Технологическая карта урока "Почему радуга разноцветная"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ковалевская Вероника Вячеславовна

Технологическая карта урока "Почему радуга разноцветная"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Окружающий мир___ Урок №   49__

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: умение определять и высказывать общие для всех людей правила.

Регулятивные действия: умение точно выражать свои мысли;

Умение определять цель деятельности на уроке.

Познавательные действия: Умение извлекать информацию из иллюстраций;

Умение на основе анализа объектов делать выводы;

Умение обобщить и классифицировать по признакам.

Коммуникативные действия: умение слушать и понимать других;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Прочитайте слова:

ветер дождь радуга

- Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, радуга - природные явления.)

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения радуги. (Учащиеся затрудняются ответить.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

- Ребята, а кто из вас видел радугу?

- О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

- Что бы вы хотели узнать о ней? ? (Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

 ( Почему возникает радуга. Как возникает радуга и др.)

- Сравните ваше название с названием темы в учебнике. (Почему радуга разноцветная.)

- Прочитайте в учебнике, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Ставят задачи на урок.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

III. Изучение нового

Цели: -выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Давайте послушаем стихотворения о радуге

Чтение стихотворений о радуге. (читают подготовленные дети)

1. Солнце светит и смеется,

а на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга! (Тимофей)

2. Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга.

Заслонила облака (Александра)

Проблемная ситуация.

- Как авторы называют радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- А почему семицветная? (из 7 цветов)

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

Просмотр видеосюжета

- Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?».

Беседа

- Что нового и интересного для себя вы узнали? 

В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики.

- Смогли вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда, когда светит солнце и идёт дождь.

Объяснение учителя.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение) (табличку на доску). Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают стихотворение

Анализируют.

Определяют причины.

Анализируют.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

.Регулятивные:- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

Физминутка

IV. Закрепление  нового

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

А Сейчас мы с вами проведем опыт.

Задание по плану

У каждого в тетради есть карточки для заполнения.

(Зеркало опустили в воду, направили фонарик на зеркало)

Давайте сделаем вывод.

Вывод:  из опыта доказали, что луч света, проходя через призму,  распадается на разные цвета.

В чем, по вашему мнению,  красота радуги? (В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Какие это цвета?

- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?(на доске две радуги)

-  Рассмотрите  в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.

- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Чтобы  не путать этот порядок люди придумали фразу -  подсказку.

Прочитайте её. «Каждый Охотник  Желает  Знать, Где Сидит Фазан».

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Так какая же радуга правильная?

По очереди комментируют.

Заполняют карточки.

Делают вывод.

Сравнивают

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V.  Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

Цель:

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

У вас на партах лежат конверты с полосками: расположите  цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.

Взаимопроверка

Самостоятельная  работа в карточка с взаимопроверкой.

А) раскрасить радугу (под музыку «Песня о радуге»)

Б) - Представьте, что на радуге живут радужные человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.

В)- Радужные человечки любят ездить на радужном поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики. Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.

- А теперь покажите лайк те ребята, у кого все правильно, дизлайк  те, кто допустил ошибку.

    5.3. Рассмотрите рисунок  на с.41.

- Докажите, что  у Муравья  и Мудрой Черепахи получится радуга. (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

-  Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.

- Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день, яркие радуги у водопадов.)

Работают самостоятельно

Анализируют.

Рассуждают.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

- Какую учебную задачу ставили на уроке?         (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

        Игра «Третий лишний».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- На столе у вас сегодня солнышки. Нарисуйте личико своему солнышку, веселое или грустное.

- Покажите ваши солнышки. Как светло и радостно стало в нашем классе!

Формулируют конечный результат работы на уроке.

Формулируют конечный результат работы на уроке.

Оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Задание

Что наблюдали? (записать)

1.

Зеркало опустили в воду.

Направили фонарик на зеркало

- Что увидели на стене?  

2.

Рассмотрите  разноцветные лучики.

-Какие цвета увидели? Зарисуйте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Почему радуга разноцветная?»

Организация активной деятельности ребят на уроке  направлена на формирование универсальных учебных действий, которые помогают учащимся самостоятельно открыть для себя  новые знания....

Окружающий мир. Урок "Почему радуга разноцветная?". 1-й класс.

Урок разработан, учитывая требования ФГОС. Презентация помогает в усвоении и закреплении нового материала....

Предмет: Окружающий мир Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Создать условия для формирования первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. ...

Технологическая карта урока "Почему радуга разноцветная?"

Технологическая  карта урока окружающий мир 1 класс  "Почему радуга разноцветная?"...

Урок "Почему радуга разноцветная".

Урок по окружающему миру с элементами исследования....

Урок "Почему радуга разноцветная"" интегрированный урок(окружающий мир и ИЗО,

Урок  был подготовлен к семинару учителей и завучей по теме "интегрированный урок". На уроке использовались материалы по окружающему миру и изобразительному искусству....