Технологическая карта урока "Путешествие в мир клетки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Данный материал предоставлен для использования на уроках окружающего мира в 4 классе по ПНШ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._puteshestvie_v_mir_kletok.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Путешествие в мир клеток»

Цель: формирование представлений о строении клетки.

Задачи:

  1. Дидактические:
  • обеспечить усвоение знаний о строении клетки;
  • способствовать обобщению и закреплению знаний о строении и функциях главных частей и органоидов клетки.
  1. Развивающие: 
  • развить познавательный интерес к окружающему миру посредством привлечения занимательного материала;
  • способствовать развитию логического мышления, воображения, восприятия
  1. Воспитательные: 
  • способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму;
  • воспитывать культуру общения в среде сверстников.

Этап урока.

Методы и приемы.

Образовательная задача урока

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникационные)

Личностные

1. Орг. момент.

Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку

Дает положительный настрой на урок.

Эмоционально настраиваются на работу.

Ф

Р.: умение контролировать свои действия

К.: умение планировать учебное сотрудничество

Проявление внешней мотивации к изучению предмета

2. Актуализация знаний

Выявить уровень готовности к изучению нового материала

Проводит проверку домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос

– Ребята, сейчас мы проведём небольшой устный опрос по вашему домашнему заданию. В это время один из вас будет выполнять у доски задание, которое вам было задано в рабочей тетради.

– С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

 («Как устроен организм человека»)

– Какие внутренние органы вы знаете? (Сердце, лёгкие, желудок, печень, кишечник, головной и спинной мозг.)

– Какую роль играет костная система? (Даёт опору телу человека, помогает ему двигаться.)

– Какую роль выполняет мышечная система? (Даёт опору телу человека, помогает ему двигаться.)

– Какие ещё системы вы знаете? (Пищеварительная система,дыхательная, система кровообращения, нервная система.)

– Какую работу они выполняют? (Пищеварительная – обеспечивает переваривание пищи; дыхательная – обеспечивает движение крови в организме; система кровообращения – обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа; нервная система – управляет деятельностью всего организма.)

2. проверка задания в РТ

– Наш организм состоит из разных систем и органов, которые выполняют определённую работу.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Ф

П.: умение выделять необходимую информацию.

Р.: умение контролировать свою деятельность и оценивать ее.

К.: умение слушать

и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

3. Открытие новых знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

– Ребята, на партах у вас лежат комиксы. Ваша задача внимательно его изучить. (Приложение 1. Комикс)

– Вот вы изучили комикс. На какую тему он?

– О чем говорится в комиксе?

– Как вы думаете, почему такое разнообразие клеток? (потому что различные клетки выполняют разную работу в организме).

– Каждая клетка обладает свойствами и выполняет свою работу. Одни клетки обеспечивают организм кислородом, вы можете пронаблюдать как расширяется и сжимается грудная клетка при дыхании; другие защищают организм от попавших в него микробов и выполняют множество других функций.

– Вся жизнь человека связана с жизнью клетки. Сколько же живут клетки? Есть клетки долгожители. Они живут и трудятся на протяжении всей жизни: это мышечная и нервная клетки. Клетки кожи живут 1 – 2 недели. Самая короткая жизнь у клеток эпителия – 1-2 дня. На смену умершим клеткам появляются новые. (рис. деление клетки)

Вместе с ростом клеток растёте и вы.

– Клетка – это живой организм. Она питается, дышит, растёт, размножается, умирает.

 

– Ребята, выделяют одноклеточные и многоклеточные организмы. А как вы думаете, к какому типу относится человек?

(Многоклеточный.)

  1. Знакомство с тканями.

– Один учёный установил, что каждый организм – будь это ничтожная по величине букашка или тридцатиметровый кит – начинает свою жизнь всего лишь из одной единственной микроскопической клеточки. Эта клеточка – оплодотворённое яйцо, или, как называют его иначе, яйцевая клетка. Она последовательно дробиться, образуя новые клетки, из которых и слагаются постепенно различные ткани будущего сложного организма.

– Клетки, собранные вместе и выполняющие одну и ту же работу образуют ткани. Из тканей состоят внутренние органы человека. В организме человека выделяют различные виды тканей. Среди них выделяют: мышечную, нервную, соединительную, эпителиальную.

Изучают комикс.

Активно работают с учителем.

Ф

Комикс на тему: «Путешествие в мир клеток»

Знать понятия «клетка», «ткань»;

Уметь сравнивать внешний вид ткани разных органов

П.: умение структурировать знаний.

Р.: умение принимать и сохранять уч. задачу, прогнозирование.

Проявление интереса к новому учебному материалу.

Физминутка

Изменить деятельность детей, для предупреждения утомления

А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: повороты туловища-

4.Применение новых знаний

  1. Работа с учебником (стр. 12 -13)

– А сейчас откройте учебники на 12-13 стр. Прочитайте про себя текст и приготовьтесь ответить на мои вопросы по тексту.

