Урок окружающего мира "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

Цели деятельности учителя:

Образовательная:способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.

Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Воспитательная:содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.

Оборудование: учебник; проектор, презентация, карточки «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса», ноутбук.

Учитель: О.А.Герасимова

Дата проведения: 29.11.2021 г.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

II. Повторение изученного материала.

– на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:

– На какие группы можно разделить всех животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

– Какие животные откладывают яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые.)

– Кто мечет икру?(земноводные, рыбы.)

– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?

– Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).

Яйцо – … – взрослая птица.

Икринка – … – взрослая лягушка.

… – малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка – … – бабочка.

Тест (приложение)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.

звучит аудиозапись «звуки леса».

– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

учитель читает стихотворение:        

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».

- Откройте свои учебники на с.103.

- Какие задачи поставим перед собой?

– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

IV. Изучение нового материала.

1. Значение животных в жизни человека и растений.

– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.

Попова Ника открывает конверт и зачитывает письмо:

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

– Кто обратился к нам за помощью? (сова.)(учитель демонстрирует рисунок.)

– Что вы узнали об этой птице из письма?

– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания учащихся.)

– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

  • Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
  • Одежда (шерсть, кожа, замша).
  • Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
  • Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
  • Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
  • Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).
  • Красота природы.
  • Помощь растениям.

– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)

Причины исчезновения животных:

  •  Вырубка лесов.
  •  Уничтожение растений.
  •  Загрязнение воды.
  •  Охота.
  •  Разрушение и загрязнение почв.

2. Знакомство с животными Красной книги.

Беседа.

– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

– Для чего нужна Красная книга?(Она нас информирует,  какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

– А как вы думаете, почему назвали  книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

– Животные играют огромную роль в природе.

– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.

Рассказы учащихся о животных.

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив над крыльями, длина 24–32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России.

Тигр– прекрасный  охотник.  Он  быстро  бегает, способен  долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Морж – самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, морскими ракушками, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

– Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились  рассказы ребят, а вам?

- Ребята на с. 104 найдите небольшое сообщение еще об одном животном, которое занесено в Красную книгу. (Орел-беркут)

– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.

3. Работа по учебнику (с. 104).

– Где звери могут найти защиту?

- Прочитайте последний абзац на с.104.

- Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)

– Где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках.)

– А кто знает, что такое заповедник?

- Найдите определение этому понятию у себя на карточках, прочитайте.

– Что такое национальные парки?

- Найдите определение этому понятию у себя на карточках, прочитайте.

- Посмотрите на слайд презентации. Перед вами перечислены только некоторые заповедники России. В настоящее время в нашей стране насчитывается 103 государственных природных заповедника и 49 национальных парков, но в ближайшем будущем планируется создать еще 11 новых заповедников и расширить 9 национальных парков.

- В нащем Валуйском районе тоже есть охраняемая территория. Это Заказник «Мандровский». Одной из основных задач Заказника является поддержание целостности естественных сообществ, чтобы природа сохранялась в своей первозданной красоте, сохранение и воспроизводство популяций лося и оленя европейского, а так же на его территории  обитает такое животное, как байбак.

4. Правила друзей природы (экологические правила).

Работа с экологическими знаками.

– Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Учитель раздает учащимся экологические знаки.

– Найдите расшифровку этим знакам на карточках-помощниках.

- Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. V. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

– Чтобы вы не забыли эти знаки, вклейте карточки себе в тетрадь.

VI. Итог урока.

– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.

– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

- Прочитайте вывод с.106.

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам слова Михаила Михайловича Пришвина:  «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»

Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…».

Клятва:            Мы обещаем:  Нор звериных, птичьего гнезда  Разорять не будем никогда!  Пусть птенцам и маленьким зверятам          Хорошо живется с нами рядом!

Домашнее задание: учебник,с. 103–106; подготовить сообщение о животных Красной книги Белгородской области.

Тест

1. Сколько ног у насекомых?

а) Восемь;        б) шесть;        в) четыре.

2. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) земноводные;         б) рыбы;        в) млекопитающие.

3. Жаба, тритон, лягушка – это…

а) рыбы;        б) земноводные;        в) пресмыкающиеся.

4. Как размножаются млекопитающие?

а) откладывают яйца;

б) вымётывают икру;

в) рождают живых детёнышей.

5. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) млекопитающие.

6. Орган вкуса млекопитающих:

а) волоски на теле;        б) язык;        в) глаза.

7. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) рыбы.

8. Пескарь, щука, плотва – это…

а) насекомые;        б) рыбы;        в) птицы.

9. Какое слово пропущено6 яйцо – личинка – … – муха?

а) икринка

б) малёк

в) головастик

г) куколка

10. Какое животное относится к группе насекомых?

а) паук

б) трясогузка

в) бабочка

г) морской ёж

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.

Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....