Урок окружающего мира в 3 классе "Дорожные знаки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Афиногенова Валентина Александровна

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 3

Тема урока: Дорожные знаки

Место урока: 3 урок в разделе «Наша безопасность»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель содержательная: расширить и систематизировать знания обучающихся о группах дорожных знаков, их назначении и отличительных особенностях.

Цель деятельностная: формирование умения различать и классифицировать дорожные знаки.

Презентация:https://disk.yandex.ru/d/IzsvAdqAlS29Hg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.2._tk_dorozhnye_znaki.docx91.71 КБ
Файл 3.3.2._zadaniya_dlya_sr_dorozhnye_znaki.docx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

Урок окружающего мира в 3 классе

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1684047/d9f62d48-566e-4006-9420-8bde9996fb4f/s1200?webp=false

Автор работы: Афиногенова Валентина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор

Синдор

2021

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 3

Тема урока: Дорожные знаки

Место урока: 3 урок в разделе «Наша безопасность»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель содержательная: расширить и систематизировать знания обучающихся о группах дорожных знаков, их назначении и отличительных особенностях.

Цель деятельностная: формирование умения различать и классифицировать дорожные знаки.

Задачи:

Образовательные – знакомство с историей дорожных знаков, с названиями групп дорожных знаков, их отличительными особенностями; знакомство с дорожными знаками разных стран; систематизация и обобщение знаний о правилах безопасности на дорогах, о назначении и использовании дорожных знаков.

        Развивающие – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, уважения к окружающим.

        Воспитательные – развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные – знать группы дорожных знаков, их назначение и отличительные особенности, знать правила безопасности на дорогах; уметь классифицировать дорожные знаки.

Познавательные УУД - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные УУД - принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные УУД - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться с членами группы, приходить к единому мнению.

Личностные - положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания, развитие любознательности, формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли с учётом задач и ситуаций общения, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения, обучение в сотрудничестве, технология исследовательской деятельности, технология личностно-ориентированного обучения.

Методы ведения урока: деятельностный

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная

Оборудование: проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация учебной деятельности

Рифмованное начало

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашем классе!

Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Садитесь.

Настроенье у нас отличное!

А улыбка – дело привычное!

Пожелаем друг другу добра!

Нам урок начинать пора!

Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
Коммуникативные:
- строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

  1. Актуализация знаний

Проблемный диалог

В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили все, кому как захочется.

Наступил 19 век. И в 1886 году немецким изобретателем Карлом Бенцем был построен первый в мире автомобиль.

В России первый автомобиль был представлен публике на Нижегородской выставке в 1896 году Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.

Что произошло дальше?

И постепенно улицы городов мира стали заполнятся машинами. По улицам современного города движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Что бы было, если бы в наше время по улицам ездили и ходили, как раньше, т.е., кому как захочется. Что бы произошло?

Отвечают на вопросы, рассуждают. Высказывают свое мнение.

Коммуникативные:
- умение отвечать вопросы,
- формулирование собственного мнения

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

3. Выявление места и причины затруднений 

Загадка, ЗХУ, формулировка темы и цели

Отгадайте загадку!

Днём и ночью, в дождь и стужу
Мы несём дороге службу.
Знают нас на всей планете,
Знают взрослые и дети.

Мы рисунки непростые,

На дороге - постовые!

Кто же эти неутомимые помощники?

Тема: Дорожные знаки /открывается на доске/

Цель: Познакомиться с дорожными знаками.

Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран.

Отгадывают загадку, называют тему урока и цель

Личностные:
- развитие «Я-концепции» и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

Коммуникативные:
- использование речи для регуляции своих действий

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы

Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

          Наверняка, вы уже знаете что-то о дорожных знаках! Заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Когда появились первые дорожные знаки?

На какие группы делятся дорожные знаки?

Одинаковые или разные дорожные знаки в разных странах?

Заполняют таблицу ЗХУ

4. Проект выхода из трудной ситуации

Формулировка задач и плана работы на уроке

Какие задачи стоят перед нами? /прикрепляются к доске/

  1. Узнать историю возникновения дорожных знаков.
  2. Выяснить, на какие группы делятся все дорожные знаки.
  3. Узнать, отличаются ли знаки в разных странах.

Составим план работы на уроке:

  1. История
  2. Группы
  3. Сравнение

Опираясь на таблицу ЗХУ, формулируют задачи, озвучивают план работы на уроке

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- структурирование знания

Постановка детьми целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

5. Реализация проекта 

Работа с информационной картой

Словарная работа, презентация

Приём сравнения

Приём сравнения

        На столах у вас листы с исторической информацией. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Из истории:

В III веке до нашей эры в Древнем Риме появились первые в мире дорожные знаки. Это были таблички с названиями населённых пунктов, а также с надписями: «Уступи дорогу», «Опасное место». Вдоль основных дорог были поставлены каменные столбы, на которых высекалось расстояние от главной площади в Риме.

На Руси укладывали камни и ставили столбы. На перекрёстках устанавливали каменные или деревянные кресты. Петр 1 издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения. При Петре 1 верстовые столбы стали полосатыми.

