Научно-познавательная игра-квест: «Лекарственные растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Ершова Ольга Михайловна

Научно-познавательная

игра-квест: «Лекарственные растения».

 

Цели:

-Формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.

-Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

-Познакомить с лекарственными растениями.

Задачи:

-Изучить значение растений для здоровья человека, формировать знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах;

-Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений и принципами их применения (фитотерапия);

-Способствовать формированию нравственных чувств и представлений;

-Воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты;

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  гербарий с лекарственными растениями, ассортимент лекарственных трав для ароматерапии и фитотерапии, клубочек, письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya_konspekt.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-познавательная

игра-квест: «Лекарственные растения».

Цели:

-Формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.

-Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

-Познакомить с лекарственными растениями.

Задачи:

-Изучить значение растений для здоровья человека, формировать знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах;

-Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений и принципами их применения (фитотерапия);

-Способствовать формированию нравственных чувств и представлений;

-Воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты;

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  гербарий с лекарственными растениями, ассортимент лекарственных трав для ароматерапии и фитотерапии, клубочек, письмо.

Ход занятия:

Проблема

Лекарственная аптека

Ее мы обижаем,

Когда порой срываем,

Решаем, что трава - сорняк,

Не пригодится нам никак -

Такие наши нравы.

Но мы, дружок, не правы!        

Спасибо травам и цветам,

Что это всё прощают нам!

  1. Сообщение темы

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, какие растения называются лекарственными и для лечения, каких заболеваний они используются.

(Стук в дверь.)

Почтальон - Вам письмо, срочное! И посылка!

Учитель: - Пришло письмо, от Василисы Прекрасной. Сейчас мы его прочитаем. (вскрывает).

-Дети, случилась беда, Василиса Прекрасная просит помощь, срочно! Злая волшебница позавидовала ее красоте и уму и решила извести красавицу. Заколдовала Василисушку, иссушила, всю силу отняла. Не может теперь девица ни песен петь звонких, ни хлеба печь пышного, ни танцевать весело и людям радость дарить. Плачет она и умоляет о помощи.

-Поможем Василисе Прекрасной, дети? (Да!).

Учитель: - Для этого нам нужно совершить путешествие в сказочный лес, где живет травница, добрая знахарка Акулина, которая своими лечебными травами сможет снять заклятье и вернуть жизнь красавице. Но нам потребуется внимательно выслушать ее и выполнить задания. Вы согласны?

Но как мы туда попадем? Давайте откроем посылку. В посылки клубочек, да не простой, а волшебный. Он то нам и поможет и дорогу к Акулине-травнице покажет.

(Звучит лесная музыка, поют птицы.)

Дети бросают клубочек, и приходят на поляну - ковер, где Акулина готовит снадобье и говорит слова:

Акулина: Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

-Здравствуйте, дети! Зачем пришли-пожаловали, аль соскучились, аль беда, какая приключилась? (Акулина)

(Дети говорят о беде Василисы Прекрасной).

Акулина: - Да, я все знаю, птицы плохую весть принесли. Но заклятье спадёт не сразу, нужно выполнить задания, ответить на вопросы и найти лечебные травы. Вы согласны?

-Да! (дети).

Акулина: - Я Травница, понимаю, люблю и разбираюсь в силах трав. Помогаю всем, кому нужно! Готовлю из лечебных трав отвары, настои, мази, бальзамы и с вами поделюсь своими знаниями сокровенными. Да и красавицу, Василисушку, вылечу ими с радостью. Я вам дам список нужных мне трав. Я вас жду. Как можно быстрее принесите мне лечебные травы. Удачи вам!

  1. Основная часть

(Ученики идут на поляну с заданиями)

I.

Учитель: - Дети, какие лечебные растения вы знаете? (ответы детей).

-А вы знаете, что из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

1). Как вы думаете, можно собирать растения, которые относятся к числу охраняемых видов?

2). Можно ли брать только поврежденные, больные, не известные вам растения?

3). Можно ли вырывать растения с корнями? (их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова).

4). Можно ли собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей? Почему? (они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями.)

5). Можно ли брать лекарственные растения в рот? (нет, многие из них ядовитые).

6). Когда лучше собирать лекарственные растения? (Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса).

Молодцы, вы нашли первое лекарственное растение. Это Ромашка.

(Подготовленный ученик рассказывает про ромашку)

«Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки поласкают рот и горло при ангине».

II.

Учитель:  А теперь, ребята, следующее задание. Чтобы получить это растение, надо ответить на вопросы. Только для этого надо дружно выкрикивать правильные ответы:

1.Лекарственными называют растения, из которых

а) готовят еду б) делают лекарства в) варят варенье

2. Лекарственные растения продают в

а) аптеке б) магазине в) на рынке

3. Какое лекарственное растение в народе считают «травой от 99 болезней»?

