ТЕМА: Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, занесенные в Красную книгу России.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, занесенные в Красную книгу России.

Образовательная: способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.

Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.

Оборудование: учебник; схемы «Правила поведения в природе» (о животных)

  1. Организация начала урока.

– Начинаем урок. На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки. Сегодня на уроке мы продолжим узнавать о нашем  родном доме – природе.

  1. Повторение изученного материала. Проверка д.з.
  1. Индивидуальные тесты

 2.Беседа о группах животных -Отгадайте загадку:

Домашние ласкаются,         

А дикие кусаются.         

Они повсюду и везде:         

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

-Как называется наука о животных?

-Царство животных учёные-зоологи делят на множество групп. Давайте вспомни их.

 -Отгадайте загадки и назовите, к какой группе относится то или  иное животное.

То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их.. . Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.
 (бабочка - насекомые)

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле… (лягушка  - земноводные)

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,                                                                                                                                

Голова торчит, да ноги. (Черепаха - пресмыкающиеся)

У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
А теперь - в котел попала. (Щука)

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка - млекопитающие)

Кря-кря-кря, ловите мух!
А потом в водичку - Плюх!
Плавать - это вам не шутка!
Так детишек учит ...(утка - птицы) .

-1. Рассказать о размножении и развитии насекомых. Составить схему

Яйцо -  личинка – куколка - взрослое насекомое

Яйцо - личинка -  взрослое насекомое

-2. Рассказать о размножении и развитии рыб . Составить схему

Икринка-малёк-рыба

3. Рассказать о размножении и развитии земноводных. Составить схему

Икринка- головастик- взрослое животное

4. Рассказать о размножении и развитии пресмыкающихся. Составить схему.

Яйцо- детёныш  -взрослое животное

5. Рассказать о размножении и развитии птиц. Составить схему

Яйцо- птенец- взрослая птица

6. Рассказать о размножении и развитии зверей. Составить схему

Детёныш – взрослое животное

Доп.вопросы

(-Назовите виды животных, в зависимости от  питания

– Какие животные откладывают яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

– Кто мечет икру?(земноводные, рыбы.)

– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?

-Кто такие насекомые?

-Кто выкармливает детёнышей молоком? млекопитающие.

-Жаба, тритон, лягушка – это… земноводные

-У какой группы животных тело покрыто чешуёй?

III. Сообщение темы и целей урока.

– Переместимся в сказочный лес. Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение:        

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».

– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

IV. Изучение нового материала.

1. Значение животных в жизни человека и растений.

– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

Пища (молоко, мясо, яйца, мед).

Одежда (шерсть, кожа, замша).

Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).

Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).

Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).

Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).

Красота природы.

Помощь растениям.

Чтение по учебнику с.103 1 и 2 абзац

– Как вы думаете, почему многих диких животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)

Причины исчезновения животных:

1. Вырубка лесов и уничтожение растений.

 2. Загрязнение воды.

3. Неумеренная охота.

 4. Разрушение и загрязнение почв.

Чтение по учебнику с.103 1 и 2 абзац

2. Знакомство с животными Красной книги.

– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

– Для чего нужна Красная книга?(Она нас информирует,  какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

– А как вы думаете, почему назвали  книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Впервые Красная книга СССР вышла в свет в1978 году Красная книга СССР была разделена на две части. Первый том был посвящен животным, второй — растениям. Второе издание Красной книги СССР было осуществлено в 1984 году. Оно было гораздо более объемным, в первый том вошли новые крупные группы живых организмов. Красная книга растений составила второй том.Решение о создании Красной книги РСФСР было принято в 1982 году, а опубликована она была в 1983 году. В неё было занесено 65 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 9 видов рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

– Животные играют огромную роль в природе.

– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.

Рассказы учащихся о животных.

Русская выхухоль – зверек, живущий в поймах рек и в озерах, в бассейнах рек Днепра, Дона, Волги и Урала. Обитает и на земле и в воде. Выхухоль чрезвычайно прожорлива: питается насекомыми, червями, рыбой и лягушками, а также корневищами водяных и прибрежных растений. Всеядное животное. Живут выхухоли семьями, причем в норе зимою собирается до 15 разновозрастных особей. В поисках подходящих убежищ выхухоль активно передвигается по угодьям в весенний период. К осени они покидают пересыхающие водоемы и уходят в непересыхающие, где остаются на зимовку. На поверхности земли не увидеть признаков жилища выхухоли, но иногда вместе с рыбой это животное попадает в рыболовные снасти.

Серый журавль – крупный журавль  серой окраски с черными концами крыльев. Вес до 5–7 кг, размах крыльев до 230 см. Голова и шея черные, от глаз по бокам головы идет белая полоса. В полете вытягивает шею и ноги почти по прямой линии. Полет медленный, ровный. Часто летят высоко стаей, при этом выстраиваются треугольником. Очень осторожны. Голос –звонкий, трубный, курлыкающий, слышный более чем на 2 км. Гнездо –  куча травы на болоте, иногда среди воды, которая используется несколько лет подряд. Всеядная птица. Из растительной пищи охотно поедает ягоды брусники, голубики, клюквы, корневища растений, различные семена и даже кедровые орехи. Из животной пищи поедает лягушек, мелких грызунов, моллюсков, насекомых

        Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

    Тигр– прекрасный  охотник.  Он  быстро  бегает, способен  долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

          3. Где звери могут найти защиту.

– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы. Людям животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)

– Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках, заказниках)

4. Правила друзей природы (экологические правила).

Работа с экологическими знаками. (с. 105).

V. Закрепление изученного материала.

Творческая работа.

– Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.

VI. Итог урока.

-Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– А что мы с вами можем сделать для охраны животных? 

VII.Рефлексия деятельности.

На доске четверостишие:

Урок полезен, все понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться

Поставить ударение на строке, которая выражает ваше отношение к уроку

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные Ставропольского края, занесенные в Красную Книгу".

Материал предназначен для уроков окружающего мира в начальожет быть использован во внеурочной деятельности. Знакомит детей с животными, занесенными  в Красную Книгу Ставропольского края....

Классный час по теме:"Животные,занесенные в Красную книгу Тверской области".

Классный час по теме "животные,занесенные в Красную книгу Тверской области" рассказывает в доступной форме о редких и исчезающих видах животных, воспитывает бережное отношение к природе....

Животные Новгородской области, занесенные в Красную Книгу Российской Федерации.

Презентация содержит информацию о животных Новгородской области, занесенных в Красную книгу России: краткое описание, факты, изображения....

Исследовательская работа учащихся 4 А класса по теме :"Животные , занесенные в Красную книгу Ростовской области."

Отчет 4 а класса на научно-практической конференции по теме "Животные, занесенные в Красную книгу Ростовской области", презентация, фото проектной работы....

Презентация "Животные, занесенные в Красную книгу"

Животные, занесенные в Красную книгу БашкортостанаНа склонах Уральских гор и на равнинах Предуралья раскинулась огромная территория, где расположилась республика Башкортостан. Это местность славится о...