закапывается в ил на глубину до 70 см и таким образом проводит холодную зиму.


1 ученик. Приготовьте сообщения о рыбах, живущих в реках. 
Правила
О чём ты должен знать и помнить.
1. Не навреди.
2. У животных свои законы существования.
3. Повстречавшись с животным, уступи ему, не принимай силу, не старайся воздействовать на него.
Анализ работы группы. Ответы. Я узнал о рыбах нашей местности. В нашей реке ,в озёрах живут эти рыбы. 
Оценка. Если вам понравилось выступление 3 группы покажите фишкой. 
Итог урока.
Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания. 
Результаты. Результат работы групп – создание своего аквариума с рыбками. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...