– С чем связано строение клетки?

– Какую работу могут выполнять клетки?

– Как учёные описывают жизнь клетки?

– Как клетки размножаются? (

 

– Что образуют соединения клеток?

– Чему способствует деление клеток?

Работа с учебником, отвечают на вопросы по содержанию.

– С тем, какую работу в организме она выполняет

– Обеспечивают организм кислородом, защищают его от попавших в него микробов, помогают двигаться, образуют влажный защитный слой.

– Клетки дышат, питаются, растут, размножаются, погибают.

– Клетки делятся, затем снова растут и снова делятся.

– Ткани

– Росту человека – его костей, мышечной и всех других тканей, заживлению порезов, ран, срастанию сломанных костей.

Ф

Р.: умение контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Овладение начальными навыками адаптации в обществе; принятие и осваивание социальную роль обучающегося; стремление развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества; формирование личностного смысла учения.

  1. Работа с тетрадью на ПО (зад. 4,5)

– Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 4. Посмотрите на №4. Дополните предложения. В них говорится об организме человека.

– Выполните следующий номер, №5. Дополните предложения. В них говорится о клетке – мельчайшей  частице организма, где происходит усвоение питательных веществ и использование полученной от этого энергии.

Обобщают полученные знания. .

И

Тетрадь на печатной основе

П.: умение создавать алгоритмы деятельности;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений.

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение осуществлять контролировать свою деятельность и деятельности партнеров, оценивать собственную деятельность.

К.: умение слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения;

умение при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.

  1. Выполнение практической работы (стр. 5, №6)

– Рассмотрите рисунок строения клетки тела человека. Найдите и раскрасьте синим цветом оболочку, которая отделяет клетку от других клеток; голубым – жидкость, которая обеспечивает перенос питательных веществ внутри клетки; зелёным – частички, которые снабжают клетку питательными веществами. Раскрасьте красным цветом частички, которые участвуют в кислородном обмене клетки; Жёлтым – те, которые помогают ей двигаться; коричневым – микротрубочки, с помощью которых клетка сохраняет свою форму. И наконец, раскрасьте светло-зелёным цветом частички, которые участвуют в выведении из клетки отработанных продуктов обмена веществ.

Ребята, вы убедились, как сложно устроена человеческая клетка и какую сложную работу она выполняет.  

  1. Работа с дополнительным материалом. (стр. 118 – 121)

– Откройте учебники на 119 стр. Прочитайте про себя текст «Чудесные клетки».

– Назовите типы клеток крови? (Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.)

– Что вы можете сказать о эритроцитах? (Их в крови больше всего. Из-за них кровь и имеет красный цвет.)

– Какой цвет имеют лейкоциты? (Почти белый.)

– Какую работу выполняют эритроциты в организме человека?

(Доставляют кислород каждой клетке организма.)

– А какова роль лейкоцитов? (Они главный защитник организма.)

– Какую работу выполняют тромбоциты? (Образуют тромб и останавливают кровотечение)

– Какую роль выполняет плазма крови? (Транспортируют питательные вещества и шлаки.)

5. Рефлексия, подведение итогов занятия.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Используя рефлексивный экран организует деятельность учеников по оценке степени достижения предполагаемых результатов:

  1. Я сегодня узнал…
  2. Я сегодня научился…

Дома я расскажу…

Осуществляют рефлексивный анализ.

Ф

П.: умение осваивать начальные формы рефлексии.

Р.: умение осознавать важность полученных знаний;

умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

К.: умение полно

и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Проявление целеустремлённости, дисциплинированности, ответственного отношения к учению.

6. Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

– Ваше домашнее заданиеОткрываем дневники и записываем домашнее задание: уч. с. 12 -13, 118 – 121.

– В дневник домашнее задание записали, тетради и учебники закрыли, убираем в портфель. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

Приложения:

приложение 1. Комикс на тему «Путешествие в мир клеток» - приложение Е (Комикс 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Клетка-основа строения и роста живых организмов"

Предмет: Окружающий мирКласс: 4 классТема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В...

Технологическая карта урока "Путешествие по ленте времени"

познакомить с понятием «историческое время», способом расположения исторического времени на ленте времени....

Технологическая карта урока "Путешествие по Москве".

Технологическая карта урока Окружающий мир (УМК  "Школа Росии", учебник Плешакова А.А,), 2 класс, тема урока: "Путешествие по Москве"....

Технологическая карта урока Путешествие по планете

Данный материал представляет собой технологическую карту урока по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Окружающий мир. Технологическая карта урока "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ".

Урок по окружающему миру на тему "Путешествие по Москве" воспитывает патриотическое отношение к своей Родине....

Технологическая карта урока «Путешествие за границу России» по окружающему миру в 4 классе

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир (2 часа)                ...