ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Литвинова Лидия Александровна

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?" 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_kto_takie_ryby.docx14.73 КБ
Package icon downloads.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Кто такие рыбы?»

Продолжительность: 35 минут.

Класс:  1

Цели урока (предметные)

Обучающие: 

- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб;

- особенностями строения;

- учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб;

- развивать умение детей работать с учебником;

- расширение кругозора детей;

Развивающие: 

- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;

Воспитывающие: 

– воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру;

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника;

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оборудование: 

УМК Школа России (учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, рабочая тетрадь), компьютер, проектор, электронная презентация, сигнальные карточки, цветные карандаши, рисунки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс!     (поздороваться с гостями)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

А теперь проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Психологический настрой на урок.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствуйте мягкость и теплоту рук.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом, потому что класс – наш дом, где мы дружно все живём. Желаю вам успехов!

III. Самоопределение к деятельности.

- Закройте все глазки. Лягте на парту     (включить музыка)

- Муравьишка Вопросик приглашает нас в путешествие. Вот он бежит по полянке и перед ним простилается прозрачный водоём. Любознательный Муравьишка очень долго его рассматривал…

- Кого же он мог там увидеть?     (выключить музыку)

- А Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку   (слайд № 2)

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка, в сказку загляни!          (слайд № 3)   (слайд № 4)

- Кто такие рыбы? (водные животные)

- Где могут жить рыбы? (в воде, в реке, в море, в озере, в океане)     (слайд № 5)

- Предположите, о ком пойдёт речь сегодня на уроке окружающего мира? (о  рыбах)

(на доске тема урока «Кто такие рыбы»)

- А что мы должны узнать о рыбах?   (вывесить алгоритм на доске)

  1. Отличие рыб.
  2. Строение тела рыб.
  3. Разновидности рыб.
  4. Значение рыб.
  5. Охрана рыб.

IV. Работа по теме урока.

1. Игра «Кто больше»     (между рядами)

- Вспомните, каких рыб вы знаете? Называйте, не повторяйтесь!

- Молодцы! Сколько рыб назвали!

2. Работа по картинке.

- Кто знает загадки о рыбах?

В воде они живут, нет клюва, а клюют.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

- О каких признаках рыб говорится в загадках?    (живут в воде, есть чешуя)   (слайд № 6)   

- Зачем рыбе нужна чешуя?

- На что она похожа?          (диск 1 кадр)

- Чем же рыбы отличаются от других животных?   (слайд № 7)

- Ребята, вы увидели некоторых рыб, каково строение их тела?       (рыбка на доске)

3. Работа по учебнику с. 34

- Проверим правильность наших предположений. Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением тела рыб в учебнике с. 34   (1-2 минуты самостоятельно рассмотреть, прочитать подписи)

- Что мы забыли?  (жаберная крышка)

- Кто пойдёт и покажет части рыбы?   (ученик показывает на доске, учитель прикрепляет подписи)

С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде. Спинной плавник не даёт опрокинуться, грудной и брюшной – работают, как рули, с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост толкает рыбу вперёд. Рыбы не могут жить без кислорода. Они получают его с помощью жабр.

V. Физминутка.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Рассмотрите рисунки на с. 35 учебника.

- Какую новую информацию о рыбах вы узнали?   (слайд № 8)

- Почему рыбы называются речными?

- Почему рыб называют морскими?

- Какие рыбы изображены на левом рисунке?  

(окунь, щука, сом, карась, ёрш)          (слайды 9-13)

Сом – тело удлинённое, без чешуи, покрыто слизью.

- Какие рыбы изображены на правом рисунке?

(сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала)     (слайды 14-18)

Треска – из печени трески производят тресковое масло, богатое витаминами.

Камбала – отличается сильно сплющенным телом и расположением глаз на одной стороне, меняет окраску тела под цвет дна, защищаясь от врагов. Прячась, засыпает себя песком, взрыхляя его плавниками.

4. Работа в тетради с. 24

Игра «Узнай рыб по силуэтам»

- Рассмотрите рисунки.

- Каких рыб вы узнали по их силуэтам?

- Какие из них морские? (камбала, акула)

- Закрасьте кружочки около них синим цветом.

- А какие рыбы речные?  (окунь, сом, щука)

- Закрасьте кружочки около них зелёным цветом.

- Проверьте правильность вашей работы   (слайд № 19)

VII. Значение рыб.

- Вернёмся к плану нашего урока.

- Что нам удалось узнать?

- Что ещё осталось?

- Каково же значение рыб?

Очищают воду, являются пищей для людей, животных, птиц. Служат для красоты (аквариум). Подводный мир очень красив, он всегда манит к себе людей – для этого они опускаются глубоко под толщу воды.

VIII. Охрана рыб.

- Почему в природе необходимо охранять рыб? (из-за того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу в больших объёмах вылавливают браконьеры)

Необходимо не только охранять рыбу, но и заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб занесены в Красную книгу – это вымирающие виды. Запрещено истребление рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей.

IX. Итог урока.

X. Рефлексия    (на парте у каждого рыбка, «чешуя» разного цвета и клей)

- К нам в гости приплыли рыбки, но они без чешуи. А на улице холодно, вода в водоёмах тоже холодная.

- Мудрая Черепаха предлагает им «сшить» наряд   (работа в парах)

- Приклейте чешуйки на рыбок   (цвет)   (включить музыку для работы)

- Давайте запустим в водоём наших рыбок.

- Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

Предмет:  окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Кто такие рыбы?»

Продолжительность: 35 минут.

Класс:  1

Цели урока (предметные)

Обучающие: 

- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб;

- особенностями строения;

- учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб;

- развивать умение детей работать с учебником;

- расширение кругозора детей;

Развивающие: 

- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;

Воспитывающие: 

– воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру;

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника;

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оборудование: 

УМК Школа России (учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, рабочая тетрадь), компьютер, проектор, электронная презентация, сигнальные карточки, цветные карандаши, рисунки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс!     (поздороваться с гостями)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

А теперь проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Психологический настрой на урок.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствуйте мягкость и теплоту рук.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом, потому что класс – наш дом, где мы дружно все живём. Желаю вам успехов!

III. Самоопределение к деятельности.

- Закройте все глазки. Лягте на парту     (включить музыка)

- Муравьишка Вопросик приглашает нас в путешествие. Вот он бежит по полянке и перед ним простилается прозрачный водоём. Любознательный Муравьишка очень долго его рассматривал…

- Кого же он мог там увидеть?     (выключить музыку)

- А Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку   (слайд № 2)

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка, в сказку загляни!          (слайд № 3)   (слайд № 4)

- Кто такие рыбы? (водные животные)

- Где могут жить рыбы? (в воде, в реке, в море, в озере, в океане)     (слайд № 5)

- Предположите, о ком пойдёт речь сегодня на уроке окружающего мира? (о  рыбах)

(на доске тема урока «Кто такие рыбы»)

- А что мы должны узнать о рыбах?   (вывесить алгоритм на доске)

  1. Отличие рыб.
  2. Строение тела рыб.
  3. Разновидности рыб.
  4. Значение рыб.
  5. Охрана рыб.

IV. Работа по теме урока.

1. Игра «Кто больше»     (между рядами)

- Вспомните, каких рыб вы знаете? Называйте, не повторяйтесь!

- Молодцы! Сколько рыб назвали!

2. Работа по картинке.

- Кто знает загадки о рыбах?

В воде они живут, нет клюва, а клюют.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

- О каких признаках рыб говорится в загадках?    (живут в воде, есть чешуя)   (слайд № 6)   

- Зачем рыбе нужна чешуя?

- На что она похожа?          (диск 1 кадр)

- Чем же рыбы отличаются от других животных?   (слайд № 7)

- Ребята, вы увидели некоторых рыб, каково строение их тела?       (рыбка на доске)

3. Работа по учебнику с. 34

- Проверим правильность наших предположений. Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением тела рыб в учебнике с. 34   (1-2 минуты самостоятельно рассмотреть, прочитать подписи)

- Что мы забыли?  (жаберная крышка)

- Кто пойдёт и покажет части рыбы?   (ученик показывает на доске, учитель прикрепляет подписи)

С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде. Спинной плавник не даёт опрокинуться, грудной и брюшной – работают, как рули, с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост толкает рыбу вперёд. Рыбы не могут жить без кислорода. Они получают его с помощью жабр.

V. Физминутка.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Рассмотрите рисунки на с. 35 учебника.

- Какую новую информацию о рыбах вы узнали?   (слайд № 8)

- Почему рыбы называются речными?

- Почему рыб называют морскими?

- Какие рыбы изображены на левом рисунке?  

(окунь, щука, сом, карась, ёрш)          (слайды 9-13)

Сом – тело удлинённое, без чешуи, покрыто слизью.

- Какие рыбы изображены на правом рисунке?

(сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала)     (слайды 14-18)

Треска – из печени трески производят тресковое масло, богатое витаминами.

Камбала – отличается сильно сплющенным телом и расположением глаз на одной стороне, меняет окраску тела под цвет дна, защищаясь от врагов. Прячась, засыпает себя песком, взрыхляя его плавниками.

4. Работа в тетради с. 24

Игра «Узнай рыб по силуэтам»

- Рассмотрите рисунки.

- Каких рыб вы узнали по их силуэтам?

- Какие из них морские? (камбала, акула)

- Закрасьте кружочки около них синим цветом.

- А какие рыбы речные?  (окунь, сом, щука)

- Закрасьте кружочки около них зелёным цветом.

- Проверьте правильность вашей работы   (слайд № 19)

VII. Значение рыб.

- Вернёмся к плану нашего урока.

- Что нам удалось узнать?

- Что ещё осталось?

- Каково же значение рыб?

Очищают воду, являются пищей для людей, животных, птиц. Служат для красоты (аквариум). Подводный мир очень красив, он всегда манит к себе людей – для этого они опускаются глубоко под толщу воды.

VIII. Охрана рыб.

- Почему в природе необходимо охранять рыб? (из-за того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу в больших объёмах вылавливают браконьеры)

Необходимо не только охранять рыбу, но и заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб занесены в Красную книгу – это вымирающие виды. Запрещено истребление рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей.

IX. Итог урока.

X. Рефлексия    (на парте у каждого рыбка, «чешуя» разного цвета и клей)

- К нам в гости приплыли рыбки, но они без чешуи. А на улице холодно, вода в водоёмах тоже холодная.

- Мудрая Черепаха предлагает им «сшить» наряд   (работа в парах)

- Приклейте чешуйки на рыбок   (цвет)   (включить музыку для работы)

- Давайте запустим в водоём наших рыбок.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...