С появлением автомобилей граждане опасались аварий на дорогах. В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. Были приняты 4 дорожных знака.

           Предлагаю вам поработать в командах.

У вас на столах конверты. В них дорожные знаки. Попробуйте разделить их на группы.

Сколько групп получилось?

- Возникла проблема! Все команды по-разному разделили дорожные знаки на группы. Где мы можем найти информацию?

Обратимся к презентации!

Каждая группа имеет название:

Предупреждающие:

- Так о чём предупреждают эти знаки?

/Об опасности, которая может, встретится на твоём пути/

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки? /Большинство имеют форму треугольника, с красным контуром, а внутри, черным по белому, изображена опасность или ситуация, которая ждет водителя впереди/

- Назовите предупреждающие знаки.

- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов? /Дети/

Запрещающие:

- Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.

- Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя.

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? /В основном, имеют круглую форму, окаймленную красным цветом, а внутри черным по белому показано, что нельзя делать в той или иной зоне/

Предписывающие:

- Они говорят, следуй строго предписанию. Эти знаки предписывают (то есть указывают) водителям и пешеходам, как должно осуществляться движение по дорогам. 

- Назовите знаки.

- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки? /Они имеют круглую форму и синий фон/

- Школьникам особенно важно знать два знака — «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка».

Знаки особых предписаний:

- Эта группа знаков вводит или отменяет определённые режимы, типы движения.

- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Найдите название этой группе знаков.

Знаки сервиса:

- Назови знаки сервиса. Здесь оказывают услуги.

- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?

- Какого они цвета и формы?

Обратить внимание детей на знак «Кемпинг».

Вывод: На какие группы делятся дорожные знаки?

- Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

Как вы думаете, отличаются ли дорожные знаки в разных странах?

- Дорожные знаки во многих странах мира сделаны одинаковыми по форме и по содержанию не просто так. Это сделано для того, чтобы не создавать путаницы и неразберихи. Большое количество людей ежегодно ездит из одной страны в другую, в том числе и на своём транспорте. И водители без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам.

Что вы скажете об этом знаке? /Знак ежа, верблюда/

Самостоятельно изучают информацию, готовятся к ответам на вопросы по прочитанному

Работают в группах, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Отвечают на вопросы, высказывают мнение, делают выводы

Исправляют ошибки, допущенные при классификации дорожных знаков

Словарная работа: Кемпинг – место для отдыха.

Отвечают на вопросы, высказывают мнение

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания»

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

6. Первичное закрепление

Игра, словарная работа

Игра «Помоги инспектору установить дорожные знаки»

Словарная работа: Инспектор ДПС – специалист, который контролирует выполнение правил дорожного движения.

- Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!

- Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но он предлагает выполнить ещё задание.

- Вновь предлагаю поработать в группах

Игра «Дорожные знаки»

/1, 2 группа/ Укажите стрелкой, какой дорожный знак должен находиться в указанных местах

/3, 4 группа/ Соедините линией - дорожный знак и название

Участвуют в игре

Работают в группе, отчитываются о результатах

Коммуникативные:
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи
Познавательные:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

7. Домашнее задание

Домашнее задание с градацией (основное и творческое)

учеб. стр.14 -17,

тетрадь, стр. 9-11

Творческое задание (на выбор, по желанию):

  1.  Провести мини-исследование о дорожных знаках нашего города или о дорожных знаках разных стран, подготовить отчёт;
  2.  Придумать новый дорожный знак (нарисовать, сделать из цветной бумаги, пластилина, картона и т.д.)

Вклеивают домашнее задание в дневники

8. Рефлексия

ЗХУ,

«Продолжи предложение», «Смайлики»

- Заполните в таблице графу «Узнал»

- Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- Прикрепите к доске:

Если все получилось, и вы довольны своей работой - зеленый смайлик.

Если не всё получалось – жёлтый смайлик.

Если было трудно – красный смайлик.

Заполняют в таблице ЗХУ графу «Узнал», анализируют и оценивают свою работу на уроке, высказывают своё мнение об уроке

Выбирают смайлики для самооценки

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
Регулятивные:
- адекватная самооценка

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Резерв

Игра

Кластер

Игра «Верно ли утверждение»

- Приготовьте сигнальные карточки – светофоры.  Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.

1. Дорожные знаки разные в каждой стране. Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да.

5. Дорожный знак «Кирпич» означает место остановки автобуса?

Нет.

6. Знак «Пешеходный переход» выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да

Составить кластер «Группы дорожных знаков»:

C:\Users\Пользователь\Desktop\urvPOdW94ow.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дорожные знаки".

Мною представлена презентация к  уроку окружающего мира на тему «Дорожные знаки».Цели презентации: расширить и систематизировать знания учащихся третьего класса о группах дорожных знаков, их назн...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"

Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока:       Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для уроков окружающего мира в 3 классе при изучении раздела "Наша безопасность"....

Конспект урока окружающего мира "Дорожные знаки" 3 класс

Данный конспект урока предназначен для изучения раздела окружающего мира "Наша безопасность"...

Конспект урока Окружающего мира. Тема: Дорожные знаки

План-конспект урока по окружающему миру ( 3 класс) на тему Дорожные знаки...