а) одуванчик б) ромашку в) зверобой

4.Какое растение является чемпионом по количеству витаминов?

а) береза б) шиповник в) подорожник

5. Какое растение используют для лечения ожогов?

а) облепиха б) малина в) земляника

Молодцы, вы нашли второе лекарственное растение. Это Зверобой.

(Подготовленный ученик рассказывает про зверобой)        

«Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. В старину зверобой считали мистическим  растением, рождённым молнией. В народных поверьях зверобой является источником света, устраняющим зло, прогоняющим духов тоски, избавляющим от чёрной печали».

III.

Учитель: А теперь, ребята, следующее задание.

Надо выполнить его без ошибок. Встаем на нашей полянке (музыка)

 Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании вытягиваем руки вверх, встаём на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводим в стороны (кусты широкие), травы – присаживаемся на корточки (травы низкие). По ходу могу называть животных, не предупреждая, тогда не должны выполнять никаких действий, а только стоять свободно.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

Молодцы, вы нашли третье лекарственное растение. Это Календула.

(Подготовленный ученик рассказывает про календулу)        
«Полезные свойства календулы известны с древности. Ее использовали при лечении различных заболеваниях кожных покровов, а также для заживления всевозможных ран.

Уже тогда люди считали, что растение способно излечить рак. И уже в современном мире эта способность была с успехом доказана. Календула обладает отхаркивающим, мочегонным, потогонным средством. Календулой  поласкают горло при стоматитах и ангине.
Только один взгляд на эти цветы улучшает настроение. Широко применяется календула в кулинарии, народной медицине, косметологии и мыловарении».

IV.

Учитель: Следующее задание. У нас есть корзинки с лекарственными растениями от разных болезней. Мы сейчас их рассмотрим и запомним.

От простуды: душица, репчатый лук.

От ссадин и ранок: подорожник, петрушка, чеснок.

От боли в животе: ромашка, мята, укроп.

Молодцы, вы нашли четвертое лекарственное растение. Это Шиповник.

(Подготовленный ученик рассказывает про шиповник)        

«Шиповник – является прекрасным лекарственным средством. Прежде всего, за счет содержания в нём большого количества витамина С и аскорбиновой кислоты. Обычно, используют свежие или высушенные ягоды шиповника. Сушеные часто применяют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный чай из шиповника имеет множество полезных свойств, прежде всего, он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, нормализует деятельность сердечнососудистой системы, печени и желудочно-кишечного тракта».

V.

Учитель: Что бы получить последнее растение, надо послушать сказку и назвать все лекарственные растения, которые в ней услышите.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.


Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут
аптечную ромашку,
Собирают
зверобой.

На спине у ёжика
Листья
подорожника.

Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто
 морошкой, кто черникой,
Кто
сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От
брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

Учитель: Вы молодцы! Нашли пятое лекарственное растение. Это Смородина.

(Подготовленный ученик рассказывает про смородину)        

«Смородина - медоносное растение. Пчёлы собирают с цветков растения нектар и пыльцу.

У смородины ягоды небольшие, чуть побольше крупной горошины. Ягоды смородины бывают красные, чёрные и белые. В ягодах, листьях и ветках смородины много витамина С, яблочной и лимонной кислот.

Смородину используют как тонизирующее, сосудорасширяющее, улучшающее обменные процессы, кровоочистительное, кроветворное, витаминное, противовоспалительное, аппетитное, мочегонное, потогонное средство. Растение улучшает функцию коры надпочечников, тонизирует сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет, снижает уровень сахара в крови при диабете».

Учитель: Какие вы все молодцы! Вы собрали все растения по списку. Пока я их буду складывать в нашу корзинку травы, послушайте стихотворение.

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство огромной страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Учитель: А теперь все дружно идем к нашей травнице.

Акулина: Всё нашли? Пока вы ходили за травами, вы наверняка много про них узнали. А я сейчас расскажу вам о лекарственных травах то, что вы точно не знаете.

Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней, древний человек понял, что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.

На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.

При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота.

Российский царь Петр! издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в аптеках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить. Метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений называется фитотерапия.  Фитотерапия - это одна из самых древних медицинских наук.

  1. Заключение.

Акулина: Дети, вы молодцы! Вы выполнили все задания, ответили на все вопросы, принесли мне лечебные травы и лечебный отвар обрел силу волшебную, теперь он вылечит Василису прекрасную. Я его передала с быстрым зайцем. А для вас я приготовила полезный отвар, который восполнит ваши силы.

Травница Акулина угощает всех лечебным отваром и вареньем.

Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями...

Лекарственные растения

В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...

Игра-квест «По следам загадочных растений»

Конспект занятия в детском объединении естественнонаучной направленности, организованного в форме игры - квеста, для повторения изученного материала. Может быть использован учтелями биологии и педагог...

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....